Финансовая система Украины

Основной финансовый план страны;

доходов и расходов государства;

Источником финансовой обеспеченности реализованных в государстве

основных социально-экономических программ.

В бюджете в условиях современности централизуется значительная часть

денежных ресурсов, которые являются необходимым условием для реализации

государством своих функций, таких как экономическая, социальная,

политическая. Бюджет является составной бюджетной системы. А бюджетная

система регламентируется «Законом Украины о бюджетной системе»

О бюджетной системе»

В этом законе определено, что бюджетная система состоит из

Государственного бюджета Украины, республиканского бюджета АР Крым и

местных бюджетов. Бюджет является составной частью финансовой системы

Украины. Взаимодействие бюджета с другими звеньями финансовой системы

регулируются настоящим законом и многими законодательными актами

Украины.[5]

Бюджетная система строится на началах, определенных Конституцией

Украины. Она отделена от финансов субъектов хозяйствования в части уплаты

их долгов и обязательств.

Налоги и сборы и другие обязательные платежи зачисляются в бюджет

полностью, независимо от их целевого назначения.

Граждане Украины, а также другие физические лица уплачивают в бюджет

установленные законами налоги, сборы и друге обязательные платежи.

Платежи, удержанные с субъектов предпринимательской деятельности,

перечисляются в бюджет в первоочередном порядке. Достоинством этого Закона

является не только то, что внесли указом механизм наполнения бюджета, но и

то, что в нем регламентирован механизм формирования доходов и

финансирование расходов по бюджету, а также источники финансирования

бюджета.

Доходы Государственного бюджета Украины:

. часть НДС, которая определяется Законом о Государственном бюджете

Украины на следующий год;

. часть акцизного сбора, которая определяется Законом о госбюджете на

следующий год;

. налога на прибыль предприятий и организаций всех форм собственности и

подчинения в размере, равном 30% от ставки, предусмотренной

законодательством Украины;

. налога на имущество предприятий и организаций всех форм собственности

в размере 30% от ставки, предусмотренной законодательством Украины;

. поступлений от внешнеэкономической деятельности;

. части доходов от приватизации государственного имущества, находящегося

в общегосударственной собственности;

. поступлений от реализации государственного имущества, находящегося в

общегосударственной собственности;

. арендной платы за аренду имущества целостных имущественных комплексов,

находящихся в общегосударственной собственности;

. взносов в Пенсионный фонд Украины;

. взносов в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации

Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;

. взносов в Государственный фонд содействия занятости населения;

. взносов в другие государственные целевые фонды, поступлений от

внутренних займов;

. превышение доходов над расходами НБУ;

. возвращенных государству займов и % по кредитам;

. дивидендов, полученных от акций и иных ценных бумаг, принадлежащих

государству;

. платы за специальное использование природных ресурсов;

. других доходов, установленных законодательством Украины и отнесенных к

доходам госбюджета Украины.

Расходы Государственного бюджета Украины

. финансирование общегосударственных централизованных программ

поддержания и повышения жизненного уровня народа, мер по социальной

защите населения;

. финансирование осуществляемых учреждениями и организациями мер в

области образования, науки, здравоохранения, физической культуры и

т.д.

. финансирование производственного и непроизводственного строительства,

геологоразведочных, проектно-изыскательских и других работ,

осуществляемых в соответствии с общегосударственными программами;

. оборону;

. охрану окружающей природной сферы;

. содержание правоохранительных и таможенных органов, налоговой защиты

прав потребителей и контрольно-ревизионной служб;

. содержание органов законодательной, исполнительной, судебной власти и

прокуратуры;

. осуществление внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности;

. дотации, субвенции, которые передаются из Государственного бюджета

Украины в бюджет АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя;

. выплату всех видов пенсий, расходов направленных на защиту граждан,

пострадавших от Чернобыльской катастрофы, выплату пособия по

безработице, расходы на профессиональное обучение высвобождаемых

работников и незанятого населения и меры для создания дополнительных

рабочих мест;

. образование государственных материальных и финансовых резервов;

. обслуживание внутреннего и внешнего государственных долгов и их

возврат;

. другие меры, финансируемые из госбюджета Украины в соответствии с

законами Украины.

С помощью этого закона рассмотрим бюджетную систему Украины и главные

источники доходов и расходов страны, то есть откуда аккумулируются и куда

распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы государства.

Следующий закон регулирующий отношения в финансовой системе является

Закон Украины“О государственном бюджете Украины на 2002 г”

Суть этого закона в том, что в нем рассматриваются рычаги получения и

распределения финансовых ресурсов страны.

Законопроект предусматривает объем доходов Государственного бюджета

Украины в сумме 43610 млн. грн., расходов – 47888 млн. грн., предельный

размер дефицита – 4278 млн. грн.

2.3. Проблемы финансовой стабилизации в Украине.

Центральной проблемой настоящего и будущего финансовой стабилизации в

Украине остается инфляция. Негативные социальные и экономические

последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить

политику, направленную на укрепление национальной валюты. Значительное

внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы.

Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных

денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ

стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три

общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного

кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика -

маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на

платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает

налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако

одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может

привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным

целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада.

При недостаточном спросе осуществляются программы государственных

капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного

бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом

расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт

многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие

бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать

налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в

экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное

регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.

Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству

центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в

обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что

государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения

платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и

искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня

безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства

многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и

доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению

заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает

административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда

достигает объявленной цели.

Необходимо отметить, что комбинация различных способов подавления

инфляции зависит от конкретных экономических условий той или иной страны.

Становление рынка в Украине, в частности, в значительной мере, зависит от

интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами

тотального или значительного административного контроля над ценами и

доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин,

негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности

экономики.

Введение государственного заказа, инвестирование промышленности и

сельского хозяйства (за счет бюджетного дефицита), установлению жесткого

курса валюты и вообще твердых цен на все товары - подобные мероприятия

практикуются и сейчас в Украине. В любом случае, это наглядный пример

неэффективного государственного регулирования.

Необходимы серьезные и комплексные антиинфляционные мероприятия.

Сложность ситуации состоит в том, что антиинфляционную политику в Украине

сейчас нельзя все-таки свести к только косвенным экономическим рычагам.

Дело в том, что в Украине, наряду с общими закономерностями, важнейшей

причиной инфляции можно считать уникальную диспропорциональность в

экономике, возникшую как следствие командно-административной системы.

Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного

времени, и, как следствие, чрезмерная доля военных расходов в ВНП,

высочайшая степень монополизации производства, распределения и денежно-

кредитной системы и другие особенности.

Очевидно, что нарушение народнохозяйственных пропорций невозможно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты