Управление деятельностью профессиональных участников регионального рынка ценных бумаг

|ФКЦБ России |301 |33,3 |619498 |86,4 |

|Итого: |903 |100% |716826 |100,0% |

Саратовским РО ФКЦБ (куда входят Астраханская, Волгоградская,

Тамбовская и Саратовская области) выдано 46 лицензий на осуществление

брокерской и/или дилерской деятельности, 3 лицензии на осуществление

деятельности по ведению реестра.

Других региональных организаций, осуществляющих профессиональную

деятельность на фондовом рынке и получивших лицензию в Саратовском РО

ФКЦБ, не существует. Однако в Поволжском регионе действует много московских

филиалов фирм и организаций – профессионалов на рынке ценных бумаг,

получивших лицензию в ФКЦБ России.

По Саратовской области, по состоянию на 01.03.99, было выдано РО ФКЦБ

24 лицензии на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности (ТОО

«Компания «Промис»», ЗАО «Джи Ай Ди Инвест», ООО «Крит», ООО «Капитал-ЦБ»,

ЗАО «Экспресс-Волга-Финанс», ОАО «Инвестиционная компания «Банкор», ОО «ИК

«Синяя птица» и др.) и 2 лицензии на осуществление деятельности по ведению

реестра.

По региону Саратовским РО ФКЦБ выдано также 24 лицензии на

осуществление брокерской и/или дилерской деятельности (ЗАО «Март-Инвест»

Астрахань, ЗАО «Волжский Новый Альянс» Волгоград, ЗАО ИФК «Альфа-Инвест»

Тамбов) и 1 лицензия профессиональному регистратору («Волгоградский

региональный регистратор»).

По данным Единого реестра, выданных , приостановленных и

аннулированных лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг с 25

января 1999 г. РО ФКЦБ было приостановлено действие лицензий 16 компаниям

за непредставление отчетностей. В настоящее момент отчетность по состоянию

на 1 января подается до 1 апреля., по состоянию на 1 июня – не позднее 31

июля.

На практике Московским РО ФКЦБ выявлены следующие причины не

предоставления отчетностей:

1. Организация «не знала или забыла», а это означает, что организация

не следит за постановлениями ФКЦБ России и в организации нет

контролера либо это чисто номинальная должность. Организации, не

сдавшие отчеты, которые «не знали или забыли», в соответствии с

законодательством г Москвы №17 от 11 июня 1997 г. «Об

административной ответственности за нарушения в сфере рынка ценных

бумаг» могут быть оштрафованы в размере до 200 установленных

федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда..

Другим профессиональным участникам рынка ценных бумаг, на которых

не распространяется действие указанного выше закона, будет

приостановлено действие лицензии.

2. Вторая причина, по которой организации не предоставляют

отчетность, - плохое финансовое состояние организации либо

прекращение организации своей деятельности на рынке ценных бумаг,

ее ликвидации, разорение.

Этим организациям будет приостановлено действие лицензии или лицензия

будет аннулирована в соответствии с Постановлением ФКЦБ России №26 от 19

сентября 1997 г. Лицензия может быть аннулирована по заявлению самого

профессионального участника рынка ценных бумаг.

ФКЦБ в связи с непредставлением отчетности на 1 января и 1 июля

1998г. оштрафовало более 70 организаций, приостановлено действие лицензий –

10, а затем возобновлено – 9. Аннулированы лицензии 17 организациям.

Саратовским РО ФКЦБ аннулированы лицензии двум компаниям: 11.03.99 –

ООО «Фондовый дом «Сентябрь» (за непредставление отчетностей) и 01.02.99. –

ЗАО Инвестиционная компания «Сфера-Инком» (по заявлению).

Практика ФКЦБ РОССИИ показывает, что в основном лицензии аннулируются

по заявлениям организаций в связи с плохим финансовым состоянием и/или

прекращением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

В главе 2 работы рассмотрены как теоретические, так и практические

аспекты лицензирования. Ранее, до событий августа 1998 года, лицензирование

было приоритетным направлением деятельности ФКЦБ России. В настоящее время

число организаций, желающих получить лицензии, по сравнению с данными 1997

– начала 1998 г.г., заметно снизилось. Все большее количество компаний по

собственному желанию уходят с рынка ценных бумаг, т.к. они ни могут

выполнять требования ПАРТАД, НАУФОР и ФКЦБ.

Заключение.

В процессе исследования был проведен анализ профессиональной

деятельности на рынке ценных бумаг РФ, исследован теоретический и

практический механизм выдачи, приостановления действия и аннулирования

лицензий, раскрыта суть деятельности лицензирующих органов на рынке ценных

бумаг, их проблемы и разработаны меры по их совершенствованию.

В результате были сделаны следующие выводы.

В настоящее время наблюдается рост значения рынка ценных бумаг как

одного из важнейших секторов российской макроэкономики.

Первоочередная задача государства – определение своей политики на

рынке ценных бумаг. Очевидно, что создание конкурентно способного рынка

ценных бумаг, необходимо для продолжения реформ. В своем стремлении к

экономическому росту Российская Федерация не может полагаться только на

бюджетную систему и банковский сектор. Цель развития фондового рынка во

многом зависит от благосостояния населения, которое определяет спрос на

ценные бумаги. Поэтому экономический рост, сопровождаемый увеличением

доходов населения, а следовательно и инвестиционной активностью, - главный

фактор возвышения рынка ценных бумаг.

Государство на фондовом рынке выступает, как главный регулятор,

определяющий его развитие. Государство – крупнейший держатель и продавец

ценных бумаг российских предприятий – проводит активную политику прямой

поддержки инфраструктурных проектов, включающая в себя участие в их

финансировании, помощи в привлечении иностранных капиталов т.п. При

реализации этих проектов оно должно поддерживать те общественные силы (и

специалистов), которые прочно стоят на реформистской платформе.

Рынок ценных бумаг – один из самых регламентированных в мире рынков,

что объясняется сложностью протекающих на нем процессов и высокой степенью

риска. Поэтому государственное вмешательство в процессы, происходящие на

этом рынке, требуют разработки детальных планов этого вида деятельности.

Необходимо создать целостную систему регулирования фондового рынка. Эта

система должна базироваться на четком распределении полномочий и сфер

ответственности между государственными. органами, такими как Правительство

РФ, Министерство финансов, Центробанка, Государственный антимонопольный

комитет, ФКЦБ и саморегулируемыми организациями профессиональных

участников!

Поскольку лицензирование является основой регулирования рынка ценных

бумаг, именно ему особое внимание уделяется в законодательстве РФ о рынке

ценных бумаг.

В настоящее время роль саморегулируемых организаций в процессе

лицензирования усилилась.

Функции региональных отделений ФКЦБ по приему и рассмотрению

документов на получение, замену, переоформление лицензий переданы

саморегулируемым организациям. Положительным моментам в принятии такого

решения может быть тот факт, что СРО могут сами устанавливать требования к

своим членам – профессиональным участникам, учитывая все пробелы в

законодательстве РФ по рынку ценных бумаг и в нормативных актах ФКЦБ.

Например, СРО могли бы ввести для своих членов более жесткие требования к

расчету собственного капитала и ввести коеффициэнты соотношения заемных

средств к собственным, как это принято в мировой практике. Для вновь

образованных организаций СРО могли бы установить ограничения по оплате

уставного капитала.

Все эти меры необходимы для того чтобы не допустить на рынок

недобросовестных участников и организации, которые не готовы к

профессиональной деятельности. Рынок ценных бумаг от этого станет более

безопасным, цивилизованным и профессиональным.

На современном этапе развития рынка ценных бумаг детально проработан

и законодательно закреплен порядок лицензирования различных видов

профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и особенности

лицензирования отдельных видов. Довольно четко определены требования,

предъявляемые к профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Однако,

необходимо отметить, что процесс получения лицензий сильно затруднен из-за

нестабильности нормативно-правовой базы. Таким образом, ряд положений

современного законодательства в сфере лицензирования нуждается в

пересмотре, детальной проработке и усовершенствовании.

Библиографический список использованной литературы:

1. Гражданский кодекс РФ, ч.1,2/ Сборник кодексов РФ. – М.: «Лига –

Пресс», 1999

2. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.96г.

N39-ФЗ //Собрание законодательства. [4]-1996.-N17.-Ст.1918;

3. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 24.11.95 // СЗ.-

1996.-№1.-ст.1;

4. Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных

бумаг:Утверж.Указом Президента РФ от 01.07.96г. №1009// Закон.-

1998.-№8

5. Концепция развития рынка ценных бумаг в РФ.Утв.Указом Президента

РФ от 01.07.96 №1008// Рос. Газ.

6. О некоторых мерах упорядочения деятельности на рынке ценных бумаг

в РФ: Указ Президента РФ от 20.12.94. №2203 // РЦБ.-1995.- №4

7. Устав федерального унитарного предприятия «Центральный депозитарий

– Центральный фонд хранения и обработки информации фондового

рынка»: Утверд. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998г.

№741 // СЗ. - 1998. т.№29.- Ст.3556

8. Вопросы ФКЦБ: Постановление Правительства РФ от 04.02.97г. №119 //

СЗ. – 1997.№6.- ст.727

9. О мерах по развитию рынка ценных бумаг в РФ: Постановление

правительства РФ от 15.04.95г. №336 // Рос.газ.- 1995.- 21 апреля.

10. ФКЦБ. Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев ценных

бумаг: Постановл. От 02.11.97г. №27 // Экономика и жизнь.- 1997.-

№51

11. Об утверждении Положения о доверительном управлении ценными

бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги: Утв.

Постановл. ФКЦБ от 17.10.97г. №37 // Экономика и жизнь. - №48

12. Положение о порядке лицензирования различных видов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты