Шпора по философии

выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее

тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда

даже придается различие между фил и рел как отдельными формами общ

сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В

античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход

компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия

включала в себя фил.

Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на

рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же

время новоевроп наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между

ними как бы были разделены сферы влияния. при сохранении однако верховного

авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от

бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив

материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в

события мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски

размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зав-ти

от бога.

Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально

претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно максизму,

религия есть остаточная форма общ сознания, кот будет сохраняться до тех

пор, пока вследствии развития соц-эконом структур общества состороны др

форм общ сознания и прежде всего со стор самой фил не будет предложена

система ценностей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей

духа, лежащих в основании устойчивых религ представлений.

Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и фил. Можно

выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеолог причины связаны с трудностями истолкования фундамент достижений

естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму

а папа римский неоднократно проповедовал, что достиж современой физики

прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи подвергают текст библии все новым

толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с

его 2 мировыми войнами, опасность ядерной войны, и истощения ресурсов,

непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему

дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не

подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся

человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял

нравств основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззрении.

Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту,

восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы

фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение

П.Тейара де Шардена - фр ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел

как цель эвол развития природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в.

начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер,

М.Вебер), т.е. фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил

знания духовных абсолютов и норм.

15. Материя как фил категория.

Материя – есть философская категория для обозначения объективной

реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,

фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от

них.

Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и понятие «бытие».

Парлинида в античности или Бога в средневековье: выступает гарантом

существования мира. Дело в том, что материи приписываются те же

характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожаемость, несотворенность.

Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного

обоснования существования не только материального мира, но и духовного.

Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это

взаимодействие выступает, согласно материализму, основанием мира.

Материя неисчерпаема, то есть многообразие конкретных объектов, в

которых она существует, бесконечно. Не бесконечное ее содержание не

хаотично; оно упорядочено. Прежде всего, можно говорить о строении материи

на уровне неживой и живой природы.

В структуру материи на уровне неживой природы, с точки зрения современной

науки, входят элементарные частицы, физический вакуум, атомы, звезды,

молекулы, планеты, галактики, системы галактик, метагалактики. Тайные

строения материи, существующей за пределами элементарных частиц и

метагалактик, люди еще не познали.

Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость,

неуничтожаемость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. . Но

среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства

называются атрибутами. К ним относятся движении, пространство, время.

16. Сущьность и явление.

Развитие познания есть движ мысли от поверхностного ко все более

глубокому, скрытому - к сущности. Сущность же облад подлинной

действительностью только в следствии опред форм своего

самообнаружения.(листья, цветы выраж во внешнем виде сущность растения)

Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее

аспектов.Сущность есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах,

их внутр связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего

проявления. В понятии сущности заключено единство всех глубинных,

закономерно связ элементов содерж объекта в их противоречиях, причинно-сл

отношениях, в их зарождении, развитии и тенденциях к будущему. И в этом

случае она есть нечто внутреннее, некий организующий принцип. Понятие

сущности т.о. соотносительно с пон содержание, выражая однако не все

содерж, а только главное, основное в нем. Сущность соотнос и с категорией

качества, кот выражает однако лишь какой-то аспект ее. Понятие сущности

связано и с понятием закона, но зак и сущ не совпадают: мы знаем зак

гравитации, не ведая ее физ сущности. Сущность внутри себя динамична и

подвержена принципу развития. Вскрыть сущность чего-либо - значит

проникнуть в глубины вещи, в ее основные свойства, выявить причины

возникновения и принципы развития. При этом сущность обладает разной

степенью глубины. Она имеет свои степени или порядки. И познание движется

от сущности одного порядка к сущн другого, более глубокого. Порядок

сущностей уходит в бесконечность. Следует подчеркнуть, что сущность всегда

конкретна, нет сущностивобще. Сущность нерасторжима с формами своего

проявления. Явление это проявл сущности: если сущ нечто общее, то явление -

единичное, выраж какой-то момент сущности, если сущность есть нечто

глубинное, то явл - внешнее, более богатое и красочное...Явление есть то,

как сущн проявляет себя вовне: во взаимод со всем иным, в тч и с нашими

органами ч. Явл -это непосредственно восприним свойства объекта, то или

иное видение кот зависит от строения и действия органов чувств, а сущность

- то качественное своебразие предмета, определ его характерное лицо, кот

может скрываться за его непосредственно наблюд проявлениями (зел цвет травы

- явление.Сущность - физ свойства отражать свет) И сущ и яв сущ объективно,

это атрибуты объекта. Но яв есть функция, зависящая от объекта и его

данности субъекту, а сущ есть собственно объективное кач объекта.

Диалектика сущности и явл - процесс не однозначно простой, т.е. в нем нет

такой связи: одна сущность одно явл. Само явл достаточно неоднозначно и не

всегда скрывает за собой истинную сущность. Вполне реальной оказывается для

фил пробл кажимости, видимости. Мы можем видеть мираж в пустыне, однако на

его месте ничего нет, т.е. то, что мы видим лишь кажущееся. Однако с др

стороны мираж - явление природы, а не зрительный фантом порожд обманом

органов чувств, мы можем его сфотогор. Следов видимость есть сущность в

одном из своих проявлений. Феномен “быть-казаться” выражает прежде всего

факт несоотв сущности и ее вн проявления. Итак, если явление обнаруживает

сущность, то видимость, как правило, закрывает ее, и задача разума закл в

том, чтобы проникнуть сквозь покров видимости и заглянуть в истинное лицо

сущности. Движ познания есть всегда движ от внешнего к внутреннему.

Категория внешнего раскрывает свойства предмета как целого, и не только

предм самого по себе, но и способа его взаимод с окруж средой. Кат

внутреннего раскрывает строение предмета и выявляется благодаря теорет

процедурам познания, связанным с допущением идеализованных объектов.

В истории познания пробл внеш и внутр подчас смыкалась с пробл сущности и

явления. Но очевидно, что полного отождествления здесь нет. В самом деле

даже если мы познаем внутр строение объекта... мы не сможем сказать, что

познали его сущность. Ведь последняя предполагает знание каких-то принципов

своего функционирования и развития, она исключает наличия в ней случайного,

несущественного. Внутреннее может содержать и случ и несущ. Явление как

правило ничего не говорит нам о связях объекта с другими, внешнее же

предполаг рассмотрение объекта именно со стороны его связей, так, что

внешнее становится для объекта существенным, в этом смысле внешнее

раскрывает нам существенные связи объекта, т.е. обнаруживает какой-то

аспект сущности его.

17. Средневековая философия.

Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло

духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами

просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и

образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ.

догматики в услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи.

В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой

богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для

подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название

“схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля) Еще в 5 в.(христианство

уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма,

враждебного христианству. (Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп.

Юстиана в 529г.) При этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие

к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты