Применение векселя в хозяйственном обороте

основе которого лежит доверие между сторонами сделки. Поэтому, если,

например, немецкие векселя и появились в Новгороде, они обращались лишь

между немецкими купцами, русских они не касались.

Весьма вероятно, что и в последствии иностранные купцы, ведущие

торговлю в Москве, Архангельске и других наших городах, использовали в

расчетах между собой векселя. Таким образом, институт вексельного обращения

не образовался в России самостоятельно, из условий экономической жизни, а

был заимствован у Запада и привился, когда наш торговый оборот пошел по

пути западноевропейского и отношение с зарубежным торговым миром

значительно оживились.

Началом существования вексельного обращения в России можно считать

конец XVIIв. Первые законодательные акты, его регулирующие, датируются

именно этим периодом. Однако их появление вряд ли способствовало развитию

данного института в то время. На рубеже XVII и XVIIIв.в. вексель все чаще

начинает использоваться в хозяйственном обороте, особенно в международных

экономических отношениях.

В царствование Петра I ввиду неустройства почты и небезопасности дорог

начали переводить казенные деньги из города в город посредством векселей

при участии купцов. Так появились казенные векселя или "векселя на казенные

деньги".

Развитие и расширение сферы действия вексельного обращения в России

потребовало издания вексельного Устава, который вступил в действие 16 мая

1729г.

В преамбуле к нему говорилось, что "хотя перевод денег из казны и у

партикулярных людей через векселя есть, однакож не в таком действе и

почтении, как в прочих европейских владениях". Как причина этого называлось

то, что "доныне не было особливого вексельного права". Вексель же

представлялся законодателям более как выгодное средство перевода денег,

обеспечивающее их сохранность, чем как документ, оформляющий отсрочку

платежа.

Устав содержал в себе главы: "О настоящих купеческих векселях", "О

векселях на казенные деньги" и "Формы и образцы внутренних векселей с

толкованием". Почти весь Устав содержал лишь нормы, касающиеся переводного

векселя, и только ст. 3, где говорилось, что "в иных векселях и меньше

персон написано быть может", и образец N5 главы 3 имели ввиду вексель

простой.

Первым вексельным Уставом в России был введен ускоренный порядок

решения дел по искам, связанным с невыполнением обязательств по векселям.

Векселя в случае необходимости (ст. 37 Устава) разрешалось, составлять на

обычной бумаге, а пошлину в виде продажи бумаги гербовой, "где гербовой

бумаги не случится", уплачивать, в казну ее (гербовую бумагу) приобретая.

На казенные векселя распространялись правила обращения купеческих.

Таким образом, в 1729 году вексельное обращение в России получило

законодательную основу.

Однако то ли по причине того, что вексельное законодательство шло

впереди темпов распространения вексельного обращения и не смогло учесть

особенности российской экономической практики, или же того, что Устав 1729

года, несомненно был иностранного (германского) происхождения, на что

указывает уже двойной текст закона - русский и немецкий, первый вексельный

Устав не смог выполнять функции законодательного акта, все дело

регулирующего отношения участников вексельного рынка. [3]

Все содержание Устава 1729 года посвящалось переводному векселю, тому

из двух видов последнего, который существовал в России в то время чуть ли

не исключительно на бумаге. Несомненно, более благоприятную почву нашел у

нас простой вексель, который проник в практику не столько благодаря тексту

Устава 1729 года, столько приложенным к нему формулярам. За простой вексель

были и российские традиции, так как русское право знало долговые документы,

отличавшихся чрезвычайной подвижностью и передаваемостью. За простой

вексель были и потребности деловой жизни, которая нуждалась в долговом

документе, домашнем по порядку составления, не пресекаемом для возражений о

безнадежности, легко передаваемом, имеющим быстроту исполнения, обладающем

законодательным обеспечением. "Отсюда, -как писал в своем знаменитом труде

"курс вексельного права" известный российский юрист Петр Павлович Цитович,

-понятно, что лишь допустивши, но оставивши без определений простой вексель

- единственный, которому предстояла будущность в России, Устав 1729 года в

сущности осужден был оставаться мертвою буквою".

Следующий российский вексельный Устав увидит свет спустя 103 года

после первого. Устав 1729 года признал соблюдение вексельной

правоспособности с общегражданской. С течением времени круг лиц, обладающих

векселеспособностью, начал сужаться. Например, в 1740г. было запрещено

"обязываться векселями" находящимся у дел губернатором, выводом и прочим

канцелярским служащим. Исключение составляли векселя, оформляющие денежный

перевод.

Знаменательной вехой в истории вексельного обращения в России явился

выход 20 июня 1810г. Манифеста "О новом устройстве монетной системы",

параграф 18 которого гласил: "с 1811 года во всех Губерниях без изъятия все

законные акты, крепости, вексели, условия и сделки имеют быть писаны в

Российскую монету".[4]

Развитие вексельного обращения, к сожалению, влекло за собой

увеличение числа фактов невыполнения взятых на себя по данным документам

обязательств и нарушение вексельного законодательства, что послужило

причиной попыток совершенствования последнего в этой части.

Ощутимость карательных мер и скорость судопроизводства по вексельным

делам во многом способствовали росту масштабов и популярности использования

векселей в хозяйственной жизни. Русский человек шел по пути к векселю не

через доверие к деловому партнеру, как это было на западе, а к доверию в

делах через вексель, несоблюдение обязательств по которому каралось жестко

и сверхоперативно.

Несовершенство Устава 1729 года и огромное количество вышедших

нормативных актов, регулирующих вексельное обращение, подчас вступавших в

противоречие с ним, настоятельно требовали издания нового Устава как

единого закона, действие которого распространялось бы на все аспекты

использования векселя в хозяйственной жизни. Просуществовав более века,

Устав 1729 года уступил место новому, подписанному князем Кочубеем 25 июня

1832г.

В новом Уставе уже не косвенно, а прямо было заявлено о существовании

простого и переводного векселей, которые по существу, приравнивались друг к

другу с юридической точки зрения. В отличие от Устава 1729 года в нем были

перечислены обязательные реквизиты векселя - девять общих и четыре,

относящихся лишь к векселю переводному.

В новом Уставе введено было понятие "безоборотной надписи" (параграф

28), допускался бланковый индоссамент. Устав 1832 года был составлен

главным образом под влиянием французкого Code de Commerce, появившегося в

1807г. , так как в то время французское законодательство о векселях

считалось самой совершенной его моделью. Но не был забыт и Устав 1729 года.

Ведь задача составителей, по всей видимости, состояла в том, чтобы развить

направить и дополнить устав старый. Таким образом, по содержанию Устав 1832

года представляет своего рода компромисс между немецким (отраженным в

Уставе 1729г. ) и французким взглядами на вексельное право.[5] Сохранив и

лишь точнее выразив равенство переводного и простого векселя, Устав 1832

года оставил еще одну особенность немецкого подхода к вексельному праву, а

именно признал необязательный (для переводного векселя) разницу между

местом выдачи векселя и местом платежа по нему.

К сожалению, Устав 1832 года представлял собой повторенный опыт

перенесения в Россию векселя в том его виде, в каком он существовал в

Европе. Совместное изложение правил использования простых и переводных

векселей затрудняло выяснение того, какие из них относятся к обоим видам, а

какие только к одному. Это влекло за собой затруднения для судебной

практики, которой приходилось иметь дело почти исключительно с простыми

векселями. Таким образом, цель, поставленная перед Уставом 1832 года в

преамбуле к нему быть "настоящему" состоянию торговли и потребностям ея

сорозмерным" достигнута не была. Необходима была коренная реформа

вексельного законодательства, главная задача которой состояла на тот момент

не столько, в более правильном и подробном развитии принятых (в Уставе 1832

года) начал, столько в более точном и ясном изложении многих правил,

неопределенность которых порождала на практике частые недоразумения,

существовала необходимость в дополнении этих правил новыми положениями, с

надлежащей подробностью указывающими права и обязанности лиц, участвующих в

векселе, равно как порядок совершения разных "вексельных действий", но в

особенности в недоставившем доселе точном по всем предметам определении,

какие из постановлений вексельного Устава должны почитаться общими для

векселей всякого рода и какие должны касаться лишь одних векселей простых

или одних векселей переводных.

Уже через 15 лет после выхода Устава 1832 года в законодательном

порядке был поставлен вопрос о составлении проекта нового Устава. Труд был

закончен через 13 лет. Тогда же (в 1860г. ) разработанный проект был

передан "на предварительное рассмотрение" биржевых комитетов, отделений

коммерческого и мануфактурного советов, , коммерческих судов и некоторым

должностным лицам, близко знакомым с данной областью экономических

отношений. Проект в 1880г. был предъявлен на рассмотрение Министерству

юстиции и Министерству финансов. Затем на основании Высочайших повелений от

25 ноября 1881 года и 17 февраля 1882 года при Министерстве юстиции было

образовано особое совещание "для соображения" всех имевшихся в то время

редакций проекта Устава.

Создателям проекта поступили многочисленные замечания от

представителей торгового сословия России и от отечественных и зарубежных

юристов - практиков и ученых. Это вызвало необходимость пересмотра проекта,

который затем в 1884г. был внесен на рассмотрение в Государственный совет.

Последний вариант, в свою очередь, вызвал ряд существенных замечаний со

стороны финансового ведомства и был снова подвергнут обсуждению как в

данном, так и в судебном ведомстве. Их взгляды были рассмотрены в комиссии,

которая разработала новую редакцию вексельного Устава. В таком виде в

1899г. проект был представлен на рассмотрение Государственного совета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты