Структура финансовой системы РФ и порядок ее функционирования

системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем

СССР, в силу монополии государственной собственности на средства

производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее

задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные

финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций;

даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались

как доходы государства.

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе,

произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию

бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и, следовательно,

новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами,

повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало

возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое

перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего

применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла

проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной

властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и

соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным

направлением модернизации государственных финансов стало расчленение

единого государственного бюджета с времен развитого социализма на три

самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и

местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых

отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному

способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и

валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это

привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее

бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: "основанная на

экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации,

регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов

субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных

внебюджетных фондов". Под бюджетным устройством принято понимать

организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты

государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21

республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных

бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские

бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных

государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских,

районных,

поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным

устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня -

государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в

федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих

государственных и административно-территориальных единиц) не входят в

бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК

РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы

(общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетное

законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" т.е. свод

бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6

БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого

субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории и муниципальных

образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и

консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют

получить полное представление о всех доходах и расходах региона или

Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и

статистических целей.

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень

бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план

государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения

национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы,

необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации

социальной политики на территории всей России. При составлении проекта

бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов

бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом

необходимости осуществления избранной экономической политики доходов, можно

говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии

с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в

РСФСР" (от 17 октября 1991 г.). Главная причина их создания — необходимость

выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их

самостоятельными источниками дохода.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное

Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов

Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными

финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства

(например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ

(за счет различно создаваемых социальных фондов).

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются

автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего

фонда;

отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

средства бюджета;

прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как

юридическим лицом;

займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих

банков.

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух

десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе

с о ц и а л ь н ы е: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального

страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (с

01.01.2001 упразднен), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС),

Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.;

э к о н о м и ч е с к и е — Федеральный и территориальные дорожные

фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового

регулирования и др.

Рассмотрим подробнее отдельные фонды.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — образован в соответствии

с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как

самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою

деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным

обеспечением.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда — солидарная

ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный

человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени

(нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние — возьмут обеспечение

нынешних) и в пространстве — где бы человек ни жил (даже за границей), он

своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе

определенный прожиточный уровень в будущем.

Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде

РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей,

страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть

средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги)

временно свободных средств. Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы

юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты

банков.

Страховые взносы — преобладающие доходы ПФР. Их плательщиками

являются:

работодатели — российские и иностранные юридические лица;

крестьянские (фермерские) хозяйства;

общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными

отраслями хозяйствования;

предприниматели без образования юридического лица;

граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы,

охранники, детективы);

работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды;

религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия,

объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

Все плательщики (за исключением работающих граждан) обязаны

зарегистрироваться в ПФР. Вновь созданные юридические лица и другие

плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в

тридцатидневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета

плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию,

что они являются плателыциками внебюджетного фонда.

Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит

начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе

колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной

продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то

время как для крестьянских хозяйств и граждан, занимающихся частной

практикой, - доход.

В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в

денежной и натуральной формах независимо от финансирования.

Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории

плательщиков. Они действуют в размере:

28% - для работодателей (предприятий, учреждений, организаций), для

предпринимателей, занимающихся частной практикой;

20,6% - для колхозов, совхозов, предприятий по производству

сельскохозяйственной продукции;

26% - для предприятий, учреждений, организаций, выплачивающих

авторские гонорары;

28% - для граждан, использующих труд наемных работников.

Все работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, платят

страховые взносы в ПФР в размере 1% от начисленной оплаты труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты