Финансовая система – совокупность финансовых органов и институтов,
которые управляют денежными потоками.
Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную
совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она
состоит из сфер и звеньев.
Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность
финансовых отношений.
Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу
выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы (схема 1).
Внутренняя структура финансовой системы показана в схеме 2.
Организационная структура финансовой системы – совокупность финансовых
органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами.
В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её
внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в какой-
либо стране осуществляют органы государственной власти и управления. Состав
органов и институтов финансовой системы представлен на схеме 2 приложения.
Раздел 2. Фискальная политика
2.1. Механизм функционирования финансовой системы
Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления
финансами. Она направлена на обеспечение эффективного распределения и
перераспределения имеющихся финансовых ресурсов государства для наилучшего
удовлетворения потребностей воспроизводства и роста общественного
богатства. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в
финансовом механизме государства.
Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий
собой систему установленных государством форм, видов и методов организации
финансовых отношений.
В зависимости от степени регулирования со стороны государства
финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует
государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т.д.).
Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых
отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация
внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).
С одной стороны, финансовый механизм включает в себя системы
финансового планирования, регулирования и контроля, систему денежных
расчетов, систему финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм и
нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы.
Также финансовый механизм можно представить в виде совокупности
механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:
> Функционирование бюджетного механизма
> Механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и
организаций
> Механизм функционирования внебюджетных фондов
> Механизм функционирования местных финансов
> Функционирование страхового механизма
> Механизм функционирования финансового рынка
Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового
механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация
форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором
финансовой системы. Именно на основании их можно проследить механизм
функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются,
распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.
Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии
с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его
достигать поставленные цели и решать конкретные задачи. Также механизм
функционирования должен быть инструментом согласования и реализации
интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных
возможностей.
Более конкретно такую черту можно определить как финансовое
планирование, т.е. один из элементов управления финансами, объектом
которого является распределительный процесс. Этот процесс охватывает
формирование и распределение финансовых ресурсов, образование и
использование на их основе различных денежных фондов и осуществляется на
основе производственных и финансовых показателей.
В процессе финансового планирования определяются:
> источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период
> объемы денежных фондов, создаваемых на их основе
> рассчитываются направления и структура использования средств
денежных фондов, при этом решается задача наиболее эффективного их
использования
В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные,
трудовые и финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения
непроизводительных расходов.
Механизм финансового регулирования дает возможность государству
сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы
принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества
направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов
фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.
Финансовый контроль можно представить в двух аспектах:
> Строго регламентированная деятельность специально созданных
контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства
и финансовой дисциплины всех экономических субъектов
> Неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на
макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и
эффективности финансовых операций.
Финансовый контроль представляет собой две взаимосвязанные, но
обособленные сферы: государственный финансовый контроль и негосударственный
финансовый контроль, который в свою очередь подразделяется на внутренний
(внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные
пропорции распределения валового национального продукта. Он
распространяется на все каналы движения денежных ресурсов и отслеживает
полноту и своевременность их поступления в бюджеты и целевое их
использование. Государственные контролеры наделены правом осуществлять
ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и
корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными
экономическими интересами.
Целями негосударственного контроля (главным образом, внутрифирменного),
в противопоставление государственному, является минимизация своих
отчислений в государственную казну и других издержек с целью повышения
нормы прибыли на вложенный капитал.
2. фискальная политика ,законодательные и правовые основы,
регламентирующие механизм функционирования финансовой системы
Украины.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – это система регулирования
экономики посредством изменения государственных расходов и налогов. Цели
фискальной политики :
a) Сглаживание колебаний экономического цикла.
b) Стабилизация экономического роста.
c) Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.
Экономическая наука выделяет следующие типы фискальной политики (
см. приложение схема 3):
> Дискреционная;
> Автоматическая;
И дискреционная , и автоматическая фискальная политика играют важную
роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та ни другая
не является панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической
политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить
эти колебания они не в состоянии .
Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной
политики . К ним можно отнести:
> Наличие временного лага между принятием решений и их воздействием
на экономику;
> Административные издержки;
> Пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов- популярное
в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может
стоить парламентской карьеры ).
Тем не менее максимально разумное применение инструментов и
автоматической и дискреционной политики может существенно влиять на
динамику общественного производства и занятости , снижение темпов инфляции
и решение других экономических проблем.
Из вышеперечисленных данных видно какую сложную систему представляет
из себя финансовая система Украины. Она состоит из большого количества сфер
и звеньев и только проанализировав ее можно понять как такой сложный
механизм может функционировать. А источником и регулятором финансовой
системы выступают законодательные и правовые акты. Именно на основании их
можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять как
аккумулируются и распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы. В
данной курсовой работе мы рассмотрим несколько законодательных и правовых
актов, которые составляют основу финансовой системы.
Государственный бюджет- центральное звено финансовой системы. В нём
объединяются все основные инструменты – расходы различные виды доходов,
государственные займы.
Так как отсутствует закон Украины о финансовой системе, то вторым по
значению будут выступать Закон Украины «О бюджетной системе от 29 июня 1995
года». Государственные финансы выступают одной из главных сфер финансовой
системы и государственный бюджет – одно из самых больших их звеньев. Именно
в нем объединяются самые главные доходы и расходы государства. Бюджет своим
инструментарием объединяет такие основные финансовые категории как налоги,
расходы, государственный кредит и другие, в их взаимодействие и динамике.
Рассматривая социально-экономическую сущность государственного бюджета
следует отметить, что она определяется:
> Способом производства;
> Наличием формы собственности на средства производства;
> Функционированием основных экономических законов государства;
> Характером производственных отношений;
> Природой, целями и задачами государства.
Содержание социально-экономической сущности государственного бюджета
проявляется в том, что он одновременно является:
перераспределения НД;
Инструментом государственного регулирования и стимулирования экономики;
Инструментом эффективного воздействия на процессы расширенного
воспроизводства;
Ведущим звеном финансовой и бюджетной системы государства;