Рынок коммерческой недвижимости

бизнес-центра. Вот уж чему не мешает, а наоборот, помогает соседство с

Рублевским шоссе! К тому же там достаточно земли для просторного паркинга.

Такое вложение средств потом годами бы приносило городу высокую отдачу.

И этих примеров по Москве сколько угодно. Как и непригодных для жилья

участков, на которых можно бы было развивать офисное строительство.

Но бизнес бывает не только крупный, респектабельный и богатый. Мелкого

и среднего предпринимателя, для которого предел финансовых возможностей

лежит ниже арендной ставки в $300 за квадратный метр офисной площади,

вполне устраивает как раз бывшая советская «контора». Особенно если к ней

приложены умелые руки отделочников и вообще помещение более-менее

приспособлено для ведения дел.

Да, категория «С» – это, конечно, вообще никакой не бизнес-центр. Чаще

всего такие помещения сдают заводы и бывшие НИИ, которые вдруг обнаружили,

что доставшиеся от государства квадратные метры составляют для них главную

ценность. Зачастую сами товарищи ученые, доценты с кандидатами, только

потому еще и получают хоть какую-то символическую зарплату, что в их

лабораториях и кабинетах сегодня прочно окопались господа предприниматели.

Как правило, сами здания эти не видели ремонта с советских времен, поэтому

тут стабильно отключаются допотопные лифты с ностальгической кнопкой «ход»,

мигает свет, барахлит связь и плохо «ходят» факсы. Здесь до сих пор можно

встретить уже раритетные советские люминесцентные лампы, а в роли секьюрити

выступают тоже вполне раритетные бабушки-вахтерки и бюро пропусков,

выписывающие посетителям от руки серые квитки на вход в здание. Зато и цена

аренды вполне терпимая – от $70 до 200. В зависимости от удаленности от

центра, станции метро и ближайшей магистрали, «запущенности» самого здания

и амбиций его владельца.

Из всего вышесказанного вытекает еще одно небольшое, но все же

достоинство помещений класса «С». Во-первых, не надо ходить по

муниципальным инстанциям и собирать кучу справок, как в случае аренды

«нежилухи» у города – достаточно найти общий язык с руководством НИИ или

предприятия. Во-вторых, оно, руководство, как правило, достаточно

сговорчиво, что дает арендатору шанс договориться о разных насущных

«бонусах»: льготной цене, расширении площади путем занятия соседних

помещений, отсрочках текущих платежей, скидках за ремонт холла или за

бесплатное оказание каких-либо услуг работникам организации и т.д.

Нередки случаи, когда разделившиеся компаньоны снимают порознь

помещения в том же здании, продолжая мирно сосуществовать или, наоборот,

бурно конкурировать. Лишь бы не дрались. А главное, владельцу здания

зачастую все равно, чем именно занимаются его арендаторы, и они спокойно

могут расположить в соседних комнатах офис, склад, оптовый магазин или даже

нешумное производство, вроде «серой» сборки компьютеров. Только пожар не

устройте!

В общем, все по-семейному. Не удивительно, что даже ныне вполне

респектабельные и платежеспособные фирмы, начинавшие свой путь десять лет

назад с аренды площадей в тех же НИИ, порой и по сей день не спешат

покидать эти непрестижные, но обжитые и приспособленные под себя офисы.

С + $ = В

Впрочем, у «нежилухи» категории «С» есть перспектива перейти в

следующий класс. Здесь часто все зависит как раз от здоровых амбиций

владельца, его желания инвестировать в реконструкцию, чтобы повысить

коммерческую отдачу с квадратного метра своей собственности. А еще – от

точного расчета и грамотного проекта реконструкции. Если условия задачки

сойдутся, бывшее здание НИИ или заводоуправления имеет шанс стать

современным бизнес-центром класса «В». А очень постараться – так даже и

«А».

На сей счет есть вполне удачные примеры для подражания. Скажем, офисный

центр класса «А» на Спартаковской площади, располагающийся с 1999 г. на

территории бывшего Авторемонтного завода №6 площадью в 13000 кв. м. Здесь,

помимо всех «положенных по классу» благ цивилизации, имеются большая

охраняемая парковка, ресторан, и даже спортивный комплекс с двумя крытыми

теннисными кортами.

Специалисты отмечают подобный «переход в старшие классы» как одну из

самых заметных новых тенденций развития офисного строительства в Москве.

Благо, резервы есть. Прошлогодние постановления городских властей

ограничили срок строительства в столице двумя годами – за исключением самых

масштабных проектов. В противном случае объект может получить статус

долгостроя, а, следовательно, участок будет выставлен на конкурсную

распродажу. В настоящее время насчитывается около двух тысяч таких

«замороженных» объектов. Для застройки территорий бывших фабрик и заводов,

«выселяемых» из 65 промзон столицы, также устраиваются тендеры. Иногда в

качестве инвесторов по выводу производств и новому строительству выступают

сами предприятия. По данным Комплекса архитектуры, строительства, развития

и реконструкции Москвы, в 1999 – 2000 гг. было освобождено 73,7 га земель,

что составляет 61,4% от общего установленного задания. Причем основная

часть территорий отводится именно под размещение офисных и торговых зданий.

У модернизации бывших научно-промышленных зданий на месте промзон есть

масса преимуществ – например, значительные свободные площади, позволяющие

разместить все необходимое – те же парковки. Еще один немаловажный ресурс –

местная телефония. МГТС перегружена, услуги коммерческих сетей дороги – а

в бывших НИИ и на предприятиях зачастую есть свои внутренние АТС на сотню-

другую номеров. Казалось бы, просто подарок для будущих арендаторов. Одно

только «но» – как правило, все это оборудование такое древнее, что уже

сгнило. Модернизация возможна, но требует дополнительных вложений.

Кстати, по словам специалистов, бывают и обратные примеры –

«хронической неуспеваемости» построенного за меняющимися требованиями

времени. Ежегодно часть офисной недвижимости, даже возведенной в 90-е годы,

переходит в более низкую качественную категорию просто потому, что в новом

– сегодняшнем – строительстве используются «еще более прогрессивные»

технологии и материалы. Вот почему инвесторам и девелоперам приходится

хорошо считать: насколько современен лет через пять будет какой-нибудь

паркинг с вертикальным взлетом, выглядящий сегодня чудом техники?

Город как арендодатель

Среди всех арендодателей офисной недвижимости особняком стоит один,

довольно крупный и очень своеобычный – правительство Москвы в лице

Департамента государственного муниципального имущества (ДГМИ). Оно любит

малый и средний бизнес, и готово обеспечивать его «нежилыми помещениями» в

том числе и по очень льготным (минимально – 490 руб. за квадратный метр

в год!) ценам. Правда, злые языки поговаривают, что это счастье обходится

«малому бизнесмену» в $2-3 тысячи «непредвиденных расходов» и долгие

хождения по разным конторам. Возможно, злые языки преувеличивают и просто

оправдывают таким образом нежелание широких бизнесмасс выходить из теневой

сферы экономики – в освещенную (в том числе и мудрыми политическими

решениями).

Как бы то ни было, но, по данным руководителя Департамента

государственного муниципального имущества Олега Толкачева, приведенным в

недавнем интервью одному из центральных изданий, из 130 миллионов

квадратных метров нежилых помещений, имеющихся у города, половина площадей

отдана по самым низким ценам малому бизнесу. А результат такой: в 2001 году

Москва получила от аренды нежилых помещений 7,5 млрд. рублей, а вся Россия

– 4,8 миллиарда...

Скоро у ДГМИ появится конкурент (или соратник?) – тоже муниципальный.

8 января 2002 года было подписано Постановление правительства Москвы № 19

«О возложении на Департамент инвестиционных программ строительства г.Москвы

полномочий по распоряжению нежилыми помещениями, созданными за счет средств

целевого бюджетного жилищно-инвестиционного фонда и находящимися в

собственности города Москвы».

То есть теперь те помещения, которые строит департамент инвестиционных

программ строительства, можно будет арендовать непосредственно у «главного

инвестора города». Строит ДИПС все больше в Центральном округе, и, что

касается «нежилухи», то «на выходе» получается коммерческая недвижимость

классов «В» и «С». Ее-то и предполагается сдавать. В отличие от

департамента госимущества, который распоряжается всякой разной городской

собственностью, ДИПС будет предлагать в аренду только свое, только на

конкурсной основе (кто за большую цену согласится снимать конкретное

помещение – тому оно и достанется в аренду), и сугубо по рыночным ценам, то

есть безо всяких льгот и поблажек.

Что конкретно из себя будет представлять эта аренда в долларовом

выражении, станет известно несколько позже, когда будет сформирован

поадресный список объектов. В любом случае, в Департаменте рассчитывают

скорее на мелкий и средний, чем на крупный, бизнес.

Кстати, таким же образом ДИПС намерен сдавать и боксы в гаражах.

Предполагается, что в течение 3-5 лет построенная городом недвижимость

окупится, и дальше пойдет чистая прибыль. А денежки – все в бюджет!

Помимо всего вышеперечисленного в столице существует целый класс «очень

мелких» предпринимателей, которые ведут дела где придется: зачастую в

прямом смысле снимают «угол» у тех, кто снял у кого-нибудь дешевый офис

(подвал у города, подсобку у магазина и т.д.). Поставят свой стол с

компьютером – и ничего, худо-бедно работают! В деловой аренде, как и в

жилой – все жалуются, что квадратный метр нынче дорог, и, тем не менее,

все как-то устраиваются!

НЕДВИЖИМОСТЬ: ИТОГИ ГОДА. Активная коммерция[4]

Коммерческая недвижимость Москвы сохраняет привлекательность для

инвесторов. Доходность от вложений в нее намного выше, чем в странах с

развитой экономикой. И, как ни парадоксально, прогнозы риэлторов о

стабильности (или небольшом росте) цен в будущем году с одновременным

снижением уровня доходности новых проектов должны, по мнению экспертов,

привести к увеличению интереса инвесторов, особенно иностранных. Ведь

снижение рентабельности воспринимается как признак уменьшения рисков.

Офисов мало.

О стабильности и инвестиционной привлекательности рынка в

ближайшем будущем свидетельствуют и другие знаковые события. В конце ноября

международная аудиторская и консультационная компания Ernst & Young

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты