Шпора по философии

внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и

необходимость.

Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся

априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет

естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом

содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж,

получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка. Это

только формы, под кот рассудок подводит доставляемый чувственностью

материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания.

Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез

ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств

созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого

единства состоит в единстве самосознания.

На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет

естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые

законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если

рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения

субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак.

принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само

строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а

в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и

может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего

ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.

Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы

чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл

определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх

знания строится самим сознанием.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает

необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел

есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но

чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств

сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он

свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или

“категорический императив.”

З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его личного

поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он

соверш из уважеия к нравст з-ну.

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не

нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор

или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия.

Противоречие междумор повед чел и результатом этого поведения в эмпир жизни

не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого

соответствия. Не находя его в мире явлеий, нр сознание вынуждено верить,

будто соотв осущ в мире “умопостигаемом”. Сущ понятий как свобода,

бессмертие и бог объясн по К. верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть

истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование

“практического разума”.

04. Философия 17 в. (Бекон и Декарт)

Предпосылки для формирования Ф. нового времени связаны с переносом

интереса мыслетелей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур ф. В

тот же период имеют место попытки ф.заново обосновать естествознание,

соединив эксперимент и размышления как основу теоритического метода. В

17 веке интерес ф. Был направлен на вопросы познания - Ф.Бекон

развивал учение о индукции, Декарт понятие метода в Ф. На первом плане

проблемы гносиологии. Два основных направления ф.: Эмпиризм - направление

в теории познания к-ое признает чувственный опыт как единственный

источник знаний. а) идеалистич. (Беркин, Юм) Э. опыт совокупность

ощущений и представлений, величина мира = величине опыта. б)

материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ.

внешний мир. 2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план

логическое основание науки, признает разум источником познания и

критерием его истинности. Френсис Бекон - развивал учения о индукции.

Неполные индукция - исключ. логического док-ва до получения

противоречия. "Знание сила". Заслуги: 1) восстановил матер. традицию в

европейской Ф. 2) предложил новое понимание материи - совокупность

частиц 3) один из основателей механики "движение неотъемлемый атрибут

материи" Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея

естественного развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя

= протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный

телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животный живые автоматы. Бог

сущность, к-ая явл. причиной всего сущего и не более того. Главная

задача чел. господство над другими автоматами, когда чел. достигнет

истинного знания при двух усл. 1) знание естественной очевидности_2)

знание подчинено единому универсальному методу познания. Б. Спиноза

развил матер-ую сторону учения Декарта противопоставив дуализму

материалистический монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие

мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.

Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в

платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического х-ра.

Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов

бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в

непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.

05. Система и метод философии Гегеля.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика

Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые

представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса,

т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и

сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...

значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической

форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему

диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как

философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее

общие закономерности развития объективной действительности. В особенности

же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы

диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике.

Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель

сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории

диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего

объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до

определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона

диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных

отношений в качественные (при изменении количественных отношений после

определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание -

нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее.

Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта -

воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить

зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание.

Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы

противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и

реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это

присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие.

Тождество - различие - противоположность. Противоположности

взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное

уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель

отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей

нет никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно -

действительно, а все что действительно – разумно”. Абсолютный идеализм

Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии

развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный

дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях.

Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную,

античную и германскую.

6. Закон единства и борьбы противоположности.

Явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них

можно найти противоположности.

Противоположными называют такие свойства предметов (явлений, процессов),

которые в некоторой школе занимают "предельные", крайние места.

Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны,

тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления,

процесса), которые одновременно взаимоисключают и

взаимопредполагают друг друга.

Дилектическим противоположностям присуще единство, взаимосвязь: они

взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом

взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими

противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны

переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение

приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого

они являются.

А в результате разрушения их связи они перестают быть противоположностями

по отношению друг к другу.

Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией таких

полярностей, а стремится понять их "пульсацию", дающую ключ к уяснению

сложных, динамичных, живых процессов существования, изменения и развития

всего сущего. Соотношение противоположностей подвижно. Усиление или

ослабление (разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли,

значимости в рамках противоречивого единства изменяющегося, развивающегося

предмета и, соответственно, влияет на роль и значение, "удельный вес"

другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в

целом, его баланса, дисбаланса и т.д. Одним словом, здесь открывается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты