Рынок ценных бумаг

короткое время;

вложение средств в практически безрисковый доходный финансовый инструмент.

Важную роль играют также высокая ликвидность этих операций с учётом

прямого дос-тупа к торговой системе.

Интересы банков-дилеров формируются так, чтобы им было выгодней всего

привле-кать не своих собственных клиентов - юридических или физических лиц,

а клиенов других банков, не явлющихся дилерами. Это является лишним

стимулом для банков стать официаль-ными дилерами Банка России.

2) Клиенты - юридические лица.

Предприятиям и организациям операции с ГКО в целом менее выгодны, чем

банкам. Большое влияние на привлекательность этих финансовых инструментов

оказывает относи-тельное снижение доходности вследствие увеличения сроков

перевода средств (например, сред-ства для покупки ГКО должны сначала

аккумулироваться в банке-дилере, а затем перечислять-ся на ММВБ для участия

в торгах). Кроме того, клиенту достаточно сложно предвидеть коти-ровки на

следующие торги без помощи дилера, а за услуги дилера клиент уплачивает

комис-сионные, которые в совокупности с налогом на операции с ценными

бумагами и комиссион-ными бирже могут составить значительную сумму и

сделать невыгодным очень краткосрочное вложение средств.

Вообще, интересы клиентов можно выразить так:

вложение временно свободных денежных средств в очень краткосрочные ценные

бумаги, погашение которых гарантировано ЦБ;

активное использование купленных облигаций в качестве обеспечения кредита.

Залог в форме государственнных долговых обязательств может быть признан

самым высококачест-венным видом.

Несмотря на то, что банк, принимающий в обеспечение облигации в

случае реализации залога не может стать автоматически его собственником, (

т.е. переписать облигации на своё имя), тем не менее он без труда может

реализовать их на вторичном рынке или, дождавшись их погашения, направить

все вырученные средства в свою пользу.

Клиенту, кроме того, выгодно производить вложение временно свободных

средств на столь короткий срок.

8 Процедура первичного размещения.

Размещение ГКО осуществляеися в форме аукциона, проводимого ЦБ.

Размещение проводится ежемесячно в третий рабочий вторник каждого месяца.

Дата аукциона, предельный объём выпуска, место и время его проведения

определяются ЦБ не позднее, чем за неделю до его проведения. После

объявления аукциона дилеры начинают принимать заявки от инвесто-ров. Сбор

заявок прекращается ко дню проведения аукциона. В день аукциона дилер

резерви-рует на своём "торговом субсчёте" в расчётной системе денежные

средства, которые он плани-рует направить на покупку ГКО. Денег должно быть

достаточно для полной оплаты ГКО, уплаты налога на операции с ценными

бумагами и комиссионного сбора ММВБ. Если дата погашения предыдущего

выпуска совпадает с датой аукциона, то сумма резервируемых денежных средств

суммируется с суммой средств, причитающихся дилеру от погашения. В процессе

ввода дилером заявок, торговая система контролирует остаток

зарезервированных денежных средств на "торговом субсчёте" дилера. В 13.00

приём заявок прекращается.

До 16.00 Минфин определяет минимальную цену продажи и

средневзвешенную цену аукциона и передаёт ЦБ поручение на удовлетворение

заявок. После этого подписанная заявка приобретает силу договора купли-

продажи облигаций между дилером и ЦБ.

9 Обращение ГКО на вторичном рынке.

Обращение облигаций на вторичном рынке осуществляется только после

совершения сделок купли-продажи через торговую систему. До начала торгов

дилер резервирует на "торго-вых" субсчетах расчётной системы и депозитария

необходимые денежные средства и облига-ции.

Торговая система получает по каждому дилеру данные. Дилеры подают

разовые заявки с указанием направления сделки (купля или продажа),

количества облигаций, цены и кода покупателя или продавца. При поступлении

заявки на покупку торговая система уменьшает величину денежных средств,

которые могут служить обеспечением следующих заявок на покупку, на сумму,

необходимую для полного удовлетворения поданной заявки. Если резуль-тат

отрицателен, то данная заявка к исполнению не принимается.

При поступлении заявки на продажу, торговая система уменьшает

количество облига-ций, которые могут служить обеспечением следующих заявок

на продажу, на количество, необходимое для полного удовлетворения поданной

заявки. Заключение сделки происходит автоматически и дополнительного

согласия дилера не требует.

Если заявка удовлетворена не полностью, то её неисполненная часть

остаётся в очереди в качестве отдельной заявки.

Заявки удовлетворяются в зависимости лишь от цены и времени подачи, а

размер заявки на её приоритет не влияет. Независимо от времени подачи

заявка, имеющая более выгодную цену, удовлетворяется раньше, чем заявка с

менее выгодной ценой. При равенстве цен, заявка, поданная раньше,

удовлетворяется в первую очередь.

Любая заявка дилера может быть снята самим дилером, если она к этому

времени не удовлетворена. При снятии неисполненной заявки сумма денежных

средств или количество облигаций, зарезервированных для обеспечения данной

заявки, добавляется к сумме денежных средств или облигаций, служащих

обеспечением следующих заявок для данного дилера.

После окончания торгов торговая система определяет чистое сальдо

денежных средств, которые должны быть переведены или зачислены на

корреспондентский или текущий счёт каждого дилера в расчётной системе, а

также чистое сальдо облигаций, которые должны быть переведены или зачислены

на счета "депо" каждого дилера в депозитарии.

10 Погашение облигаций.

Погашение облигаций осуществляется в день погашения с 9.00 до 10.00.

Банк России на основании доверенности от дилеров переводит со счетов "депо"

на торговые субсчета все облигации, подлежащие погашению и выставляет от их

имени в торговой системе заявки соот-ветствующего объёма на продажу по

цене, равной номиналу. От своего имени ЦБ выставляет заявку на приобретение

всего объёма погашаемых облигаций по цене номинала.

11 Учёт облигаций.

Купленные за свой счёт облигации учитываются на отдельных лицевых

счетах по каждому выпуску по счёту 58 "Краткосрочные финансовые вложения".

Каждая облигация отражается по её покупной цене в хронологическом порядке

приобретения. Переоценка обли-гаций осуществляется только в день проведения

операций по их покупке или продаже по "рыночной" цене этого дня. В этот

день производится переоценка всех выпусков, находящихся в портфеле. Даже

если операции производились только с некоторыми выпусками. Увеличение

балансовой стоимости, произошедшее в результате переоценки является доходом

и подлежит перечислению на счёт доходов. Соответственно, уменьшение - на

счёт расходов. Под "рыноч-ной ценой" понимается средневзвешенная цена

аукциона (при размещении) или цена последней сделки на торгах.

12 Краткий обзор и анализ рынка ГКО.

К настоящему времени был размещен 71 выпуск ГКО (данные взяты из

газеты “Эконо-мика и жизнь” за октябрь). Первый выпуск состоялся 18 мая

1993г. Остальные выпуски проис-ходили с очерёдностью в месяц. Сегодня,

кроме 71 выпуска ГКО, размещено также 54 шестимесячных выпуска так

называемых ГДО (государственные долгосрочные облигации). Однако, их так

называют, лишь с тем, чтобы отличать ГКО от ГДО не только по кодам, которые

присваиваются каждому выпуску.

Более 3 с половиной лет торговли ГКО на вторичном рынке позволяют

сделать некото-рые выводы.

Основной, несомненный и очевидный вывод состоит в том, что на

российском финан-совом рынке появился и достаточно хорошо развился новый

перспективный сектор. Этот вы-вод подтверждается динамикой развития

аукционов и торгов на вторичном рынке. А также это подтверждается

следующими цифрами: номинальный объем рынка ГКО подошел к уровню 203 трлн.

руб. (около 8.5-9% ВВП) по итогам на начало октября. Если текущие темпы

роста сохранятся (а такая тенденция наблюдается), то к концу года он

вырастет до 245-255 трлн. руб.

Вторичный рынок ГКО характеризуется достаточно большими объёмами

сделок: около 10-20% в неделю от суммарного объёма выпуска. Это означает,

например, что каждая облига-ция к моменту погашения хотя бы один раз сменит

своего владельца, что является косвенным доказательством высокой

ликвидности рынка.

Важным вопросом при анализе рынка ГКО является доходность. Под

доходностью к погашению подразумевается доходность операции по приобретению

облигации в данный день и сохранению её до дня погашения. Под доходностью к

аукциону подразумевается доходность операции по продаже в этот день

облигации, приобретённой на аукционе (во всех случаях, где это не оговорено

особо, имеется в виду доходность по средневзвешенной цене сделок). Анализ,

проведённый специалистами ММВБ, доказывает, что в любой из дней можно было

с приемлемой доходностью продать облигации, приобретённые на аукционе или

купить облига-ции с целью погасить их по истечении срока обращения.

Доходность и ликвидность ГКО определяется не только качеством рынка,

но и коли-чеством участников, а их сейчас достаточно много. Большое

количество дилеров привело к необходимости разделения их на первичных и

всех остальных, что и произошло 21 октября 1996 года.

Очевидно, что по ликвидности с ГКО пока не может сравниться никакая

другая госу-дарственная ценная бумага.

Говоря об анализе рынка ГКО хотелось бы осветить и такой вопрос, как

стратегия по-ведения дилеров. Существует несколько групп дилеров,

проводящих разные стратегии. Некото-рые из них готовы инвестировать

средства на облигации практически при любой более или менее приемлемой цене

(максимальные цены заявок составляют около 89%, что обеспечивает всего

около 70% расчётной доходности). Другие дилеры тщательно пытаются

спрогнозировать минимальную цену аукциона ( цену отсечения ) и подать

заявки по самым благоприятным це-нам. И, наконец, некоторые заявки на

покупку облигаций подавались по заведомо занижен-ным ценам, которые,

конечно не были удовлетворены (минимальные цены были ниже поло-вины

номинала).

При проведении анализа торгов можно также говорить о нескольких

типичных страте-гиях поведения дилеров. Как пишет Михаил Лауфер,

заместитель начальника фондового отде-ла ММВБ, "можно смело сказать, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты