Федерации Минфином в 1999г. был издан приказ № 15-Н, утверждающий
инструкцию по бухгалтерскому учету исполнения бюджета всех уровней
бюджетной системы. В настоящее время идет процесс реального применения
указанной инструкции. Правду сказать, внедряется она очень тяжело,
поскольку уже отвыкли от жестких правил учета.
Одним из факторов, способствующих наведению порядка в бюджетном учете
на субфедеральном уровне, может являться принцип единства кассового
обслуживания счетов по учету средств региональных бюджетов органами
федерального казначейства.
Казначейские алгоритмы и правила заставят субъекты Федерации
подстроить свои бюджеты под эту заданную матрицу. Кстати, в Бюджетном
кодексе Российской Федерации определено, что субъекты Федерации, получающие
из федерального бюджета дотацию на выравнивание уровня бюджетной
обеспеченности, обязаны открыть свои счета только в федеральном
казначействе. Сейчас активно проводится в жизнь этот принцип, несмотря на
сопротивление отдельных губернаторов.
В настоящие время в России придается большое значение не только учету
потоков денежных средств сектора государственного управления, но и учету
активов и пассивов, возникающих в этом секторе.
В 1 квартале текущего года на заседании Правительства Российской
Федерации рассмотрены первые результаты инвентаризации финансовых активов и
обязательств Правительства.
Сейчас в Минфине проводится работа в рамках этой инвентаризации.
Предполагается, что уже в 2001 году казначейство сможет представить в
Государственную Думу не только отчет об исполнении бюджета в разрезе
бюджетной классификации, но и полный бухгалтерский баланс активов и
пассивов Правительства Российской Федерации.
Что касается эффективного управления ресурсами, прежде всего, необходимо
отметить, что 23.01.2000г. Правительством Российской Федерации одобрена
концепция функционирования единого счета федерального казначейства по учету
доходов и средств федерального бюджета. Она предусматривает централизацию
учета и оптимизацию потоков движения доходов и средств федерального
бюджета.
Единый казначейский счет, функционирующий в рамках данной концепции
(ЕКС), представляет собой счет федерального казначейства, на котором
аккумулируются все денежные средства федерального бюджета и отражаются все
операции органов государственной власти Российской Федерации по исполнению
федерального бюджета. ЕКС открывается в учреждении Банка России.
Функционирование системы органов федерального казначейства в условиях
использования ЕКС является качественно новой технологией исполнения
федерального бюджета, в которой принципиальными являются следующие моменты:
- централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытым
Главным Управлением Федерального Казначейства Министерства Финансов
Российской Федерации;
- централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном
счете,
- открытом Управлениями Федерального казначейства субъектов Российской
Федерации, распределение их между разными уровнями бюджетов и проведение
расходов федерального бюджета на уровне Управлений Федерального
Казначейства по субъектам Российской Федерации;
- ежедневное отражение в Главной книге федерального казначейства операций
по доходам и расходам федерального бюджета, произведенным на уровне
Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
В рамках внедрения технологий единого казначейского счета в 2000 году
завершен перевод всех доходных счетов в систему счетов федерального
казначейства. Здесь самым трудным был перевод счетов Таможенного комитета,
но 17 декабря 2000 года этот перевод полностью завершен.
Концепция Единого Казначейского Счета не позволяет бюджетным
учреждениям иметь счета в кредитных организациях, для них должны быть
открыты лицевые счета в органах федерального казначейства. В этой части
также можно сказать, что казначейство вплотную подошло к реализации этого
условия.
Созданы органы федерального казначейства в республиках Татарстан и
Башкортостан, завершается перевод на казначейское исполнение бюджета
Минобороны.
Сегодня во многих регионах уже реализованы элементы единого счета.
Таким образом если техническая оснащенность органов федерального
казначейства не станет помехой, то эти технологии введутся в сроки,
определенные указанным распоряжением Правительства Российской Федерации.
Значимость реализации концепции функционирования Единого Казначейского
Счета для России определяется следующим:
1. Информация об объемах поступления в консолидированный бюджет Российской
Федерации становится актуальной, поскольку резко увеличивается скорость
ее получения.
2. Становится доступной информация об общем объеме налогов и сборов,
поступающих на территории субъектов Российской Федерации, а также
соответствии сумм зачисления регулирующих налогов в бюджеты разных
уровней по нормативам их распределения, установленных законодательством
Российской Федерацией.
3. Правительство Российской Федерации будет обладать ежедневной
информацией о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах
органов федерального казначейства, включая операции по их расходованию
главными распорядителями средств федерального бюджета.
4. Получаемая информация о движении средств федерального бюджета на
лицевых счетах органов федерального казначейства по финансированию и
кассовому расходу средств федерального бюджета позволит Правительству
Российской Федерации сделать объективную оценку объемов средств, не
связанных обязательствами в каждом текущем периоде, что создает
предпосылки для более точного прогнозирования возможных кассовых
разрывов при исполнение федерального бюджета.
5. У Правительства Российской Федерации появится возможность эффективного
управления средствами федерального бюджета. Сокращается необходимость в
краткосрочных заимствованиях на внутренних и внешних финансовых рынках,
что, в конечном счете, приведет к сокращению расходов федерального
бюджета, направляемых на обслуживание государственного долга.
6. Увеличится скорость расчета в государственном секторе, что в конечном
счете приведет к развязке неплатежей создаваемых этим сектором, что
является в настоящее время очень важным для других секторов экономики.
Все вышеперечисленные преимущества, которые появляются с введением
Единого Казначейского Счета, в совокупности с возможностями
предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств,
создают реальные предпосылки эффективного управления и целевого
использования средств федерального бюджета всеми участниками бюджетного
процесса.
2.2. Нормативно-правовые документы
В целях установления единого порядка ведения учета доходов
федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между
бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, 14.12.99г.
приказом Министерства финансов Российской Федерации была утверждена
Инструкция о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и
распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных
уровней Российской Федерации, № 91Н.
Данная инструкция устанавливает единый порядок ведения учета доходов
федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между
бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации,
поступивших на счета органов федерального казначейства Министерства
финансов Российской Федерации (далее органы федерального казначейства),
открытые в учреждениях Банка России.
Приказом № 46Н Министерства Финансов Российской Федерации от 19 апреля 2000
года, утверждены правила кассового обслуживания субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального
казначейства. ( под кассовым обслуживанием понимается учет доходов и
расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с
Бюджетной классификацией Российской Федерации).
Приказом № 3Н от 15 января 2001 года Министерства финансов Российской
Федерации утверждены правила зачисления взносов, уплачиваемых в составе
единого социального налога (взноса) на счета органов федерального
казначейства Министерства финансов Российской Федерации и перечисления этих
средств в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Бухгалтерский учет доходов разных уровней осуществляется в
соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов,
утвержденной приказом Министерства финансов российской Федерации от 17
февраля 1999 г. № 51н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской
Федерации 22 апреля 1999 г., регистрационный номер 1765) (далее инструкция
по бухгалтерскому учету).
Доходы, поступившие на счет № 40101, распределяются органами
федерального казначейства между бюджетами разных уровней в соответствии с
налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, по нормативам
отчислений (в процентах), устанавливаемых на соответствующий финансовый год
федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов Российской
Федерации о бюджете на текущий финансовый год и нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на текущий
финансовый год.
30 декабря 1999 года Приказом Министерства финансов Российской Федерации №
106Н, утверждена Инструкция «О порядке открытия и ведения органами
федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации
лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального
бюджета».
Данная инструкция разработана в соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
№31, ст. 3823) и устанавливает порядок открытия и ведения территориальными
органами федерального казначейства Министерства финансов Российской
Федерации лицевых счетов для учета операций, осуществляемых в процессе
исполнения расходов федерального бюджета.
С момента подписания Указа Президента Российской Федерации, 08
декабря 1992 года №1556, проведена значительная работа по формированию
единой централизованной системы органов федерального казначейства,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12