налогов и санкций, целевом бюджетном финансировании, предоставлении
налоговых льгот;
предприятиями и органами социального страхования, внебюджетными
фондами при начислении и уплате страховых взносов, отчислений в Пенсионный
фонд и т.д.;
предприятиями и банками в процессе кредитования и погашения кредитов,
при уплате процентов, при осуществлении прочих видов банковского
обслуживания.
Финансы предприятий обслуживают непрерывный кругооборот средств
предприятия и источников их формирования, заключающийся в снабжении,
производстве, сбыте, получении и распределении финансовых результатов
(выручки, прибыли), привлечении и возврате заемных средств. В процессе
кругооборота происходит непрерывное изменение структуры средств предприятия
и их источников, определяемой как соотношение между элементами имущества и
элементами формирующего его капитала.
Структура средств предприятия складывается как пропорция между
стоимостными величинами основных средств и других внеоборотных активов,
запасов и затрат, денежных средств, расчетов и других оборотных активов.
Структура источников имущества предприятия - это пропорция между
стоимостными величинами источников собственных средств, долгосрочных
кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов, расчетов с кредиторами
и других краткосрочных пассивов. Каждый из перечисленных агрегатов
соответственно имеет свою структуру, определяемую более мелкими элементами.
Соотношение структуры средств предприятия и структуры источников их
формирования в каждый фиксированный момент времени задает финансовое
состояние предприятия, определение степени устойчивости которого является
одной из наиболее важных задач финансового анализа. Операции,
осуществляемые в ходе финансово-хозяйственного кругооборота и составляющие
содержание процессов снабжения, производства, сбыта и т.д., непрерывно
изменяют финансовое состояние предприятия. Совокупности однородных
хозяйственных операций, воздействующих на финансы предприятия, образуют
хозяйственные процессы.
Финансам коммерческих организаций, предприятий, а так же
общегосударственным финансам присущи следующие функции -распределительная и
контрольная. Обе функции тесно связаны между собой.
Посредством распределительной функции происходят формирование
первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей,
создание основных пропорций в распределении доходов и финансовых ресурсов,
обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных
товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом.
Объективная основа контрольной функции – стоимостный учет затрат на
производство и реализацию продукции (выполнение работ и оказание услуг) и
формирование доходов и денежных фондов. Финансы как распределительные
отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный
процесс (распределительная функция) и тем самым связывают воедино все фазы
воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление. Однако
распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе
производства и получено после реализации продукции (выполнения работ и
оказания услуг), невозможно. Размер получаемых хозяйствующим субъектом
доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности
производства, снижения затрат, рационального использования финансовых
ресурсов зависят конкурентоспособность предприятия, его финансовая
устойчивость.
Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает
особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок
представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в
результате купли-продажи специфических финансовых активов — ценных бумаг.
Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования
временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что
участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого довода
по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной
повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования
финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в
которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
В управление фондами входят представители органов власти субъектов
Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий,
физические лица.
Региональные финансы
Региональные финансы – это финансы региональных органов власти и
органов местного самоуправления. Они выражают денежные отношения
перераспределенного характера, связанные с осуществлением экономических
функций и задач социального развития территорий местных органов власти и
управления.
От степени обеспеченности финансовыми ресурсами территории зависит
выполнение финансовых гарантий программ по развитию здравоохранения,
образования, социального обеспечения, культуры, а также расширение
масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы.
Основным документом, в котором находят комплексную оценку финансовые
ресурсы субъектов федерации и органов местного самоуправления, является
баланс финансовых ресурсов региона. Баланс финансовых ресурсов служит
средством системного отображения региональных финансов.
Баланс Калининградской области на 1999 год и 2000 год по разделам и
подразделам (в т. р.):
показатели 1999г.
2000г.
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
1. Налоговые доходы | 522700
1057832
|
в том числе: |
|
Налог на прибыль предприятий и организаций | 131544
372500
|
Подоходный налог с физических лиц | 125762
183300
|
Налог на добавленную стоимость по товарам |
(работам, услугам), производимым на территории |
Калининградской области | 85409
98549
|
Акцизы | 40300
139118
|
Налог на покупку иностранных денежных знаков и |
платежных документов, выраженных в иностранной |
валюте | 8000
14100
|
Сбор на нужды образовательных учреждений, |
взимаемый с юридических лиц | 19000
36650
|
Единый налог на совокупный доход для |
юридических лиц | 1400
5500
|
Налог на имущество предприятий | 77870
91050
|
Налог за пользование недрами | 13500
97865
|
Земельный налог | 13500
9000
|
Платежи за пользование лесным фондом | 1300
6000
|
Налог на игорный бизнес | 1265
500
|
Лицензионные и регистрационные сборы | 2750
3700
|
2. Неналоговые доходы | 91600
127413
|
в том числе: |
|
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося |
в государственной собственности | 3400
5700
|
Арендная плата за земли городов и поселков | 8000
12600
|
Прочие неналоговые доходы | 52700
34648
|
в том числе: |
|
Доходы от конвертации валюты | 45000
4860
|
Доходы от оказания услуг или компенсация затрат |
государства | 27500
44000
|
3. Средства из Федерального фонда финансовой |
поддержки субъектов Российской Федерации | 206031
412680
|
4. Доходы целевых бюджетных фондов | 190680
540104
|
в том числе: |
|
Доходы территориального дорожного фонда | 189080
486920
|
Доходы территориального Фонда по воспроизводству минерально- |
сырьевой базы | 1600
37584
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Государственное управление и местное |