Финансовая система Украины

предприятиями, а связь “население-население” определяет движение денежных

средств между отдельными группами населения.

1.3. Состав и структура финансовой системы Украины с разной точки зрения

Выделение форм финансовых отнощений характеризует относительное

отдаление отдельных составных финансов. Совокупность этих составных

определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система она

является не простым набором, а совокупностью взаимосвязаных элементов,

которые имеют однородные признаки.

Состав и структуру финансовой системы Украины многие ученые-экономисты

видят по-разному. Это происходит в основном из-за того, что нет

действующего законодательства о финансовой системе Украины, а ряд точек

носит проблематичный дискуссионный характер.

Доктор экономических наук профессор Василин О.Д.(1) выделяет состав

финансовой системы так, что основным его звеном и основой являются

государственные финансы (см.схему №1). Он говорит о том, что государство

для выполнения своих функций должно иметь в своем распоряжении определенную

величину финансовых ресурсов, которые производятся в его

народохозяйственном комплексе. С этой елью оно осуществляет свою финансовую

деятельность, законодательно определяя формы мобилизации доходов и расходов

для достижения экономического и социального прогресса в стране.

Государственные финансы – главное звено финансовой системы государства. Оно

……средствует около 80% всех финансовых отношений и содержит различные

финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою

финансовую деятельность. Государственные финансы включают: государственный

бюджет, централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения,

финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм

собственности, государственный кредит, государственное личное и

имущественное страхование.

Все сферы государственных финансов имеют собственную сферу

функционирования, однако они тесно связаны между собой. Основу

государственных финансов составляют финансы предприятий и организаций

государственной и комунальной форм собственности. Тут производится больше

чем 90% валового национального продукта, который является главным объектом

финансовых отношений. В условиях становления раночных отношений часть

государственного сектора уменьшается, однако еще долгое время этому сектору

будет принадлежать решительная роль в процессах распределения и

перераспределения, осуществляемого с помощью финансов. Это была точка

зрения профессора Василина О.Д.

А вот совершенно иначе представляет структуру финансовой системы

Опарин В.В.(см.схему №2). Он производит выделение составных элементов по

признаку движения каналов денежных потоков и места концентрации финансовых

ресурсов. В основу выделения сфер он рекомендует положить уровень

экономической системы (2). Выделяется 4 сферы: уровень микроэкономики –

финансы субъектов хозяйствования, уровень макроэкономики – государственнае

финансы, уровень мирового хозяйства – международный финансы, обобщенный

уровень – финансовый рынок.

Звено показывает обособленную часть финансовых отношений. Его

выделение проводится по признаку ………ности или обособленного фонда

финансовых ресурсов, или спецефических форм и методов финансовых отношений.

Сфера финансовых субъектов хозяйствования не делится на отдельные

звенья, так как они имеют общие принципы организации и методы ведения

хозяйственной деятельности.[1]

Существуют особенности, связанные с формой собственности или отраслевой

спецификой. Однако, считает Опарин В.В., они не настолько существенны,

чтобы на их основе выделять в отдельные звенья эти отрасли. Эти особенности

влияют на организацию финансовых отношений, но не изменяют их суть.

Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность

государства. Она включает такие звенья: государственный бюджет,

государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного

сектора.

Сфера международные финансы отображает обменную и

перераспределительную функцию на мировом рынке и включает 3 направления:

международные расчеты; финансы международных политических, экономических,

гуманитарных организаций; международные финансовые институты.

Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как

специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.

Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не

принадлежит к конкретной сфере.

Такой является структура финансовой системы по мнению Опарина В.В.

Данный подход дает возможность провести полную структуризацию финансовых

отношений, выделить и охарактеризовать денежные потоки. Это также делает

предпосылки, чтобы организовать четкую систему управления финансами на

каждом уровне, так как отслеживаются все денежные потоки и между ними.

Следующая трактовка структуры финансовой системы Украины доктора

экономических наук Шокуна В.В (1). Он предлагает в условиях реалий

существования Украины как независимого, демократического, социального и

правового государства перестроить собственную финансовую систему(см.схему

№3).

Предложенная концепция финансовой системы Украины рассматривается как

основа для разработки финансовой доктрины страны, которая должна определить

влияния государства на управление движением ВВП в процессе распределения

его стоимости.

Финансовая система Украины определена как взаимосвязанное соединение в

экономико-правовом просторе объективного процесса распределения стоимости

ВВП и субъективного процесса влияния на него политики страны. Концепция

перестройки финансовой системы Украины основывается на:

> осмыслении экономической сущности процессов формирования и

направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;

> включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с

проведением законодательно обеспеченой финансовой политики

государства;

> использовании системного подхода, который дает возможность

рассматривать составные финансовой системы в единой взаимосвязи.

Научно-практическое назначение положений этой концепции состоит в

возможности:

> определения подходов, которые касаются создания финансовой доктрины

государства;

> определения подходов к разработке экономико-математических моделей

формирования и движения финансовых ресурсов страны, функциональным

назначением которых должно стать прогнозирование, планирование и

анализ распределения стоимости ВВП;[2]

> введения единой системы понятий и однозначного толкования их, как

на уровне профессионалов-практиков, так и в образовательном

процессе;

> оценке состояния законодательно-нормативного обеспечения и

разработке единого пакета взаимосогласованных правовых актов,

касаемых вопросов функционирования финансовой системы с дальнейшим

ее мониторингом.

Кандидат экономических наук Безгубенко Л.И.(1) представляет структуру

финансовой системы, выделяя три сферы:

> государственные финансы;

> частные финансы;

> финансы предприятий

Государственные финансы он подразделяет на общегосударственные финансы и

финансы государственных предприятий. А частные финансы на финансы частных

предприятий и финансы домохозяйств.

Безгубенко Л.И.характеризует звенья финансовой системы и говорит о

том, что для государственных финансов, в частности, характерны:

1.Принцип функционального назначения звена.

2.Административно-териториальный принцип.

Каждое звено финансовой системы имеет свою особенность, которая

обусловлена спецификой:

1.состава финансовых отношений;

2.состава фондов денежных средств;

3.источников формирования фондов денежных средств и методов аккумуляции

средств;

4.направлений использования фондов денежных средств;

5.целевого назначения фондов денежных средств;

6.участников формирования денежных средств;

7.участников распределения и использования фонда денежных средств;

8.собственника или распорядителя фонда денежных средств;

9.роли в процессе производства, распределении и перераспределении

ВВП и НД;

10.Части в распределении финансовых ресурсов

> осмыслении экономической сущности процессов формирования и

направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;

> включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с

проведением законодательно обеспеченной финансовой политики

государства;

Особенно актуальным считает Безгубенко Л.И., для Украины, ее

финансовой системой является усиление внимания государственных деятелей,

ученых и практиков к финансам домохозяйств.

Таким образом, это звено финансовой системы прежде всего представлено

бюджетом домохозяйств, который является объектом серьезных исследований в

государствах с развитой рыночной экономикой, но недостаточно исследованной

в отечественной литературе. Состав и структура доходов и расходов бюджетов

домохозяйств, взаимоотношение доходов и расходов является свидетельством

прежде всего уровня экономического развития государства. Так представляет

финансовую систему Украина Безгубенко Л.И.

Свою концепцию состава и структуры финансовой системы Украины

представляет кафедра «Финансы и кредит» Донецкого Государственного

Университета(см.схему №5). Эта трактовка широко и полно отражает структуру

финансовой системы, все ее сферы и особенно отдельные ее элементы. Она

очень актуальна на сегодняшний день для экономики Украины. Основываясь на

такой структуре легче проводить анализ финансовых ресурсов государства,

подробно исследуя все их сферы и звенья, и механизмы, их аккумуляции и

распределении. Именно основываясь на этой трактовке я буду рассматривать в

дальнейшем финансовую систему Украины.[3]

Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутреннему

строению и организационной структуре.[4]

Финансовая система - совокупность относительно обособленных

взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические

формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты