ничтожеств, безвозвратно сдается в архив авантюр века. Остается иной образ,
но – осторожно! – отнюдь не безопасный, отнюдь не легко перевариваемый, все
еще взрывоопасный («Я не человек, я – динамит!»), но – иной. «Философ
неприятных истин» – так он назвал себя еще до того, как истины эти были им
же названы «ужасными».
«УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ МЕНЯ МОЖНО ПОНИМАТЬ, - А ТОГДА УЖ ПОНИМАТЬ С
НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ, - МНЕ ОНИ ИЗВЕСТНЫ ДОСКОНАЛЬНО, ДОПОДЛИННО. НЕОБХОДИМО В
ДЕЛАХ ДУХА ЧЕСТНОСТЬ И НЕПОДКУПНОСТЬ, И НЕОБХОДИМО ЗАКАЛИТЬСЯ В НИХ, -
ИНАЧЕ НЕ ВЫДЕРЖИШЬ СУРОВЫЙ НАКАЛ МОЕЙ СТРАСТИ. НУЖНО СВЫКНУТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ НА
ВЕРШИНАХ ГОР, - ЧТОБЫ ГЛУБОКО ПОД ТОБОЙ РАЗНОСИЛАСЬ ЖАЛКАЯ БОЛТОВНЯ О
ПОЛИТИКЕ, ОБ ЭГОИЗМЕ НАРОДОВ. НУЖНО СДЕЛАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ И НЕ ЗАДАВАТЬСЯ
ВОПРОСОМ О ТОМ, ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ ИСТИНЫ, НЕ ОКАЖЕТСЯ ЛИ ОНА РОКОВОЙ ДЛЯ
ТЕБЯ... НУЖНО, КАК-ТО СВОЙСТВЕННО СИЛЬНОМУ, ОТДАВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ВОПРОСАМ,
КОТОРЫЕ В НАШИ ДНИ НИКТО НЕ ОСМЕЛИВАЕТСЯ СТАВИТЬ; НЕОБХОДИМО МУЖЕСТВО,
ЧТОБЫ СТУПИТЬ В ОБЛАСТЬ ЗАПРЕТНОГО; НЕОБХОДИМА ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ - К ТОМУ,
ЧТОБЫ СУЩЕСТВОВАТЬ В ЛАБИРИНТЕ. И СЕМИКРАТНЫЙ ОПЫТ ОДИНОЧЕСТВА. И НОВЫЕ УШИ
ДЛЯ НОВОЙ МУЗЫКИ. И НОВЫЕ ГЛАЗА - СПОСОБНЫЕ РАЗГЛЯДЕТЬ НАИОТДАЛЕННЕЙШЕЕ.
НОВАЯ СОВЕСТЬ, ЧТОБЫ РАССЛЫШАТЬ ИСТИНЫ, ПРЕЖДЕ МОЛЧАВШИЕ. И ГОТОВНОСТЬ
ВЕСТИ СВОЕ ДЕЛО В МОНУМЕНТАЛЬНОМ СТИЛЕ - ДЕРЖАТЬ В УЗДЕ ЭНЕРГИЮ
ВДОХНОВЕНИЯ... ПОЧИТАТЬ СЕБЯ САМОГО; ЛЮБИТЬ СЕБЯ САМОГО; БЫТЬ БЕЗУСЛОВНО
СВОБОДНЫМ В ОТНОШЕНИИ СЕБЯ САМОГО»
Ф. Ницше
ЛИЧНОСТЬ ФРИДРИХА НИЦШЕ
КАК СТАНОВЯТСЯ СОБОЙ
Я хочу научить вас устремляться
вслед за мной в далекое будущее…
Ф. Ницше
Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия
переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой
Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы и нормы которые были
так привычны, приятны и ценны немцам. Интеллигенция, прекрасно
образованная, воспитанная цветом европейской культуры из великих поэтов,
философов и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и
традиций самой передовой в то время в Европе, немецкой культуры и лишь
очень немногие видели необходимость радикальных перемен. Одним из них был
Фридрих Ницше.
Он родился 15 октября 1844г. в Реккене, Саксония. Отец и дед его были
пасторами. Фридрих был серьезным уравновешенным мальчиком. Несмотря на
молодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной. Он гордился
своим происхождением и твердо веруя в благородство своего рода, едва ли не
инстинктивно впитал в себя эту атмосферу правдивости и честности; страдая
от малейшего выговора, не раз, тут же, хотел заняться само исправлением.
Мальчик уже тогда знал: «Когда умеешь владеть собой, то начинаешь владеть
всем миром». Им владел титанический инстинкт творчества: с раннего детства
у него было непреодолимое влечение к музыке и письменной речи: «видимой
мысли». Уже тогда он предчувствуя свою особою судьбу избранника, обрел
поразительный дар - жить в возвышенном.
В 1858 г. Ницше поступает в знаменитую школу Пфорта, где впервые
пробует писать, а в последствие, совместно с друзьями, основывает
музыкально-литературный союз "Германия". Учеба в школе, а затем в Домской
гимназии давалась Фридриху легко, но больше учебных предметов мальчика
волновали поэзия и особенно музыка. Его кумирами стали: Моцарт, Гайдн,
Шуберт, Бетховен и Бах. В современной же музыке Берлиоза или Листа он не
находил ничего, способного взволновать человека. Его талант - уже не
возможно удержать! Стихотворение "Без родины" является поразительным
предчувствием 14-летнего Фридриха своей будущей жизни, а в сочинении "О
музыке" он напишет: «Всех людей, презирающих ее (музыку), необходимо
рассматривать, как бездарных, животно-подобных созданий... »
Сложившееся в те годы мировоззрение Ницше нашло отражение в написанном
им в октябре 1861 г. сочинении о поэте Гёльдерлине, тогда не признанном и
почти неизвестном. Его творчество, воспевавшее слияние человека и природы в
духе античности и ярко отразившее разлад общества и личности, привлекло
юношу тем, что Гельдерлин сумел выразить настроения, присущие Ницше уже
тогда.
В апреле 1862 г. Ницше создает два философско-поэтических эссе. В этих
небольших произведениях, скорее, набросках уже видны зародыши тех проблем,
вокруг которых до самого конца жизни Ницше будет обречена вращаться его
беспокойная мысль; здесь содержатся, чуть ли не все основные идеи его
будущих произведений: в первом - "Рок и история", он напишет: «…В свободе
воли заключен для индивида принцип обособления, отделения от целого,
абсолютная неограниченность, но рок вновь органически связывает человека с
общим развитием... Абсолютная свобода воли без рока сделала бы человека
Богом, фаталистический принцип – механизмом». Во втором эссе "Свобода воли
и рок" нужно отметить появление резких выпадов Ницше против христианской
идеи потустороннего мира: «То, что Бог становится человеком, указывает
лишь: человек должен искать свое блаженство не в бесконечности, а создать
свое небо на земле; иллюзия неземного мира исказила отношение человеческого
духа к миру земному: она была созданием детства народов... В тяжких
сомнениях и битвах мужает человечество: оно осознает в самом себе начало,
сердцевину и конец религий».
Развитие эти мысли получат, конечно, гораздо позднее, но критика
церковных догматов, переоценка всех сложившихся за тысячи лет человеческих
ценностей, признание ограниченности и относительности всякой морали, мысль
о философе и историке как о пророке, ниспровергающем ради будущего прошлое,
проблема места и свободы личности в обществе и истории, пронесенное
обществом через века отрицание личностной исключительности человека,
страстная мечта о новой исторической эпохе, когда наконец-то род людской
возмужает и осознает свои задачи, - все это можно уловить в его первых
философских опытах. Вновь и вновь на протяжении всей жизни он будет
возвращаться к этим темам, с каждым разом все более страстно и открыто.
Наряду с музыкальными исследованиями, Ницше усиленно изучал историю
литературы и эстетику, библейские тексты и античные трагедии.
Разбросанность интересов начала тревожить и его самого, пока он не решил
обратиться к изучению филологии. Здесь он надеялся найти именно то, что
гармонично сочетало бы холодную логику, научный рационализм и
художественную сторону.
В сентябре 1864 г. Ницше закончил обучение в Пфорте и после успешной
сдачи экзаменов возвратился в Наумбург. А затем, через месяц, после
небольшой поездки по Рейну и Пфальцу Ницше отправляется в Боннский
университет изучать теологию и филологию. Там он вступает в студенческую
корпорацию "Франкония". Однако Ницше был слишком поэтом и слишком
аристократом для того, чтобы интересоваться политикой масс, поэтому, летом
следующего года, он покидает корпорацию и, отказавшись от теологической
карьеры, уезжает в Лейпциг.
Осенью 1965 г. записывается на четыре филологических семинара
профессора Ричля в университете Лейпцига, а чуть позже, по инициативе
профессора, участвует в организации филологического кружка. Занятия
филологией вернули ему чувство самоутверждения, в значительной мере
потерянное за год обучения в Бонне, где он постоянно разрывался между
теологией, музыкой и филологией, не решаясь остановиться на чем-нибудь
одном.
Именно здесь Ницше впервые читает Шопенгауэра, который безраздельно
покорил Ницше своим превосходством, тонким вкусом и широким размахом: «Чего
мы ищем? Покоя, счастья? Нет, только одну истину, как бы ужасна и
отвратительна она не была». И отдав себя мудрости Шопенгауэра, он, таким
образом, видит свое самое глубокое желание - осуществившемся: у него есть
учитель! Шопенгауэр был не столько прочитан, сколько вчитан в жизнь и
судьбу, вплоть до катастрофических изменений в ее темпе и ритме: «Я понял
его, как если бы он писал для меня». Философское мышление еще не завладело
разумом Ницше, но именно годы учебы в Лейпциге дали решающие духовные
импульсы для его последующей жизни и творчества.
В 1866 г. Ницше пишет доклад для филологического кружка, который был
доработан в не большую книгу, по настоянию профессора Ричля: «...никогда
еще мне не приходилось видеть у студента третьего семестра ничего подобного
по строгости метода и надежности комбинации». Ницше любил успех и переживал
его с чувством самого простого тщеславия, в котором сознавался сам. Именно
этот случай спровоцировал решение продолжить университетскую карьеру,
несмотря на уже начавшуюся внутреннюю "иммиграцию", вызванную отношением
Шопенгауэра к профессорам и кафедрам.
В 1867 г. Ницше начинают печатать в "Рейнском научном журнале". В
противоположность другим ученым, он - пишет, в самом глубоком, классическом
значении этого слова, и поэтому вскоре получает премию за конкурсную
работу о Диогене Лаэртском. И после этого - призывается, прусской армией, в
конное подразделение артиллерийского полка, квартировавший в Наумбурге, где
прослужив не более года получит сильнейшую травму и будет демобилизован.
Вернувшись в Лейпциг он вскоре открывает себе нового гения - Рихарда
Вагнера. Эта встреча в ноябре 1968 г. оказалась решающей. Вагнер был
персонифицированной философией Шопенгауэра по духу, и, что важнее всего,
владел музыкой - единственным по силе адекватности синонимом "мировой воли"
(по Шопенгауэру). Ницше был очарован дружелюбием и живостью Вагнера, первой
поистине гениальной творческой личностью, встреченной им на жизненном пути.
Его ослепил не ореол славы Вагнера, а действительно независимое мышление
известного музыканта. Потрясение, несмотря на разницу в возрасте, было
обоюдным и их частые встречи перерастают в дружбу.
После знакомства Ницше погрузился в чтение эстетических произведений
Вагнера "Искусство и революция" и "Опера и драма". И вновь едва преодолимая
тяга к философии и естествознанию выливалась в сомнения о правильности
того, что он избрал своей профессией филологию, но именно в это время
произошли события, задержавшие на 10 лет Ницше в оковах филологической
науки. Профессор Ричль, тогда первый филолог в Германии, наблюдая за Ницше,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9