предприятиями, а связь “население-население” определяет движение денежных
средств между отдельными группами населения.
1.3. Состав и структура финансовой системы Украины с разной точки зрения
Выделение форм финансовых отнощений характеризует относительное
отдаление отдельных составных финансов. Совокупность этих составных
определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система она
является не простым набором, а совокупностью взаимосвязаных элементов,
которые имеют однородные признаки.
Состав и структуру финансовой системы Украины многие ученые-экономисты
видят по-разному. Это происходит в основном из-за того, что нет
действующего законодательства о финансовой системе Украины, а ряд точек
носит проблематичный дискуссионный характер.
Доктор экономических наук профессор Василин О.Д.(1) выделяет состав
финансовой системы так, что основным его звеном и основой являются
государственные финансы (см.схему №1). Он говорит о том, что государство
для выполнения своих функций должно иметь в своем распоряжении определенную
величину финансовых ресурсов, которые производятся в его
народохозяйственном комплексе. С этой елью оно осуществляет свою финансовую
деятельность, законодательно определяя формы мобилизации доходов и расходов
для достижения экономического и социального прогресса в стране.
Государственные финансы – главное звено финансовой системы государства. Оно
……средствует около 80% всех финансовых отношений и содержит различные
финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою
финансовую деятельность. Государственные финансы включают: государственный
бюджет, централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения,
финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм
собственности, государственный кредит, государственное личное и
имущественное страхование.
Все сферы государственных финансов имеют собственную сферу
функционирования, однако они тесно связаны между собой. Основу
государственных финансов составляют финансы предприятий и организаций
государственной и комунальной форм собственности. Тут производится больше
чем 90% валового национального продукта, который является главным объектом
финансовых отношений. В условиях становления раночных отношений часть
государственного сектора уменьшается, однако еще долгое время этому сектору
будет принадлежать решительная роль в процессах распределения и
перераспределения, осуществляемого с помощью финансов. Это была точка
зрения профессора Василина О.Д.
А вот совершенно иначе представляет структуру финансовой системы
Опарин В.В.(см.схему №2). Он производит выделение составных элементов по
признаку движения каналов денежных потоков и места концентрации финансовых
ресурсов. В основу выделения сфер он рекомендует положить уровень
экономической системы (2). Выделяется 4 сферы: уровень микроэкономики –
финансы субъектов хозяйствования, уровень макроэкономики – государственнае
финансы, уровень мирового хозяйства – международный финансы, обобщенный
уровень – финансовый рынок.
Звено показывает обособленную часть финансовых отношений. Его
выделение проводится по признаку ………ности или обособленного фонда
финансовых ресурсов, или спецефических форм и методов финансовых отношений.
Сфера финансовых субъектов хозяйствования не делится на отдельные
звенья, так как они имеют общие принципы организации и методы ведения
хозяйственной деятельности.[1]
Существуют особенности, связанные с формой собственности или отраслевой
спецификой. Однако, считает Опарин В.В., они не настолько существенны,
чтобы на их основе выделять в отдельные звенья эти отрасли. Эти особенности
влияют на организацию финансовых отношений, но не изменяют их суть.
Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность
государства. Она включает такие звенья: государственный бюджет,
государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного
сектора.
Сфера международные финансы отображает обменную и
перераспределительную функцию на мировом рынке и включает 3 направления:
международные расчеты; финансы международных политических, экономических,
гуманитарных организаций; международные финансовые институты.
Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как
специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.
Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не
принадлежит к конкретной сфере.
Такой является структура финансовой системы по мнению Опарина В.В.
Данный подход дает возможность провести полную структуризацию финансовых
отношений, выделить и охарактеризовать денежные потоки. Это также делает
предпосылки, чтобы организовать четкую систему управления финансами на
каждом уровне, так как отслеживаются все денежные потоки и между ними.
Следующая трактовка структуры финансовой системы Украины доктора
экономических наук Шокуна В.В (1). Он предлагает в условиях реалий
существования Украины как независимого, демократического, социального и
правового государства перестроить собственную финансовую систему(см.схему
№3).
