Основной финансовый план страны;
доходов и расходов государства;
Источником финансовой обеспеченности реализованных в государстве
основных социально-экономических программ.
В бюджете в условиях современности централизуется значительная часть
денежных ресурсов, которые являются необходимым условием для реализации
государством своих функций, таких как экономическая, социальная,
политическая. Бюджет является составной бюджетной системы. А бюджетная
система регламентируется «Законом Украины о бюджетной системе»
О бюджетной системе»
В этом законе определено, что бюджетная система состоит из
Государственного бюджета Украины, республиканского бюджета АР Крым и
местных бюджетов. Бюджет является составной частью финансовой системы
Украины. Взаимодействие бюджета с другими звеньями финансовой системы
регулируются настоящим законом и многими законодательными актами
Украины.[5]
Бюджетная система строится на началах, определенных Конституцией
Украины. Она отделена от финансов субъектов хозяйствования в части уплаты
их долгов и обязательств.
Налоги и сборы и другие обязательные платежи зачисляются в бюджет
полностью, независимо от их целевого назначения.
Граждане Украины, а также другие физические лица уплачивают в бюджет
установленные законами налоги, сборы и друге обязательные платежи.
Платежи, удержанные с субъектов предпринимательской деятельности,
перечисляются в бюджет в первоочередном порядке. Достоинством этого Закона
является не только то, что внесли указом механизм наполнения бюджета, но и
то, что в нем регламентирован механизм формирования доходов и
финансирование расходов по бюджету, а также источники финансирования
бюджета.
Доходы Государственного бюджета Украины:
. часть НДС, которая определяется Законом о Государственном бюджете
Украины на следующий год;
. часть акцизного сбора, которая определяется Законом о госбюджете на
следующий год;
. налога на прибыль предприятий и организаций всех форм собственности и
подчинения в размере, равном 30% от ставки, предусмотренной
законодательством Украины;
. налога на имущество предприятий и организаций всех форм собственности
в размере 30% от ставки, предусмотренной законодательством Украины;
. поступлений от внешнеэкономической деятельности;
. части доходов от приватизации государственного имущества, находящегося
в общегосударственной собственности;
. поступлений от реализации государственного имущества, находящегося в
общегосударственной собственности;
. арендной платы за аренду имущества целостных имущественных комплексов,
находящихся в общегосударственной собственности;
. взносов в Пенсионный фонд Украины;
. взносов в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации
Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;
. взносов в Государственный фонд содействия занятости населения;
. взносов в другие государственные целевые фонды, поступлений от
внутренних займов;
. превышение доходов над расходами НБУ;
. возвращенных государству займов и % по кредитам;
. дивидендов, полученных от акций и иных ценных бумаг, принадлежащих
государству;
. платы за специальное использование природных ресурсов;
. других доходов, установленных законодательством Украины и отнесенных к
доходам госбюджета Украины.
Расходы Государственного бюджета Украины
. финансирование общегосударственных централизованных программ
поддержания и повышения жизненного уровня народа, мер по социальной
защите населения;
. финансирование осуществляемых учреждениями и организациями мер в
области образования, науки, здравоохранения, физической культуры и
т.д.
. финансирование производственного и непроизводственного строительства,
геологоразведочных, проектно-изыскательских и других работ,
осуществляемых в соответствии с общегосударственными программами;
. оборону;
. охрану окружающей природной сферы;
. содержание правоохранительных и таможенных органов, налоговой защиты
прав потребителей и контрольно-ревизионной служб;
. содержание органов законодательной, исполнительной, судебной власти и
прокуратуры;
. осуществление внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности;
. дотации, субвенции, которые передаются из Государственного бюджета
Украины в бюджет АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя;
. выплату всех видов пенсий, расходов направленных на защиту граждан,
пострадавших от Чернобыльской катастрофы, выплату пособия по
безработице, расходы на профессиональное обучение высвобождаемых
работников и незанятого населения и меры для создания дополнительных
рабочих мест;
. образование государственных материальных и финансовых резервов;
. обслуживание внутреннего и внешнего государственных долгов и их
возврат;
. другие меры, финансируемые из госбюджета Украины в соответствии с
законами Украины.
С помощью этого закона рассмотрим бюджетную систему Украины и главные
источники доходов и расходов страны, то есть откуда аккумулируются и куда
распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы государства.
Следующий закон регулирующий отношения в финансовой системе является
Закон Украины“О государственном бюджете Украины на 2002 г”
Суть этого закона в том, что в нем рассматриваются рычаги получения и
распределения финансовых ресурсов страны.
Законопроект предусматривает объем доходов Государственного бюджета
Украины в сумме 43610 млн. грн., расходов – 47888 млн. грн., предельный
размер дефицита – 4278 млн. грн.
2.3. Проблемы финансовой стабилизации в Украине.
Центральной проблемой настоящего и будущего финансовой стабилизации в
Украине остается инфляция. Негативные социальные и экономические
последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить
политику, направленную на укрепление национальной валюты. Значительное
внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы.
Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных
денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ
стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три
общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного
кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика -
маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на
платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает
налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако
одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может
привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным
целям, развиться безработица.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада.
При недостаточном спросе осуществляются программы государственных
капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного
бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом
расширяется спрос на потребительские товары и услуги.
Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт
многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие
бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать
налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в
экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное
регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.
Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству
центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в
обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что
государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения
платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и
искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня
безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства
многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и
доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению
заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает
административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда
достигает объявленной цели.
Необходимо отметить, что комбинация различных способов подавления
инфляции зависит от конкретных экономических условий той или иной страны.
Становление рынка в Украине, в частности, в значительной мере, зависит от
интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами
тотального или значительного административного контроля над ценами и
доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин,
негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности
экономики.
Введение государственного заказа, инвестирование промышленности и
сельского хозяйства (за счет бюджетного дефицита), установлению жесткого
курса валюты и вообще твердых цен на все товары - подобные мероприятия
практикуются и сейчас в Украине. В любом случае, это наглядный пример
неэффективного государственного регулирования.
Необходимы серьезные и комплексные антиинфляционные мероприятия.
Сложность ситуации состоит в том, что антиинфляционную политику в Украине
сейчас нельзя все-таки свести к только косвенным экономическим рычагам.
Дело в том, что в Украине, наряду с общими закономерностями, важнейшей
причиной инфляции можно считать уникальную диспропорциональность в
экономике, возникшую как следствие командно-административной системы.
Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного
времени, и, как следствие, чрезмерная доля военных расходов в ВНП,
высочайшая степень монополизации производства, распределения и денежно-
кредитной системы и другие особенности.
Очевидно, что нарушение народнохозяйственных пропорций невозможно