военные расходы. Военные затраты дают определенный толчок развитию
промышленности, но в то же время длительная гонка вооружений приводит к
истощению экономики, внутрихозяйственным диспропорциям, изменению структуры
производств и другим негативным последствиям. В настоящее время
государственные финансы стали активно использовать для достижения
результатов долговременного характера — повышения конкурентоспособности
национальной экономики, ускорения НТП и усиления научно-технического
потенциала страны, преодоления неравномерности размещения производительных
сил.
Однако диалектика любой системы хозяйства такова, что государственные
финансы, оказывая серьезное влияние на экономическую конъюнктуру, темпы
роста, жизненный уровень населения и т.д., порождают в то же время новые
трудности и проблемы в экономической и социальной сферах. Эффективность
решения этих проблем во многом зависит от правильно выработанной финансовой
политики государства. Финансовая политика — это совокупность финансовых
мероприятии, осуществляемых правительственными органами через звенья и
элементы финансовой системы. В ее основе лежат господствующие в данный
период теоретические концепции, под влиянием которых формируется
экономический курс государства.
1.2.Сущность финансовой системы.
В основу построения финансовой системы положены три основополагающих
элемента:
1)функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено
системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает
распределительные отношения между государством, предприятиями, населением,
обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда
финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование - один из методов
создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают
отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для
обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного
производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и
коммерческими банками;
2) территориальность - каждая область, республика имеют соответствующий
аппарат финансовых и страховых органов;
3) единство финансовой системы предопределяется единой экономической и
политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую
политику, проводимую государством через центральные финансовые органы,
единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных
законодательных и нормативных актах.
Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и
общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена
на рис 1.
Рисунок 1. Схема финансовой системы
Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то
это распределение происходит прежде всего между различными субъектами.
Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему,
выделяются три основные сферы (не считая домашних хозяйств):
- финансы предприятий, учреждений, организаций, так как они обслуживают
основное звено общественного воспроизводства. Им присуши, с одной стороны,
черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой
особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах
общественного производства. Финансы предприятий представляют собой денежные
отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и
накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение
обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по
расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному
стимулированию работающих;
- страхование, значительная часть финансовой системы, связанная с
перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и
физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности
наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих
за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между
участниками страхования;
- государственные финансы, представляющие собой денежные отношения по
поводу распределения стоимости общественного продукта и части
национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов
государства и его предприятий и использованием государственных средств
на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих
социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны
и управления.
Каждая из этих сфер состоит из менее крупных звеньев. Например, в
первой сфере выделяют финансы предприятий, функционирующих на коммерческих
началах Источником финансовых ресурсов таких предприятий выступает
стоимость реализованной продукции, и они формируются в основном из прибыли,
амортизационных отчислений, выручки от реализации выбывшего имущества,
устойчивых пассивов, целевых поступлений, продажи акций и других ценных
бумаг, кредитов, и достаточно редко за счет бюджетных субсидий. Основным
направлением использования финансовых ресурсов таких предприятий выступают
платежи органам финансово-банковской системы (налоги, проценты, погашение
кредитов, страховые платежи), инвестирование в капитальные затраты
(реинвестирование), связанное с расширенным воспроизводством, техническим
обновлением, инвестирование в ценные бумаги (покупка на финансовом рынке
акций, облигаций, государственных ценных бумаг), образование социальных
фондов и благотворительность; финансы учреждений и организаций,
осуществляющих некоммерческую деятельность, оказывающих услуги социального
характера. Основная часть данных предприятий финансируется за счет средств
государственного бюджета. В целом же ресурсы не коммерческих предприятий
это денежные средства, мобилизуемые из различных источников на
осуществление деятельности. В частности, к таким источникам относят помимо
средств из государственного бюджета денежные средства государственных и
муниципальных, частных и кооперативных предприятий, населения, уплачиваемые
за выполненные работы, поступления от оказания платных услуг, арендная
плата за сданное в аренду имущество, добровольные взносы и безвозмездно
передаваемые материальные ценности, прочие денежные поступления. Все
поступившие средства образуют фонд финансовых ресурсов и используются на
заработную плату возмещение затрат, расчеты с другими учреждениями и
банками, создание социальных фондов. Мобилизация и использование финансовых
ресурсов на таких предприятиях осуществляется в зависимости от методов
ведения хозяйства на основе сметного финансирования и полной
самоокупаемости.
Финансы общественных организаций включают денежные отношения между
общественными объединениями и их членами, общественными объединениями и
предприятиями, внутри общественного объединения по формированию и
использованию фондов. Источником финансовых ресурсов выступают собственные
средства, полученные за счет взносов членов организаций, поступлений от
государства, доходов от деятельности. Все ресурсы используются на общее
обслуживание.
Во второй, страховой, сфере можно выделить в качестве звеньев:
социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование
ответственности, страхование предпринимательских рисков.
В сфере государственных финансов в качестве звеньев, соответственно,
выделяются: государственный бюджетные и внебюджетные фонды, государственный
кредит. Если рассмотреть финансовую сферу государственных финансов развитых
стран Запада, то в ней выделяется 4 звена: государственный бюджет; местные
финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (ФРГ,
Англия, Франция, Италия).
Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на
подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем
финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на
коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть
вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых,
транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности —
финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и
других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы
профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных,
целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из
звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по
видам страхования, например имущественное страхование появляется на
страхование личного имущества, транспортное страхование... В составе
государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев
осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления
(федеральный, субъектов федерации, местный).
Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее
частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками),
связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует
считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские
структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих
агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их
правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных
финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 2.
Рисунок.2 Схема финансовых связей в экономике
За каждой из указанной на схеме стрелок стоит множество разнообразных
финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме
финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные,
наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К
ним относятся: “государство-предприятие” (ГП), “предприятие-государство”
(ПГ), “государство-государство” (ГГ), “предприятие-население” (ПН),
“население-государство” (НГ), “население-предприятие” (НП), “предприятие-
предприятие” (ПП), “население-население” (НН), “государство-население”
(ГН). Связь “государство-государство” характеризует перераспределение,
переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в
другие. Связь “предприятие-предприятие” отражает финансовые потоки между