выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее
тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда
даже придается различие между фил и рел как отдельными формами общ
сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.
Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В
античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход
компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия
включала в себя фил.
Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на
рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же
время новоевроп наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между
ними как бы были разделены сферы влияния. при сохранении однако верховного
авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от
бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив
материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в
события мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски
размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зав-ти
от бога.
Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально
претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно максизму,
религия есть остаточная форма общ сознания, кот будет сохраняться до тех
пор, пока вследствии развития соц-эконом структур общества состороны др
форм общ сознания и прежде всего со стор самой фил не будет предложена
система ценностей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей
духа, лежащих в основании устойчивых религ представлений.
Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и фил. Можно
выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.
Гносеолог причины связаны с трудностями истолкования фундамент достижений
естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму
а папа римский неоднократно проповедовал, что достиж современой физики
прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи подвергают текст библии все новым
толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.
Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с
его 2 мировыми войнами, опасность ядерной войны, и истощения ресурсов,
непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему
дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не
подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся
человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял
нравств основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззрении.
Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту,
восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы
фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение
П.Тейара де Шардена - фр ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел
как цель эвол развития природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в.
начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер,
М.Вебер), т.е. фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил
знания духовных абсолютов и норм.
15. Материя как фил категория.
Материя – есть философская категория для обозначения объективной
реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,
фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от
них.
Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и понятие «бытие».
Парлинида в античности или Бога в средневековье: выступает гарантом
существования мира. Дело в том, что материи приписываются те же
характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожаемость, несотворенность.
Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного
обоснования существования не только материального мира, но и духовного.
Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это
взаимодействие выступает, согласно материализму, основанием мира.
Материя неисчерпаема, то есть многообразие конкретных объектов, в
которых она существует, бесконечно. Не бесконечное ее содержание не
хаотично; оно упорядочено. Прежде всего, можно говорить о строении материи
на уровне неживой и живой природы.
В структуру материи на уровне неживой природы, с точки зрения современной
науки, входят элементарные частицы, физический вакуум, атомы, звезды,
молекулы, планеты, галактики, системы галактик, метагалактики. Тайные
строения материи, существующей за пределами элементарных частиц и
метагалактик, люди еще не познали.
Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость,
неуничтожаемость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. . Но
среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства
называются атрибутами. К ним относятся движении, пространство, время.
16. Сущьность и явление.
Развитие познания есть движ мысли от поверхностного ко все более
глубокому, скрытому - к сущности. Сущность же облад подлинной
действительностью только в следствии опред форм своего
самообнаружения.(листья, цветы выраж во внешнем виде сущность растения)
Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее
аспектов.Сущность есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах,
их внутр связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего
проявления. В понятии сущности заключено единство всех глубинных,
закономерно связ элементов содерж объекта в их противоречиях, причинно-сл
отношениях, в их зарождении, развитии и тенденциях к будущему. И в этом
случае она есть нечто внутреннее, некий организующий принцип. Понятие
сущности т.о. соотносительно с пон содержание, выражая однако не все
содерж, а только главное, основное в нем. Сущность соотнос и с категорией
качества, кот выражает однако лишь какой-то аспект ее. Понятие сущности
связано и с понятием закона, но зак и сущ не совпадают: мы знаем зак
гравитации, не ведая ее физ сущности. Сущность внутри себя динамична и
подвержена принципу развития. Вскрыть сущность чего-либо - значит
проникнуть в глубины вещи, в ее основные свойства, выявить причины
возникновения и принципы развития. При этом сущность обладает разной
степенью глубины. Она имеет свои степени или порядки. И познание движется
от сущности одного порядка к сущн другого, более глубокого. Порядок
сущностей уходит в бесконечность. Следует подчеркнуть, что сущность всегда
конкретна, нет сущностивобще. Сущность нерасторжима с формами своего
проявления. Явление это проявл сущности: если сущ нечто общее, то явление -
единичное, выраж какой-то момент сущности, если сущность есть нечто
глубинное, то явл - внешнее, более богатое и красочное...Явление есть то,
как сущн проявляет себя вовне: во взаимод со всем иным, в тч и с нашими
органами ч. Явл -это непосредственно восприним свойства объекта, то или
иное видение кот зависит от строения и действия органов чувств, а сущность
- то качественное своебразие предмета, определ его характерное лицо, кот
может скрываться за его непосредственно наблюд проявлениями (зел цвет травы
- явление.Сущность - физ свойства отражать свет) И сущ и яв сущ объективно,
это атрибуты объекта. Но яв есть функция, зависящая от объекта и его
данности субъекту, а сущ есть собственно объективное кач объекта.
Диалектика сущности и явл - процесс не однозначно простой, т.е. в нем нет
такой связи: одна сущность одно явл. Само явл достаточно неоднозначно и не
всегда скрывает за собой истинную сущность. Вполне реальной оказывается для
фил пробл кажимости, видимости. Мы можем видеть мираж в пустыне, однако на
его месте ничего нет, т.е. то, что мы видим лишь кажущееся. Однако с др
стороны мираж - явление природы, а не зрительный фантом порожд обманом
органов чувств, мы можем его сфотогор. Следов видимость есть сущность в
одном из своих проявлений. Феномен “быть-казаться” выражает прежде всего
факт несоотв сущности и ее вн проявления. Итак, если явление обнаруживает
сущность, то видимость, как правило, закрывает ее, и задача разума закл в
том, чтобы проникнуть сквозь покров видимости и заглянуть в истинное лицо
сущности. Движ познания есть всегда движ от внешнего к внутреннему.
Категория внешнего раскрывает свойства предмета как целого, и не только
предм самого по себе, но и способа его взаимод с окруж средой. Кат
внутреннего раскрывает строение предмета и выявляется благодаря теорет
процедурам познания, связанным с допущением идеализованных объектов.
В истории познания пробл внеш и внутр подчас смыкалась с пробл сущности и
явления. Но очевидно, что полного отождествления здесь нет. В самом деле
даже если мы познаем внутр строение объекта... мы не сможем сказать, что
познали его сущность. Ведь последняя предполагает знание каких-то принципов
своего функционирования и развития, она исключает наличия в ней случайного,
несущественного. Внутреннее может содержать и случ и несущ. Явление как
правило ничего не говорит нам о связях объекта с другими, внешнее же
предполаг рассмотрение объекта именно со стороны его связей, так, что
внешнее становится для объекта существенным, в этом смысле внешнее
раскрывает нам существенные связи объекта, т.е. обнаруживает какой-то
аспект сущности его.
17. Средневековая философия.
Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло
духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами
просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и
образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ.
догматики в услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи.
В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой
богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для
подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название
“схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля) Еще в 5 в.(христианство
уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма,
враждебного христианству. (Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп.
Юстиана в 529г.) При этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие
к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра