Явление Ницше

был не мало удивлен и удивлен на столько, что рекомендовал этого студента -

Базельскому университету на должность профессора. В своем письме

университетской комиссии он опишет Ницше как феномен, ставший в Лейпциге

идолом филологического мира, и который однажды займет ведущее место в

немецкой филологии. Бедный Ричль, знал бы он тогда в какую чудовищную

алхимию обернутся так ценимые им таланты: работа над источниками и

эрудиция.

В 1869 г. решением базельской университетской комиссии на основании

рекомендации Ричля 24-летний Ницше, не имевший в то время научной степени и

собравшийся было стать химиком, утверждается в должности профессора

классической филологии Базельского университета на кафедру греческого языка

и литературы. Вслед за этим Лейпцигский университет присуждает профессору

Ницше докторскую степень, при чем весьма почетным образом: без какой-либо

защиты и даже диссертации, а лишь на основании статей. Приняв предложение

о преподавательской деятельности Ницше переезжает в Швейцарию, где

освободившись от Прусского подданства: отныне и впредь лишен всякого

гражданства!

Преподавание в университете довольно скоро начали тяготить Ницше. Его

все чаще охватывали периоды меланхолической депрессии, спасение от которой

он находил в дружбе с Вагнером. Погружение в возвышенный мир искусства

разительно контрастировали с размеренным и скучным существованием Ницше в

Базеле. Это вызывало у Ницше сомнение в филологии и науке вообще. В

набросках того периода эти сомнения выражены достаточно определенно: «Цель

науки - уничтожение мира... Доказано, что этот процесс происходил уже в

Греции: хотя сама греческая наука значит весьма мало. Задача искусства -

уничтожить государство. И это также случилось в Греции. После этого наука

разложила искусство».

В 1870 г. начинается франко–прусская война. Ницше подает заявление с

просьбой об отпуске и предоставлении ему возможности отправится на фронт.

Он пишет: «…я знаю толк в двух видах оружия: сабле и пушках…». Но

нейтральная Швейцария разрешает ему поехать только в качестве санитара.

Одной недели оказалось достаточно, чтобы усеянные трупами поля сражений и

опустошенная войной местность произвели на чувствительную эстетическую

натуру Ницше неизгладимое впечатление. Он увидел не героический пафос и

сияние побед, а кровь, грязь, хрупкость человеческого существа, ставшего

легкой добычей бога войны. Вопрос о смысле человеческого бытия встал перед

Ницше уже не в фантастических образах искусства, а в жестокой реальности.

Пережив тяжелейшие потрясения на фронте, и заразившись дизентерией с

дифтеритом, Ницше едва не расстается с жизнью (безнадежность ситуации

такова, что вызывают священника).

Несмотря ни на что, война преобразила его, и он восхваляет ее. По его

словам - она будит человеческую энергию, тревожит уснувшие умы, она

заставляет искать цели слишком жестокой жизни в идеальном строе, в царстве

красоты и чувства долга. «Война создала рабство; в страдании и трагедии

люди создали красоту; надо глубже погрузить в страдание и трагедию

человека, чтобы удержать в нем чувство красоты».

2 января 1872 г. выходит в свет "Рождение трагедии из духа музыки".

Именно тогда, миру явился новый Ницше – чей гений и талант, был позже

признан всеми, но до конца понять его мысли и музыку слов не смог никто.

РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ

Наука, искусство и философия столь

тесно переплелись во мне, что в любом

случае мне придется однажды родить

кентавра.

Ф. Ницше

Кентавром этим стала книга "Рождение трагедии из духа музыки",

прощальная песнь филологии, и как ни странно, встреченная коллегами весьма

прохладно.

Книга задумывалась еще до франко-германской войны, и схематически

очерчена в докладе "Греческая музыкальная драма", прочитанном в

университете в январе 1870 г. Посвященная Вагнеру, она определяла те

основы, на которых покоится рождение трагедии как произведения искусства.

Античная и современная линии тесно переплетаются друг с другом; в

постоянном сопоставлении Диониса, Аполлона и Сократа с Вагнером и

Шопенгауэром - Ницше так сформулировал античные символы: «До сего времени

мы рассматривали аполлоновское начало и его противоположность -

дионисическое, как художественные силы: с одной стороны, как художественный

мир мечты, завершенность которого не стоит в какой-либо связи с

интеллектуальным уровнем или художественным образованием отдельной

личности, а с другой - как опьяняющую действительность, которая также не

принимает во внимание отдельную личность, а наоборот, стремится даже

уничтожить индивида и заменить его мистической бесчувственностью целого».

Освобождающим из этих символов предстает у Ницше как дионисическое

начало, как бы помогающее "снять" страдания кошмарного бытия. Оно

становится отныне его постоянным спутником. «Танцуя и напевая, являет себя

человек как сочлен высшего сообщества: он разучился говорить и ходить, а в

танце взлетает в небеса... в нем звучит нечто сверхъестественное: он

чувствует себя Богом, сам он шествует теперь так возвышенно и восторженно,

как и боги в его снах».

Исходя из "метафизики ужаса" Шопенгауэра, Ницше стремился отыскать

аппозицию христианству и находил ее в символе или мифе разорванного на

куски Диониса, в раздроблении первоначала на множество отдельных судеб, на

мир явлений, называемых им "аполлоновской частью". То что первоначало,

Шопенгауэр назвал волей, есть основа бытия, оно переживается

непосредственно, и прежде всего через музыку. От прочих видов искусства

музыка, по мнению Ницше, отличается тем, что она выступает непосредственным

отражением воли и по отношению ко всем феноменам реального мира является

"вещью в себе". Поэтому мир можно назвать воплощенной музыкой так же, как и

воплощенной волей.

Вечное существование по милости Бога в потустороннем мире и то, что

смерть должна быть искуплением первородного греха Адама и Евы, казалось

Ницше абсурдом. Он высказал поразительную, на первый взгляд, мысль о том,

что чем сильнее воля к жизни, тем ужаснее страх смерти. Как можно жить, не

думая о смерти, не боясь ее, зная при этом о ее неизбежности и

неумолимости? Древние греки, чтобы выдержать такую реальность, создали свою

трагедию, в которой происходило как бы полное погружение человека в смерть.

Причину заката древнегреческой трагедии Ницше усматривал в том, что уже в

пьесах Еврипида появилась идея диалектического развития, как следствие

сократовского рационализма и веры в мощь науки. Сократ стал для Ницше

символом реальной потенции духа с магическим воздействием. Вместе с тем

Ницше твердо верил в то, что и наука имеет свои пределы. В исследовании

отдельных явлений она, по его мнению, в конце концов непременно натыкается

на то первоначало, которое уже невозможно познать рационально. И тогда

наука переходит в искусство, а ее методы - в инстинкты жизни. Так что

искусство неизбежно корректирует и дополняет науку. Такое противоречивое

переплетение характерно не только для книги, но и, что не менее

существенно, для самого автора.

"Рождение трагедии из духа музыки" - произведение, которое не сразу

решились опубликовать, ведь еще находясь в стадии подготовки оно уже

поражало воображение друзей творца - своей смелостью. Ницше, под камуфляжем

темы отношения Шопенгауэра и Вагнера к эллинству, описал - отношения

эллинства и христианства, причем древняя Греция являла собой своего рода

трамплин для прыжка в современность, для сильного удара по нынешним

церковным порядкам, которые - по существу являют собой, не что иное, как

антихристианский тоталитаризм.

Старый Ричль, с нескрываемой грустью, напишет: «Но наш Ницше! – да,

вот уж действительно темная история… Просто Удивительно как в нем уживаются

две души. С одной стороны, строжайший метод квалифицированно научного

исследования.., с другой, этот фанатически чрезмерный, сверхостроумно

перекувыркивающийся в непонятное вагнеро-шопенгауроэровский искуство-

мистерие-религие-фанатизм! Ибо едва ли будет преувеличением сказать, что он

и его – находящиеся всецело под его магическим влиянием – соадепты, Роде и

Ромундт, в сущности помышляют основать новую религию. Бог в помощь!

Конечно, все в то и упирается, что нам не достает взаимопонимания; для меня

он слишком головокружительно высок, для него я слишком гусенично ползуч...»

В январе - марте 1872 г. Ницше выступает с серией публичных докладов

"О будущности наших учебных заведений", имея в виду не столько швейцарские,

сколько прусские гимназии и университеты. Там впервые прозвучала одна из

главных идей Ницше - необходимость воспитания истинной аристократии духа,

элиты общества. Его ужасала тенденция к расширению и демократизации

образования. Он указывал: «Всеобщее образование - это пролог коммунизма.

Таким путем образование будет ослаблено настолько, что не сможет более

давать никаких привилегий». По Ницше, прагматизм должен присутствовать не в

классических гимназиях, а в реальных школах, честно обещающих дать

практически полезные знания, а вовсе не какое-то "образование".

В 1873 г. резкое и уже периодически повторяющееся всю жизнь ухудшение

здоровья. По 200 дней в году будут проходить в жутких мучениях. Надо

сказать, что Ницше не был физически здоров с самого детства: частые

головные боли и болезнь глаз, не мешающие, однако, ежедневным занятиям и

непрестанной сосредоточенности мысли на определенных научных вопросах.

Затем, непомерная преподавательская нагрузка привела к желудочным болям и

бессоннице. Страдания воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли. Скоро

Ницше объявит, что у него нет Бога и нет веры, он намеренно лишит себя

всякой поддержки, но все-таки не согнется под тяжестью жизни и будет

неуклонно двигаться ввысь, следуя генезису своего разума.

В 1874 г. Ницше задумал серию памфлетов (из двадцати задуманных

увидели свет только четыре) под общим названием "Несвоевременные

размышления". Эта книга с исключительной воинственностью линчует немецкую

культуру с ее победоносным опьянением после создания империи. Этим

произведением, томящийся своим вагнерианством и артистической метафизикой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты