Работодатели перечисляют эти взносы за работающих граждан одновременно с
подоходным налогом с физических лиц.
Срок оплаты страховых взносов для работодателей - один раз в месяц. В
таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с
работников, включая работающих пенсионеров и инвалидов. Граждане,
занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые
взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории
граждан; крестьянские (фермерские) хозяйства - один раз в год, не позднее 1
апреля следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных
работников, платят взносы ежемесячно до 5-го числа следующего месяца.
Оплата страховых взносов работодателями осуществляется платежными
поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными
поручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи в
ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.
Страховые взносы работодателей в ПФР относятся ими на себестоимость
продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий
военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте
от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на
Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России
пересматриваются в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста
цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.
Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий
орган — Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в
республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и
административно-территориальных образованиях. На местах (в городах,
районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают
организационную работу по сбору взносов на социальное страхование,
финансирование расходов органов социального обеспечения, региональных
программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием
средств.
Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство
труда и социального развития РФ (назначает и перераспеределяет размеры
пенсии), Министерство связи (доставляет пенсии получателю), сберегательные
банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами и безналичными
перечислениями).
Бюджет ПФР и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также
отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается
законодательным органом. В законе о бюджете Пенсионного фонда РФ
утверждаются общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая сумма
расходов - по направлениям.
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению
внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента
РФ oт 7 августа 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением
Правительства РФ от 12 февраля 1994 г.
Основные задачи Фонда:
обеспечение гарантированных государством пособий;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны
здоровья работников;
подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд социального страхования, как и Пенсионныи фонд, является
автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат
различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,
при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется
санаторно-курортное лечение — оздоровление трудящихся и членов их семей.
Фонд социального страхования образуется за счет:
страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих
субъектов независимо от форм собственности;
доходов от инвестирования части временно свободных у него средств;
добровольных взносов граждан и юридических лиц;
ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов,
связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также
на другие цели.
Норматив отчислений юридических лиц в ФСС установлен на 1996 г. в
размере 5,4% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям.
Работающие в этот фонд ничего не платят.
В отличие от Пенсионного фонда плательщики перечисляют в бюджет ФСС не
всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут
использоваться плательщиками на выплату пособий по временной
нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно-курортное
лечение и физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели своим
работникам. В конце года суммы подлежат регулированию.
Платежи с расчетного (текущего) счета юридических лиц в ФСС так же,
как в Государственный фонд занятости РФ и фонды обязательного медицинского
страхования, производятся в порядке календарной очередности поступления в
банк расчетных документов.
Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в
региональных отраслевых отделениях — аппараты органов ФСС. При ФСС
образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях —
координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его
председателем, который назначается Правительством РФ.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в
соответствии с Законом РСФСР "Об обязательном медицинском страховании
граждан РСФСР" (от 28 июня 1991 г.). Он определяет правовые, экономические
и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление
заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и
государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья
работников.
На территории России создаются страховые медицинские организации,
учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые
компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на
обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о
страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением
Правительства РФ 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать
договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи
застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать
страховые резервы, защищать интересы застрахованных.
Обязательное медицинское страхование — составная часть
государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ
равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет
средств обязательного медицинского страхования.
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются
Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как
самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды
действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном
медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном
медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ
от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной
собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не
подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в
соответствии с федеральным законом, предназначен для:
выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного
медицинского страхования по обеспечению финансирования программ
обязательного медицинского страхования;
финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского
страхования;
осуществления контроля за рациональным использованием финансовых
средств обязательного медицинского страхований.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных
хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное
медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ,
выполняемых на договорных началах;
ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских
программ обязательного медицинского страхования;
добровольных взносов юридических и физических лиц;
доходов от использования временно свободных финансовых средств
Федерального фонда;
нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных
поступлений.
Территориальньй фонд обязательного медицинского страхования,
создаваемый представительной властью субьектов Федерации, осуществляет:
финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого
страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и
заключившими договор обязательного медицинского страхования по
дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым Правлением
территориального фонда;
финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного
медицинского страхования;
выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на
проведение обязательного медицинского страхования;
предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при
обоснованной нехватке у них финансовых средств;
накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы
обязательного медицинского страхования;
контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов,
направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.
П л а т е л ь щ и к а м и страховых взносов в Федеральный и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования выступают
предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты
независимо от форм собственности и организационно-правовых форм
деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют
платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм
обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке
безработных) с учетом территориальных программ обязательного медицинского
страхования. Плательщики страховых взносов в эти фонды подлежат
обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного
медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания территориального