Предложенная концепция финансовой системы Украины рассматривается как
основа для разработки финансовой доктрины страны, которая должна определить
влияния государства на управление движением ВВП в процессе распределения
его стоимости.
Финансовая система Украины определена как взаимосвязанное соединение в
экономико-правовом просторе объективного процесса распределения стоимости
ВВП и субъективного процесса влияния на него политики страны. Концепция
перестройки финансовой системы Украины основывается на:
> осмыслении экономической сущности процессов формирования и
направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;
> включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с
проведением законодательно обеспеченой финансовой политики
государства;
> использовании системного подхода, который дает возможность
рассматривать составные финансовой системы в единой взаимосвязи.
Научно-практическое назначение положений этой концепции состоит в
возможности:
> определения подходов, которые касаются создания финансовой доктрины
государства;
> определения подходов к разработке экономико-математических моделей
формирования и движения финансовых ресурсов страны, функциональным
назначением которых должно стать прогнозирование, планирование и
анализ распределения стоимости ВВП;[2]
> введения единой системы понятий и однозначного толкования их, как
на уровне профессионалов-практиков, так и в образовательном
процессе;
> оценке состояния законодательно-нормативного обеспечения и
разработке единого пакета взаимосогласованных правовых актов,
касаемых вопросов функционирования финансовой системы с дальнейшим
ее мониторингом.
Кандидат экономических наук Безгубенко Л.И.(1) представляет структуру
финансовой системы, выделяя три сферы:
> государственные финансы;
> частные финансы;
> финансы предприятий
Государственные финансы он подразделяет на общегосударственные финансы и
финансы государственных предприятий. А частные финансы на финансы частных
предприятий и финансы домохозяйств.
Безгубенко Л.И.характеризует звенья финансовой системы и говорит о
том, что для государственных финансов, в частности, характерны:
1.Принцип функционального назначения звена.
2.Административно-териториальный принцип.
Каждое звено финансовой системы имеет свою особенность, которая
обусловлена спецификой:
1.состава финансовых отношений;
2.состава фондов денежных средств;
3.источников формирования фондов денежных средств и методов аккумуляции
средств;
4.направлений использования фондов денежных средств;
5.целевого назначения фондов денежных средств;
6.участников формирования денежных средств;
7.участников распределения и использования фонда денежных средств;
8.собственника или распорядителя фонда денежных средств;
9.роли в процессе производства, распределении и перераспределении
ВВП и НД;
10.Части в распределении финансовых ресурсов
> осмыслении экономической сущности процессов формирования и
направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;
> включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с
проведением законодательно обеспеченной финансовой политики
государства;
Особенно актуальным считает Безгубенко Л.И., для Украины, ее
финансовой системой является усиление внимания государственных деятелей,
ученых и практиков к финансам домохозяйств.
Таким образом, это звено финансовой системы прежде всего представлено
бюджетом домохозяйств, который является объектом серьезных исследований в
государствах с развитой рыночной экономикой, но недостаточно исследованной
в отечественной литературе. Состав и структура доходов и расходов бюджетов
домохозяйств, взаимоотношение доходов и расходов является свидетельством
прежде всего уровня экономического развития государства. Так представляет
финансовую систему Украина Безгубенко Л.И.
Свою концепцию состава и структуры финансовой системы Украины
представляет кафедра «Финансы и кредит» Донецкого Государственного
Университета(см.схему №5). Эта трактовка широко и полно отражает структуру
финансовой системы, все ее сферы и особенно отдельные ее элементы. Она
очень актуальна на сегодняшний день для экономики Украины. Основываясь на
такой структуре легче проводить анализ финансовых ресурсов государства,
подробно исследуя все их сферы и звенья, и механизмы, их аккумуляции и
распределении. Именно основываясь на этой трактовке я буду рассматривать в
дальнейшем финансовую систему Украины.[3]
Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутреннему
строению и организационной структуре.[4]
Финансовая система - совокупность относительно обособленных
взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические
формы и методы распределения и перераспределения ВВП.