Явление Ницше

ровностью характера». Он даже казался "святым" простым людям и случайным

путевым знакомым. Ницше писал о себе: «Что мне до сих пор особенно льстило,

так это то, что старые торговки не успокаиваются, пока не выберут для меня

самый сладкий из их винограда».

"Господство" Ницше определял: не как политическую или юридическую и, тем

более, не экономическую власть над людьми. Его "господство" относится к

сфере духа - это власть в силу выдающихся духовных качеств, которыми

обладающая ими личность щедро и бескорыстно одаривает других. Недаром Ницше

недвусмысленно писал: «…но ужасом является для нас вырождающееся чувство,

которое говорит - все для меня». Тогда станет понятно, что "аристократия" в

учении Ницше вовсе не равнозначна социальной власти немногих избранных над

массами. Во всех его произведениях "знать" и "чернь" всегда употребляются

не как социально-политические, а исключительно как моральные категории.

Общественная иерархия здесь совершенно ни при чем. Не богатством или

бедностью определяются "знать" и "чернь", а величием или ничтожеством.

Величие души - удел немногих, а оно-то и придает смысл самому существованию

человека. И никоим образом не пропагандировал Ницше идею о том, что для

власть имущих должна быть одна мораль, а для подчиненных масс - другая. Он

констатировал это как реальный факт, но сам писал о другом - о двух типах

одной морали, существующих даже - в одном и том же человеке, в одной душе.

Различия этих типов определяются различием моральных ценностей. Для морали

"хозяев" характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое

состояние души, ради которого можно пожертвовать и богатством, и самой

жизнью. Мораль "рабов", напротив, есть мораль полезности. Малодушный,

мелочный, унижающийся человек, с покорностью выносящий дурное обхождение

ради своей выгоды - вот представитель морали "рабов", на какой бы высокой

ступени социальной лестницы он ни находился. "Рабская" мораль жаждет

мелкого счастья и наслаждения; строгость и суровость по отношению к самому

себе - основа морали "хозяев".

«Человек имеет цель внутри себя; цель его - жизнь». Эта идея абсолютной

ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который

объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал

человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован

лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории,

когда бал жизни будут править люди высшей расы – "хозяева", люди,

представляющие собой "совершенство" прежде всего в биологическом отношении.

Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными

ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.

Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в человеческом

общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и

ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно

обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере

соответствует требованиям его жизни: мораль одного оправдывает все, к чему

он стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего

призывает к мщению врагам и т. д. Люди даже могут не осознавать, каков на

самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не

меняет дела. Всякий имеет тот тип морали, который больше всего

соответствует его природе.

Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит

в том, что некоторые из них слабы от природы, другие же – сильны, опять-

таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные

("хозяева") - ценят личное достоинство, решительность, настойчивость,

самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении

поставленной цели. Слабые ("рабы") - ценят то, что в большей мере

обусловлено их слабостью - сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, и

рассудительность и т.п. «Некогда, хозяева господствовали в жизни. У них

была своя мораль, свои понятия и представления о добре и зле. Но со

временем их одолели рабы, но победили они не силой, а числом. Добром стало

признаваться то, что в большей мере соответствует их интересам;

мягкосердечие, покорность, смирение - все эти и им подобные качества

возвышены до уровня добродетели. В эпоху после восстания рабов

господствующей стала и продолжает оставаться рабская мораль».

В оценке существующей и прославляемой ныне морали Ницше хотел занять

беспристрастную, научно обоснованную, натуралистическую поэзию. Он отмечал,

«…все идет так, как и должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль

рабов. Одно тут плохо: даже хозяева начинают подчиняться этой морали».

Однако Ницше не мог удержаться на этой объективной, беспристрастной

позиции, так как ощущал себя принадлежащим к расе "хозяев" и признавал их

мораль не только более высокой, но и единственно достойной этого понятия.

Если попытаться суммировать различные разрозненные оценки, данные

Ницше существующей в обществе морали, то, вероятно, их можно свести к

некоторому общему знаменателю и выразить в виде следующих трех

предположений:

во-первых, о всеобщем равенстве;

во-вторых, о свободе - каждый должен быть свободен в той мере, в какой он

не посягает на свободу других;

в-третьих, об абсолютности моральной ценности, которая якобы не требует

никаких доказательств, поскольку она не средство, а цель.

Основанная на этих предположениях мораль, казалось бы, вполне закономерно

должна включать в себя принципы справедливости, альтруизма, любви к

ближнему, сострадания, милосердия, превосходства духовных ценностей над

материальными, преимущество общественного блага перед личным и т.п.

Оглянитесь вокруг!!!

Собственная моральная позиция Ницше, позиция "хозяина", далеко не

соответствует этой - господствующей и по ныне в обществе морали. Ее

краеугольными камнями служат:

во-первых, ценность жизни в ее биологическом смысле - только жизнь имеет

абсолютную ценность и порождает все то, что имеет ценность;

во-вторых, свобода сильного - свобода принадлежит только тому, кто имеет

достаточно силы, чтобы "завоевать" и отстоять ее;

в-третьих, неравенство - люди не равны, они лишь лучше или хуже, в

зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в каждом из них.

Естественно, этим устоям соответствуют и принципы морали. Справедливость в

том виде, как ее сейчас понимают - есть ложь. Истинная справедливость:

«Каждый имеет столько, сколько заслуживает, а заслуги его измеряются

количеством жизни», основана отнюдь не на равенстве: «Равенство - есть

признак упадка». Ложным является и принцип полезности - назначение жизни

состоит не в увеличении добра. Сама жизнь есть высшее и величайшее добро, и

только это имеет значение. Ложью является и принцип альтруизма, значит

«если и может у кого-либо быть великая цель, то она важнее благополучия

ближнего». И дело не в любви к ближнему - уважения и поклонения достойны

лишь лучшие, а лучшие - это наиболее "сильные". Кроме того, требование

альтруизма есть не что иное, как эгоизм, но только эгоизм – "слабого". Не

видит Ницше каких-либо достоинств и у принципа милосердия - оно есть пустая

трата энергии на "слабых" и "вырождающихся". Требованием жизни должно быть

не спасение и даже не помощь "слабым". Лозунгом, достойным подлинной жизни

является: «Падающего - толкни!», который, по Ницше, не является инструкцией

для вышибал! Здесь он, прежде всего, критикует христианство, но только то

христианство о котором сказал: «Что отрицал Христос – все, что сегодня

называется христианским!», и которое считает религией "рабов". Христианская

религия отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека.

Человек свободен, а смирение есть оковы, которые надевает на людей

лицемерная каста жрецов ради достижения собственной власти. Вывод Ницше: не

свержение строя, порождающего несвободу, а возрождение идеала сильной и

свободной личности - идеала времен Античности и Возрождения, отказ от

культа слабости и униженности, покаяния, жертв и самопожертвования,

навязанного религией лицемерия. То же и в случае с принципом общественного

блага: «Только великие индивидуальности имеют ценность», а что касается

"масс", то они могут представлять интерес только как "дурная" копия

великого, как сила сопротивляющаяся ему, или как орудие в его руках.

Кроме всего прочего, существующая мораль, считает Ницше, базируется

на ложной психологии, а это значит, она не почитает и не может почитать

природных инстинктов, обрекая тем самым людей на следование принципам,

несовместимым с их природой. Она говорит об альтруистических поступках,

свободе воли, моральном порядке, но на деле ничего подобного нет и быть не

может. Есть только ложь, но наибольший вред существующей морали состоит в

том, что она культивирует "посредственность" и тем самым разрушает

единственную ценность - жизнь.

Главная заслуга Ницше в том, что он предпринял и осуществил переоценку всех

ценностей: «все то, что обычно признается ценным, на самом деле не имеет

ничего общего с подлинной ценностью; нужно все поставить на свои места:

истинные ценности - на место ценностей мнимых». В этой переоценке

ценностей, по существу составляющей основу философии Ницше, он встал «по ту

сторону добра и зла». Обычная мораль, сколько бы ни была она развитой и

сложной, всегда заключена в рамки, противоположные стороны которой

составляют представление о добре и зле. Их пределами исчерпываются все

формы существующих моральных отношений. Что касается Ницше, то согласно его

мнению мораль, ограниченная этими рамками, есть ложь. Подлинно духовный

человек должен строить всю свою жизнь в пространстве, границ у которого

нет, а не между добром и злом существующей морали. Именно в этом контексте

Ницше называет себя первым имморалистом.

Разумеется, речь идет не об отдельных поступках, противоречащих требованиям

общечеловеческой совести, не о преступниках в обычном смысле этого слова, а

о морали как системе установленных взглядов, представлений, предписаний,

требований и т.п. Просто, у Ницше иной критерий добра и зла. Следовательно,

по сравнению с предшествующей традицией взглядов, позиция Ницше

характеризуется так, что если вся европейская философская традиция

претендовала на создание или перестройку этики, не посягая при этом на саму

мораль, то Ницше претендует на создание не только новой этики, но и новой

морали.

Ни один из философов прошлого - ни Платон, ни Аристотель, ни Августин

Блаженный, ни Фома Аквинский, ни Кант - не заходил столь далеко: каждый из

них претендовал на создание лишь новой этики как философии морали, но не

самой морали. Иными словами они стремились концептуализировать мораль

своего времени, выявить ее основные черты, фундаментальные новоположения и

показать вытекающие из них следствия, занимая позицию стороннего

созерцателя. В отличие от них, Ницше - провозгласил мораль, которая своим

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты