Рынок коммерческой недвижимости

недвижимости приходится порядка 20%. Наибольшим спросом среди арендаторов

продолжают пользоваться офисные помещения до 50 кв.м. Их желают снять более

50% от всего числа нуждающихся. Желающие арендовать площади до 100 кв. м.

составляют около 20%, приблизительно столько же составляют желающие

поселиться в офисе площадью до 150 кв. м. За последнее время спрос на эти

форматы продолжает расти. Как правило, они востребованы относительно

молодыми, но динамично развивающимися компаниями. При этом более 80%

арендаторов предпочитает снимать помещения по ставке не более $200 в год за

кв. м.

Активность арендаторов и дефицит площадей приводят к благоприятному

положению собственников на рынке и повышают рентабельность аренды. Поэтому

они продолжают в большей степени ориентироваться на сдачу помещений в

аренду, нежели на продажу. По статистике, около 80% офисных помещений

предлагаются в аренду, и только 20% - на продажу. Однако отмечаются и

случаи продажи бизнес-центров. Так, например, компании JGB Consulting

здание на Серпуховской улице, 10 (бизнес-центр JGB House-2,

позиционировавшийся как класс "В"), приобрела "Балтийская инвестиционная

корпорация".

Цена офиса

Уровень арендной платы за офисные помещения зависит прежде всего от

качества внутренней отделки и престижности самого офисного центра.

Последний показатель определяется местоположением (близостью к центру

города и транспортной доступностью), наличием первоклассных арендаторов.

Арендные ставки в офисных центрах, расположенных в престижном центре

города, составляют $200-600 за м2 в год, в офисных центрах на окраинах

города колеблются от $50 до $250 за м2 в год. Обычно сверх названных

величин начисляется НДС. Отдельно могут также оплачиваться издержки на

управление, установку телефонных линий, коммунальные услуги. Плата за

парковку обычно взимается отдельно и составляет $350-1000 за место в год.

Во втором полугодии 2002 года офисы класса А ("Атриум". "Шведский дом",

"Белые ночи" и "Северная столица") были ориентированы на ставки $400-600 за

кв. м. в год. В классе "В" эта цифра колеблется в пределах $250-400 за кв.

м. в год и зависит от заполняемости: чем она выше, тем цена ближе к нижней

границе класса А. В классе С за 1 кв. м. в год в среднем требуют $120-250.

Перспективы развития коммерческой недвижимости класса С в столице[3]

По уровню арендных ставок на офисную недвижимость Москва – самый

дорогой город во всей Восточной Европе. И в то же время ни в одной столице

этой самой Европы не сыщешь офиса по столь смехотворно низким льготным

ценам, которыми московские власти пытаются привадить малый бизнес: около

$15 за квадратный метр в год. Это все к тому, что, наверно, нет в мире еще

одного мегаполиса, где бы рынок недвижимости для бизнеса был столь

«многоукладен»: от суперсовременных бизнес-центров самого высокого класса

до полуподвальных «контор» и переоборудованных магазинных «подсобок» – все

находит своего арендатора.

Работать – так с комфортом

Если уж аналитики берутся за освещение тенденций, то пишут в основном о

двух высших – «А» и «В» – классах коммерческой недвижимости, то есть о

бизнес-центрах. Это, конечно, самое интересное и презентабельное, что есть

у нас по части офисов – правда, лишь для тех арендаторов, кого не смущают

цены от $300-400 за «квадрат» в год. Все эти роскошные современные «плазы»

и «тауэры» из зеркального стекла, или, наоборот, модернизированные деловые

особнячки в центре – все, что в этом роде строится в последние годы в

столице, разбирается арендаторами едва ли еще не до приемки в эксплуатацию.

Хотя арендные ставки здесь в течение прошлого года росли и добрались до

$550-600 для класса «А» за квадратный метр и $450-500 – для «В». Причем

специалисты прогнозируют и в 2002-м дальнейший, пусть и не такой активный,

рост цен аренды респектабельных офисных площадей.

Многочисленные преимущества вновь построенных бизнес-центров очевидны.

Это, во-первых, гибкая планировка. Если, въезжая в помещения, которые

прежде сдавались, арендатор ограничивает свои возможности по перепланировке

и ремонту уже сложившейся структурой, то в новых помещениях ему, как

правило, предлагают «открытое пространство», которое намного легче

приспособить под свои запросы. Это относится и к вопросам дизайна – в

отличие от готовых, отделанных по общему «евростандарту», на новом месте

легче создать «фирменный стиль»: помещения предлагаются без чистовой

отделки. Кстати, это зачастую подразумевает и возможность сэкономить –

владельцы зданий обычно предусматривают льготы по оплате на период

отделочных работ или разного рода компенсации.

При этом в новых бизнес-центрах уже отделанные места общего

пользования, современные мощные инженерные системы и оборудование. Так,

практически все современные центры разделяют компьютерное и силовое питание

– это одна из жизненно необходимых позиций для современного офиса. В

здании, как правило, поддерживается искусственный микроклимат,

обеспечивающий необходимую влажность, температуру и присутствие свежего

воздуха независимо от сезона. Некоторые арендодатели считают необходимым

сообщать арендаторам также такие показатели функционирующего здания, как

максимальный звук от кондиционеров, нормы рециркуляции воздуха в час и

уровень освещенности всех офисных площадей. Да что там говорить, даже

наличие современного скоростного лифта – и то важно: это гарантирует

экономию времени, а время, как известно, деньги.

Чтобы вся эта «начинка» бесперебойно работала, здание, как правило,

обслуживает профессиональная управляющая компания. Она же поддерживает

высокий уровень бытового сервиса (организацию уборки, питания и т.д.),

охрану, связь и всякие дополнительные (к примеру, курьерские) услуги.

За весь этот комфорт и престиж, собственно, и платит арендатор офисов «А-В»

класса.

Одно машиноместо на 100 «квадратов» офиса

И, наконец, одно из главных требований к современному офисному центру –

вместительная парковка. Офис класса «А» должен иметь довольно большое

количество мест под автомобили из расчета одна машина на 100 квадратных

метров. Это московские «офисостроители» постигли на печальном опыте.

Например, в течение трех лет не могли реализовать площади в бизнес-центре в

Таганском тупике только потому, что на 8 тысяч квадратных метров была

предусмотрена парковка всего на 20 автомобилей. То же самое на улице

Чехова, где на 6 тысяч квадратных метров выделили только 30 мест.

Но зато теперь научились. Стараются строить паркинги с учетом

потребностей – не только по количеству, но и по качеству (скажем, чтобы в

боксы помещались иномарки типа джип).

Что же касается предпочтений и «определяющих факторов», то аналитики

наблюдают в секторе аренды офисов высшего класса усиление «центробежной

тенденции», наметившейся ранее.

Сегодня только треть потенциальных арендаторов стремится снять офис

именно в центре – остальные вполне готовы обосноваться за пределами

Садового, и даже Третьего транспортного колец, лишь бы сам бизнес-центр

отвечал современным требованиям. Особенно хорошо «идет» Юго-Запад – сейчас

здесь набирает силу новое офисное строительство.

Обусловлено все это в основном именно «автомобильным вопросом». Потому

что центр – это «пробки» и все тот же дефицит парковочных мест. А значит,

вечные опоздания на деловые встречи. Оно нам надо? Уж лучше пусть ближе к

окраине, но зато рядом с относительно не забитой магистралью. И, что тоже

важно, – не слишком далеко от метро: еще не все московские клерки ездят на

работу на машинах.

Все по-семейному

Про коммерческую недвижимость класса «С» аналитики пишут редко и

неохотно – стесняются, наверно. Оно и понятно: помещения этого класса и

офисами как-то неудобно называть, к ним больше подходит определение

«контора» – со всеми сопутствующими ассоциациями.

О ПЕРСПЕКТИВАХ

Михаил ЕРОФЕЕВ, генеральный директор агентства недвижимости «Эркер»,

председатель Комиссии по коммерческой недвижимости Московской ассоциации-

гильдии риэлторов:

– Сейчас у арендаторов пользуются популярностью офисы площадью от 40

кв. метров. Вообще замечено, что максимумы спроса приходятся на

определенные метражи – 80, 120, 200 «квадратов». Видимо, эти площади

оптимальны для ведения деятельности определенного масштаба. Впрочем, и

любые другие очень быстро находят своего арендатора. Рынок сегодня жаждет

предложений, стоимость аренды поползла вверх. Сами же арендаторы, как

водится, ищут компромисс между качеством и ценой. Очень не хватает дешевых

помещений стоимостью ниже $200. Мелкий бизнес, как правило, ведет свой

поиск, минуя агентства. Здесь очень востребованы площади порядка 20

квадратных метров.

Перспективное направление – модернизация советских административных

зданий, превращение их в современные бизнес-центры. В каждом таком случае

важен индивидуальный подход, учет всех тонкостей. Просчитывать такие

проекты должны специалисты. Пока же у нас, к сожалению, даже проектирование

бизнес-центров на редкость безграмотное, не говоря уж о нормальном

девелопменте.

В городе, на мой взгляд, надо строить офисные комплексы именно для

малого бизнеса. Их категорически не хватает. Это – позиция комиссии МАГР по

коммерческой недвижимости. К сожалению, сегодня у Департамента госимущества

нет никакой политики на этот счет. Хотя такова нормальная мировая практика:

муниципальные власти сами строят недорогие офисы, помогая развитию малого

бизнеса.

Если бы каждая префектура построила тысяч по сто квадратных метров, это

было бы выгодно всем – и городу, и малому бизнесу, который сейчас ютится,

где придется. Тем более что бизнес-центры – это такие объекты, которые

никоим образом не конкурируют с жилищным и прочим социальным

строительством. Для них годятся те участки, где ничего больше не построишь

из-за близости промзон, напряженных магистралей, железных дорог и т.д.

«Под бизнес» – самое рациональное и прибыльное использование таких

земель. Так нет, и здесь умудряются наделать глупостей! Вот пример. В

Западном округе, как раз рядом с префектурой, построили элитный жилой

комплекс. Для жилья место весьма сомнительное: с трех сторон источники

постоянного шума – Рублевка, железная дорога, трасса открытого метро. Куда

более грамотным освоением этого участка было бы как раз строительство здесь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты