внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и
необходимость.
Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся
априорными формами нашей чувственности.
Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет
естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом
содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж,
получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка. Это
только формы, под кот рассудок подводит доставляемый чувственностью
материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания.
Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез
ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств
созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого
единства состоит в единстве самосознания.
На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет
естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые
законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если
рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения
субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак.
принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само
строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а
в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и
может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего
ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.
Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы
чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл
определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх
знания строится самим сознанием.
Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает
необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел
есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но
чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств
сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он
свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или
“категорический императив.”
З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его личного
поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он
соверш из уважеия к нравст з-ну.
К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не
нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор
или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия.
Противоречие междумор повед чел и результатом этого поведения в эмпир жизни
не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого
соответствия. Не находя его в мире явлеий, нр сознание вынуждено верить,
будто соотв осущ в мире “умопостигаемом”. Сущ понятий как свобода,
бессмертие и бог объясн по К. верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть
истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование
“практического разума”.
04. Философия 17 в. (Бекон и Декарт)
Предпосылки для формирования Ф. нового времени связаны с переносом
интереса мыслетелей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур ф. В
тот же период имеют место попытки ф.заново обосновать естествознание,
соединив эксперимент и размышления как основу теоритического метода. В
17 веке интерес ф. Был направлен на вопросы познания - Ф.Бекон
развивал учение о индукции, Декарт понятие метода в Ф. На первом плане
проблемы гносиологии. Два основных направления ф.: Эмпиризм - направление
в теории познания к-ое признает чувственный опыт как единственный
источник знаний. а) идеалистич. (Беркин, Юм) Э. опыт совокупность
ощущений и представлений, величина мира = величине опыта. б)
материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ.
внешний мир. 2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план
логическое основание науки, признает разум источником познания и
критерием его истинности. Френсис Бекон - развивал учения о индукции.
Неполные индукция - исключ. логического док-ва до получения
противоречия. "Знание сила". Заслуги: 1) восстановил матер. традицию в
европейской Ф. 2) предложил новое понимание материи - совокупность
частиц 3) один из основателей механики "движение неотъемлемый атрибут
материи" Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея
естественного развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя
= протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный
телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животный живые автоматы. Бог
сущность, к-ая явл. причиной всего сущего и не более того. Главная
задача чел. господство над другими автоматами, когда чел. достигнет
истинного знания при двух усл. 1) знание естественной очевидности_2)
знание подчинено единому универсальному методу познания. Б. Спиноза
развил матер-ую сторону учения Декарта противопоставив дуализму
материалистический монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие
мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.
Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в
платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического х-ра.
Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов
бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в
непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.
05. Система и метод философии Гегеля.
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика
Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые
представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса,
т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и
сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...
значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической
форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему
диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как
философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее
общие закономерности развития объективной действительности. В особенности
же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы
диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике.
Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель
сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории
диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего
объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до
определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона
диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных
отношений в качественные (при изменении количественных отношений после
определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).
2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание -
нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее.
Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта -
воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить
зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание.
Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы
противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и
реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это
присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие.
Тождество - различие - противоположность. Противоположности
взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное
уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.
Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель
отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей
нет никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно -
действительно, а все что действительно – разумно”. Абсолютный идеализм
Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии
развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный
дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях.
Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную,
античную и германскую.
6. Закон единства и борьбы противоположности.
Явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них
можно найти противоположности.
Противоположными называют такие свойства предметов (явлений, процессов),
которые в некоторой школе занимают "предельные", крайние места.
Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны,
тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления,
процесса), которые одновременно взаимоисключают и
взаимопредполагают друг друга.
Дилектическим противоположностям присуще единство, взаимосвязь: они
взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом
взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими
противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны
переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение
приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого
они являются.
А в результате разрушения их связи они перестают быть противоположностями
по отношению друг к другу.
Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией таких
полярностей, а стремится понять их "пульсацию", дающую ключ к уяснению
сложных, динамичных, живых процессов существования, изменения и развития
всего сущего. Соотношение противоположностей подвижно. Усиление или
ослабление (разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли,
значимости в рамках противоречивого единства изменяющегося, развивающегося
предмета и, соответственно, влияет на роль и значение, "удельный вес"
другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в
целом, его баланса, дисбаланса и т.д. Одним словом, здесь открывается