Явление Ницше

ничтожеств, безвозвратно сдается в архив авантюр века. Остается иной образ,

но – осторожно! – отнюдь не безопасный, отнюдь не легко перевариваемый, все

еще взрывоопасный («Я не человек, я – динамит!»), но – иной. «Философ

неприятных истин» – так он назвал себя еще до того, как истины эти были им

же названы «ужасными».

«УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ МЕНЯ МОЖНО ПОНИМАТЬ, - А ТОГДА УЖ ПОНИМАТЬ С

НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ, - МНЕ ОНИ ИЗВЕСТНЫ ДОСКОНАЛЬНО, ДОПОДЛИННО. НЕОБХОДИМО В

ДЕЛАХ ДУХА ЧЕСТНОСТЬ И НЕПОДКУПНОСТЬ, И НЕОБХОДИМО ЗАКАЛИТЬСЯ В НИХ, -

ИНАЧЕ НЕ ВЫДЕРЖИШЬ СУРОВЫЙ НАКАЛ МОЕЙ СТРАСТИ. НУЖНО СВЫКНУТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ НА

ВЕРШИНАХ ГОР, - ЧТОБЫ ГЛУБОКО ПОД ТОБОЙ РАЗНОСИЛАСЬ ЖАЛКАЯ БОЛТОВНЯ О

ПОЛИТИКЕ, ОБ ЭГОИЗМЕ НАРОДОВ. НУЖНО СДЕЛАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ И НЕ ЗАДАВАТЬСЯ

ВОПРОСОМ О ТОМ, ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ ИСТИНЫ, НЕ ОКАЖЕТСЯ ЛИ ОНА РОКОВОЙ ДЛЯ

ТЕБЯ... НУЖНО, КАК-ТО СВОЙСТВЕННО СИЛЬНОМУ, ОТДАВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ВОПРОСАМ,

КОТОРЫЕ В НАШИ ДНИ НИКТО НЕ ОСМЕЛИВАЕТСЯ СТАВИТЬ; НЕОБХОДИМО МУЖЕСТВО,

ЧТОБЫ СТУПИТЬ В ОБЛАСТЬ ЗАПРЕТНОГО; НЕОБХОДИМА ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ - К ТОМУ,

ЧТОБЫ СУЩЕСТВОВАТЬ В ЛАБИРИНТЕ. И СЕМИКРАТНЫЙ ОПЫТ ОДИНОЧЕСТВА. И НОВЫЕ УШИ

ДЛЯ НОВОЙ МУЗЫКИ. И НОВЫЕ ГЛАЗА - СПОСОБНЫЕ РАЗГЛЯДЕТЬ НАИОТДАЛЕННЕЙШЕЕ.

НОВАЯ СОВЕСТЬ, ЧТОБЫ РАССЛЫШАТЬ ИСТИНЫ, ПРЕЖДЕ МОЛЧАВШИЕ. И ГОТОВНОСТЬ

ВЕСТИ СВОЕ ДЕЛО В МОНУМЕНТАЛЬНОМ СТИЛЕ - ДЕРЖАТЬ В УЗДЕ ЭНЕРГИЮ

ВДОХНОВЕНИЯ... ПОЧИТАТЬ СЕБЯ САМОГО; ЛЮБИТЬ СЕБЯ САМОГО; БЫТЬ БЕЗУСЛОВНО

СВОБОДНЫМ В ОТНОШЕНИИ СЕБЯ САМОГО»

Ф. Ницше

ЛИЧНОСТЬ ФРИДРИХА НИЦШЕ

КАК СТАНОВЯТСЯ СОБОЙ

Я хочу научить вас устремляться

вслед за мной в далекое будущее…

Ф. Ницше

Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия

переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой

Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы и нормы которые были

так привычны, приятны и ценны немцам. Интеллигенция, прекрасно

образованная, воспитанная цветом европейской культуры из великих поэтов,

философов и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и

традиций самой передовой в то время в Европе, немецкой культуры и лишь

очень немногие видели необходимость радикальных перемен. Одним из них был

Фридрих Ницше.

Он родился 15 октября 1844г. в Реккене, Саксония. Отец и дед его были

пасторами. Фридрих был серьезным уравновешенным мальчиком. Несмотря на

молодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной. Он гордился

своим происхождением и твердо веруя в благородство своего рода, едва ли не

инстинктивно впитал в себя эту атмосферу правдивости и честности; страдая

от малейшего выговора, не раз, тут же, хотел заняться само исправлением.

Мальчик уже тогда знал: «Когда умеешь владеть собой, то начинаешь владеть

всем миром». Им владел титанический инстинкт творчества: с раннего детства

у него было непреодолимое влечение к музыке и письменной речи: «видимой

мысли». Уже тогда он предчувствуя свою особою судьбу избранника, обрел

поразительный дар - жить в возвышенном.

В 1858 г. Ницше поступает в знаменитую школу Пфорта, где впервые

пробует писать, а в последствие, совместно с друзьями, основывает

музыкально-литературный союз "Германия". Учеба в школе, а затем в Домской

гимназии давалась Фридриху легко, но больше учебных предметов мальчика

волновали поэзия и особенно музыка. Его кумирами стали: Моцарт, Гайдн,

Шуберт, Бетховен и Бах. В современной же музыке Берлиоза или Листа он не

находил ничего, способного взволновать человека. Его талант - уже не

возможно удержать! Стихотворение "Без родины" является поразительным

предчувствием 14-летнего Фридриха своей будущей жизни, а в сочинении "О

музыке" он напишет: «Всех людей, презирающих ее (музыку), необходимо

рассматривать, как бездарных, животно-подобных созданий... »

Сложившееся в те годы мировоззрение Ницше нашло отражение в написанном

им в октябре 1861 г. сочинении о поэте Гёльдерлине, тогда не признанном и

почти неизвестном. Его творчество, воспевавшее слияние человека и природы в

духе античности и ярко отразившее разлад общества и личности, привлекло

юношу тем, что Гельдерлин сумел выразить настроения, присущие Ницше уже

тогда.

В апреле 1862 г. Ницше создает два философско-поэтических эссе. В этих

небольших произведениях, скорее, набросках уже видны зародыши тех проблем,

вокруг которых до самого конца жизни Ницше будет обречена вращаться его

беспокойная мысль; здесь содержатся, чуть ли не все основные идеи его

будущих произведений: в первом - "Рок и история", он напишет: «…В свободе

воли заключен для индивида принцип обособления, отделения от целого,

абсолютная неограниченность, но рок вновь органически связывает человека с

общим развитием... Абсолютная свобода воли без рока сделала бы человека

Богом, фаталистический принцип – механизмом». Во втором эссе "Свобода воли

и рок" нужно отметить появление резких выпадов Ницше против христианской

идеи потустороннего мира: «То, что Бог становится человеком, указывает

лишь: человек должен искать свое блаженство не в бесконечности, а создать

свое небо на земле; иллюзия неземного мира исказила отношение человеческого

духа к миру земному: она была созданием детства народов... В тяжких

сомнениях и битвах мужает человечество: оно осознает в самом себе начало,

сердцевину и конец религий».

Развитие эти мысли получат, конечно, гораздо позднее, но критика

церковных догматов, переоценка всех сложившихся за тысячи лет человеческих

ценностей, признание ограниченности и относительности всякой морали, мысль

о философе и историке как о пророке, ниспровергающем ради будущего прошлое,

проблема места и свободы личности в обществе и истории, пронесенное

обществом через века отрицание личностной исключительности человека,

страстная мечта о новой исторической эпохе, когда наконец-то род людской

возмужает и осознает свои задачи, - все это можно уловить в его первых

философских опытах. Вновь и вновь на протяжении всей жизни он будет

возвращаться к этим темам, с каждым разом все более страстно и открыто.

Наряду с музыкальными исследованиями, Ницше усиленно изучал историю

литературы и эстетику, библейские тексты и античные трагедии.

Разбросанность интересов начала тревожить и его самого, пока он не решил

обратиться к изучению филологии. Здесь он надеялся найти именно то, что

гармонично сочетало бы холодную логику, научный рационализм и

художественную сторону.

В сентябре 1864 г. Ницше закончил обучение в Пфорте и после успешной

сдачи экзаменов возвратился в Наумбург. А затем, через месяц, после

небольшой поездки по Рейну и Пфальцу Ницше отправляется в Боннский

университет изучать теологию и филологию. Там он вступает в студенческую

корпорацию "Франкония". Однако Ницше был слишком поэтом и слишком

аристократом для того, чтобы интересоваться политикой масс, поэтому, летом

следующего года, он покидает корпорацию и, отказавшись от теологической

карьеры, уезжает в Лейпциг.

Осенью 1965 г. записывается на четыре филологических семинара

профессора Ричля в университете Лейпцига, а чуть позже, по инициативе

профессора, участвует в организации филологического кружка. Занятия

филологией вернули ему чувство самоутверждения, в значительной мере

потерянное за год обучения в Бонне, где он постоянно разрывался между

теологией, музыкой и филологией, не решаясь остановиться на чем-нибудь

одном.

Именно здесь Ницше впервые читает Шопенгауэра, который безраздельно

покорил Ницше своим превосходством, тонким вкусом и широким размахом: «Чего

мы ищем? Покоя, счастья? Нет, только одну истину, как бы ужасна и

отвратительна она не была». И отдав себя мудрости Шопенгауэра, он, таким

образом, видит свое самое глубокое желание - осуществившемся: у него есть

учитель! Шопенгауэр был не столько прочитан, сколько вчитан в жизнь и

судьбу, вплоть до катастрофических изменений в ее темпе и ритме: «Я понял

его, как если бы он писал для меня». Философское мышление еще не завладело

разумом Ницше, но именно годы учебы в Лейпциге дали решающие духовные

импульсы для его последующей жизни и творчества.

В 1866 г. Ницше пишет доклад для филологического кружка, который был

доработан в не большую книгу, по настоянию профессора Ричля: «...никогда

еще мне не приходилось видеть у студента третьего семестра ничего подобного

по строгости метода и надежности комбинации». Ницше любил успех и переживал

его с чувством самого простого тщеславия, в котором сознавался сам. Именно

этот случай спровоцировал решение продолжить университетскую карьеру,

несмотря на уже начавшуюся внутреннюю "иммиграцию", вызванную отношением

Шопенгауэра к профессорам и кафедрам.

В 1867 г. Ницше начинают печатать в "Рейнском научном журнале". В

противоположность другим ученым, он - пишет, в самом глубоком, классическом

значении этого слова, и поэтому вскоре получает премию за конкурсную

работу о Диогене Лаэртском. И после этого - призывается, прусской армией, в

конное подразделение артиллерийского полка, квартировавший в Наумбурге, где

прослужив не более года получит сильнейшую травму и будет демобилизован.

Вернувшись в Лейпциг он вскоре открывает себе нового гения - Рихарда

Вагнера. Эта встреча в ноябре 1968 г. оказалась решающей. Вагнер был

персонифицированной философией Шопенгауэра по духу, и, что важнее всего,

владел музыкой - единственным по силе адекватности синонимом "мировой воли"

(по Шопенгауэру). Ницше был очарован дружелюбием и живостью Вагнера, первой

поистине гениальной творческой личностью, встреченной им на жизненном пути.

Его ослепил не ореол славы Вагнера, а действительно независимое мышление

известного музыканта. Потрясение, несмотря на разницу в возрасте, было

обоюдным и их частые встречи перерастают в дружбу.

После знакомства Ницше погрузился в чтение эстетических произведений

Вагнера "Искусство и революция" и "Опера и драма". И вновь едва преодолимая

тяга к философии и естествознанию выливалась в сомнения о правильности

того, что он избрал своей профессией филологию, но именно в это время

произошли события, задержавшие на 10 лет Ницше в оковах филологической

науки. Профессор Ричль, тогда первый филолог в Германии, наблюдая за Ницше,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты