Финансовая система Украины

устранить без определенной структурной политики государства, осуществляемой

даже прямыми административными мерами, в частности, сокращением военного

производства и расходов, а также рационализацией производственных

капиталовложений, обильным финансированием за счет акционерных и частных

капиталов, широким привлечением иностранных инвестиций и сокращением

бюджетного финансирования. Необходимо сломать монополистическую структуру

экономики. Все это важно дополнять мерами, которые ограничат денежную

массу, устранят дефицит государственного бюджета, стабилизируют соотношение

валют, а также созданием условий для здоровой конкуренции. В таком случае

успех будет достигнут.

2.4. Пути совершенствования финансовой системы Украины и механизма ее

функционирования

Становление финансовой системы Украины происходило одновременно со

становлением ее государственности. Хотя еще преждевременно говорить, что

этот сектор экономики приобрел завершенный образ, основные его элементы так

или иначе сформировались и функционируют. Это системы государственных

финансов, банковская, фондовых и валютных бирж, страховых, доверительных и

инвестиционных компаний.

Среди экономистов преобладает мнение, что создание эффективной

бюджетной системы является чуть ли не главной целью рыночной реформы в

Украине. Она должна охватить проблемы собственно бюджетного процесса,

структуры поступлений и расходов, бюджетного дефицита и способов его

финансирования. Хотя за последние два года и имели место определенные

позитивные сдвиги, бюджетный процесс все еще характеризуется

непрозрачностью, значительным параллелизмом и отсутствием четкого

разделения полномочий и обязанностей между законодательными и

исполнительными органами. Эта проблема еще более заострилась из-за недавних

событий на международном рынке капитала, которые негативно повлияли на

украинский кредитно-валютный рынок, усложнив финансирование бюджетного

дефицита.

В условиях трансформационной экономики Украины основными направлениями

финансовой политики, направленной на совершенствование финансовой системы

Украины, являются:

1. Совершенствование финансового законодательства и права

2. Преодоление таких форм финансового кризис, как:

- неуправляемая государственная задолженность страны (общий государственный

долг примерно равен ВВП, внешняя задолженность 12,5 млрд. долл.,

внутренняя – 40 млрд. грн.)

- банкротство

- преодоление скрытого дефицита местных бюджетов, удельный вес которых уже

при планировании этих бюджетов составляет 60-70%

- преодоление кризиса неплатежей, сумма которых на 1.10.2001 превысила 450

млрд. грн, т.е. около 4ВВП при допустимых границах – 35%ВВП

3. Создание на качественно новой основе такого организационно-

экономического механизма управления финансами, при котором гармонично

сочетались бы такие блоки управления как:

- управление финансами на общегосударственном уровне

- управление финансами на уровне предприятий, учреждений и организаций

- управление финансами в системе внешнеэкономической деятельности Украины

4. Разработка и утверждение налогового и бюджетного кодекса Украины

(устойчивого и не требующего доработок и поправок)

5. Повышение эффективности всего финансового механизма и, прежде всего

таких его элементов как:

- финансовое законодательство и право

- управление финансами

- финансовое планирование

- финансовый контроль

- финансовое регулирование

- нормативная база

- и т.д.

6. Отладка механизма взаимоотношений предприятий, учреждений и организаций

с бюджетной системой, внебюджетными фондами, банковской системой и т.д.

7. Децентрализация бюджетной системы

8. Создание цивилизованного механизма финансовой поддержки

предпринимательской деятельности и прежде всего предприятий, занятых в

производственном секторе

9. Усиление роли финансов в Украине. Создание эффективного механизма ее

ВЭД.

Эксперты Всемирного банка (ВБ) считают, что для эффективного

функционирования финансовой системы в Украине необходимо предпринять

следующие меры:

- повысить эффективности деятельности банков путем их укрупнения;

- привести законодательные нормы Украины в соответствие с

международными нормами и требованиями Европейского Союза по

вопросам о финансовой и административной ответственности

руководителей и акционеров финансовых учреждений за качество

управления компаниями;

- отказаться от использования неденежных форм расчетов, ввести

жесткую фискальную дисциплину, отменить картотеки, усилить

- процедуру банкротства.

Заключение.

Строительство независимого государства невозможно без создания

собственной финансово-денежной системы. При ведущей роли Национального

банка Украины в направлении демонополизации производства с целью улучшения

существующих экономических отношений сформирована широкая сеть банковских

учреждений. Введена национальная денежная единица. Однако демонополизация

финансовой системы, невиданно быстрое расширение сети коммерческих банков

происходило стихийно, без надлежащей законодательной базы и надежного

контроля со стороны государства. В результате сфера банковской деятельности

создала условия для многочисленных злоупотреблений. Постоянный выпуск не

подкрепленных реальными товарами денег (эмиссия) на протяжении 1992-1995

г.г. приобретает неуправляемый характер и приводит к гиперинфляции. Силовые

методы монетарной политики 1996-99 г.г. в условиях непрекращающегося спада

производства приводят к кризису неплатежей, хроническим невыплатам

заработных плат и пенсий.

Показателем кризиса системы государственных финансов стала деформация

налоговой системы. Колоссальное количество и размеры платежей в конечном

итоге приводили, с одной стороны, к искусственному сворачиванию

производственной и коммерческой деятельности, а с другой – к теневизации

экономики. Большое количество коммерческих структур всячески уклонялись от

уплаты налогов, скрывали доходы. Не помогало и формирование многотысячной

армии налоговых инспекторов, обязательное введение кассовых аппаратов.

Финансовая сфера государства продолжает находиться в кризисном состоянии.

Его преодоление возможно только при условии целого комплекса рыночных

реформ, призванных обеспечить вхождение Украины в состав развитых

государств мира

В заключении можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме

совершенствования финансовой системы Украины можно добиться желаемых

результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную

финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.

Список литературы

1. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. проф. Л.А.Дробозиной.-

М.:ЮНИТИ, 2001.-

2. Задоя А.О., Ткаченко І.П. “Структура та функції сучасного

фінансового ринку”// Фінанси України №5,1999.

3. Павлюк К.В. “ Фінансові ресурси держави. Монографія.”, - Київ:

Ніос, 1998.

4. Василик О.Д. Теорiя фiнансiв:Пiдручник.- К.:HIOC. – 2000.

5. Финансы/ Под ред. проф.А.М.Ковалёвой. – М.:Финансы и

статистика,1998.

6. Амбарцумов А.А. Экономика: учебное пособие для вузов. – М.: Банки

и биржи, ЮНИТИ, 1997.

7. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 3-е

изд. – М.: Институт новой экономики, 1998.

8. Заблоцький Б.Ф. и др. Економіка України. – Львів: Львівський

банківський коледж Національного банку України, 1997.

9. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник – Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 1998.

10. Прусова Л.Г. Экономика в вопросах и ответах. – К.: АОЗТ «Експрес-

об’ява», 1998.

11. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д.:

изд-во «Феникс», 1998.

12. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/ Под

ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

13. Василин О.Д. Державнi фiнанси Украйни // Ф.У.,-1997-№5-С.5

14. Опарин В.В. Финансовая система:теоретические основы и

практические аспекты ее разработки на Украине //Ф.У.,-1998-№9

15. Шокун В.В. Финансовая система страны:состояние и направления

реформирования //Э.У.,-1997-№1-с9

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сферы и звенья финансовых отношений

Мировое

хозяйство

Макро-

экономика

Микро-

Схема 1.

экономика

Управление финансовой системой

Схема 2.

схема 3

|Встроенные стабилизаторы |

|Изменения|Пособия по |Субсидии|

|в |безработице|фермерам|

|налоговых|и другие | |

|поступлен|социальные | |

|иях |выплаты | |

-----------------------

[1] см: Василин О.Д. Державнi фiнанси Украйни // Ф.У.,-1997-№5-С.5

см: Опарин В.В. Финансовая система:теоретические основы и практические

аспекты ее разработки на Украине //Ф.У.,-1998-№9

[2] .см: Шокун В.В. Финансовая система страны:состояние и

направления реформирования //Э.У.,-1997-№1-с9

[3] см: Безгубенко Л.И. Финансовая система Украины в условиях экономики

переходного периода //Ф.У.-1996-№9-с 13-19

[4] Опарiн В.М. Фiнанси (загальна теорiя) :Навч. Посiбник. – К.: КНЕУ,

1999. –стр.27.

[5] см: О бюджетной системе Украины : Закон Украины от 29 июня 1995 года,

№253/95-ВР/ Ведом Верхов Рады Украины-1995 №32 с.589-613

-----------------------

Внутреннее строение

Организационная структура

Финансовый

рынок

Международные

финансы

Государственные

финансы

Финансы субъектов

хозяйствования

Финансовая система

Фондовая

биржа

Пенсионный

фонд

Государствен-

ная налоговая

администрация

Гос. иннова-

ционный

фонд

Фонд

социального

страхования

Министерство

финансов

Гос.

казначейство

КРУ

Счетная

палата

Национальный

банк

Финансо-

вые по-средники

Межбан-ковская

валютная

биржа

Коммер-ческие банки

Небанков-ские

кредитные

учрежде-ния

Страхо-вые

компа-ии

Аудитор-ские

фирмы

Государ-ственная

комиссия

по ценным бумагам и фондовомурынку

Комитет по надзору за страховой деятельно-стью

Аудитор-ская палата

Финансовая система Украины

Предприятия, предприниматели

Государство

Государственный кредит

Внебюджетные фонды

Государственный бюджет

Страхование предпринимательских рисков

Страхование ответственности

Имущественное страхование

Личное страхование

Социальное страхование

Финансы общественных организаций, фондов

Финансы коммерческих предприятий

Финансы коммерческих организаций

Страхование

Финансы предприятий, организаций

Финансы государства

Финансовая система

Население

Г Г

П П

Н Н

Г П

П Н

Г Н

П Г

НП

Н Г

инструменты

Общественные работы

Изменение трансфертных платежей

Манипулирование налоговыми ставками

ПАССИВНАЯ фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях

государственных налогов вводятся автоматически

Автоматическая

Дискреционная

Типы фискальной политики

Сознательное манипулирование налогами и расходами или АКТИВНАЯ фискальная

политика

это

это

инструменты

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты