развития, должна предусматривать обоснованное по ряду ограничений развитие
наиболее экономичного открытого способа добычи угля; первоочередное
выделение инвестиций перспективным предприятиям с целью увеличения добычи
угля; снижение добычи на неперспективных, убыточных шахтах и разрезах;
поэтапное закрытие особо неперспективных и убыточных шахт и разрезов;
строительство новых предприятий на месторождениях; повышать
конкурентноспособность на внешнем и внутреннем рынке; рационализацию
горного хозяйства шахт и разрезов, позволяющие осуществить концентрацию
горных работ, в том числе ликвидацию мало производственных забоев;
организацию скоростного строительства и реконструкции шахт.
Объем экспорта поставок угля в ближайшие годы необходимого довести до
50 млн тонн (то есть вернуться к уровню 1988 года), а затем, превзойти этот
уровень это бы позволило бы за счет валютных поступлений приобретать
дефицитное оборудование и обновлять устаревший его парк.
Повышение конкурентно способности угля зависти и от объективного
государственного регулирования соотношения цен на природный газ и уголь.
Дело в том, что установленные правительством цены на газ удерживаются ниже
свободных цен на энергетические угли в перерасчете на одинаковую
теплотворную способность. В мировой практике цены на газ обычно превышают
цены на уголь на 30-40% (в расчете на одну тонну). Расчеты
конкурентнопсособностей углей, поставляемых в различные регионы Республики
Казахстан показали, что в среднем по стране соотношение цен на технико-
энергетические ресурсы в 1990-х годах резко ухудшились против 80-х годов не
в пользу угля, что обусловлено дальнейшим нерациональным использованием
газа в местах добычи угля и, конечно, способствовало неоправданному
вытеснению угля из энергетики.
Необходимо объективное регулирование правительством железнодорожных
тарифов на перевозку угольных грузов, на сегодня эти тарифы на 35-40%
превышают действительно рыночные тарифы. При транспортировании углей
удалении энергодефицитные районы доля транспортировки достигает 71%,
среднеудаленным потребителям – 56% цен на уголь. В США эта доля не
превышает обычно 50% внутренней цены и 30-40% цены франко-борт порта на
экспорт.
В первые а текущем столетии в Республике Казахстан имелась
парадоксальная ситуация – наступил кризис перепроизводства основных
первичных энергоносителей. Кризис перепроизводства усугубляется кризисом
сырьевой базы нефтяной промышленности и использования всех видов ТЭР,
вследствие его расточительного характера. Важнейшие причины кризиса в ТЭКе
страны – стратегические просчеты в формировании экономической и
энергетической политики, полная отмена централизованного планирования при
отсутствии реальных рыночных регуляторов и, наконец, крупнейший спад
производства как следствие двух первых и других причин.
В проблемном разрезе на протяжении всей первой половины 21 века решению
подлежат следующие проблемы ТЭКа, имеющие народную хозяйственную
значимость: энергосбережение; энергетификация народного хозяйства, и быта
населения; постепенное развитие альтернативной и нетрадиционной энергетики;
повсеместное внедрение хозяйственного механизма взамен затратного;
обеспечение энергетической и экологической безопасности страны.
Приоритетными развития угольной промышленности Республики Казахстан в
первой половине века являются: обеспечение, и в достаточно короткие,
практически полного использования действующих производственных мощностей по
добыче и переработке угля в соответствии с ростом производства в
углепотребляющих отраслях; необходимость покрытия вновь возникающих
потребностей народного хозяйства в энергетическом и технологическом сырье;
замещение мазута на тепло- энерго станции; увеличение экспорта угля ,
улучшение на этой базе технико-экономических показателей добычи угля и
производства углепродуктов, повышение их конкурентоспособности; всемирная
экология угля и углепродуктов при их потреблении внутри страны, снижение
пропорционально этому добычи угля, планомерное увеличение объемов
обогащения углей; последовательное сокращение потерь угля в недрах при его
переработке и транспортировании потребителям; расширение экспорта
обогащенного угля и углепродуктов; постепенное увеличение объемов добычи и
потребления угля на базе новых технологий с доведением его доли в
производстве и потреблении первичных органических энергоносителей до
значения примерно равного, а затем большего доли природного газа, а затем
в первую очередь, путем конкурентного замещения природного газа и мазута на
ТЭС; дальнейшее совершенствование региональной структуры производства и
потребления углей и углепродуктов.
Предполагаемый подход к к решению в перспективе проблем развития ТЭКа
Республики Казахстан обеспечивает минимизацию затрат и сил, средств и
времени при достижении конечного успеха Эффективность его велика и
бесспорна.
2. Проблемы предприятия данной отрасли.
Рынком сбыта обеспечивается постоянная потребность в Экибастузском угле
на уровне 75-78 млн тонн в год. Такая потребность в Экибастузском угле
остается и по сей день. Однако, начиная с 1993 года ,ГАО не может спрос на
уголь, производство угля в ГАО «Экибастузкомир» неукоснительно падает со
среднегодовым темпом 8,9%, в том числе по годам: 1993г. - 11,1%, 1994 -
3,1%, 1995 - 12,1%, 1997 – 9,5%.
Так, если в 1997 году электростанциям Казахстана поставлено 33,3 млн
тонн угля, России – 19,7 млн тонн, Госзаказ Республики на 1997 год
составляет 37,9 млн тонн, а электростанциям России выделяется 22,9 млн тонн
угля при потребности на уровне 30-31 млн тонн.
Причинами спада производства в ГАО «Экибастузкомир» являются. Основными
техническими причинами снижения добычи угля в ГАО являются высокая степень
изношенности основного горнотранспортного оборудования, слабая ремонтная
база, нестабильное обеспечение производства материалами и запчастями.
Существенное влияние на снижение объемов производства оказывают и
социальные факторы: снижение производственной и технологической дисциплины,
хищение материалов и разукомплектование оборудования, забастовки, в
основном из-за несвоевременной выплаты заработной платы, отток
высококвалифицированных кадров.
Отсутствие средств обусловлено неплатежами в 1992г. объем реализации
составил 50% от отварной продукции, в 1993 – 66,3%, в 1994 – 71%, в 1995 –
82,6%.
На 01.10.96 года ГАО «Экибастузкомир» не получило:от потребителей за
поставку угля 55 млрд. тенге, в том числе от потребителей Казахстана 3,6
млрд. тенге, кредиторская задолженность составила 17,7 млрд. тенге, из них
6,0 млрд. тенге в бюджет и 4,0 млрд. тенге железной дороге, задолженность
по заработной плате 600млн. тенге. Дефицит оборотных средств составляет 10
млрд. тенге.
Такое положение было вызвано следующими обстоятельствами:
1) ликвидацией отработанной годами структуры управления угольной отраслью и
лишение ее финансирования из централизированных источников;
2) жесткая система регулирования цен: замораживание цены на экибастузский
уголь в IV квартале 1993 года и в I квартале 1994 года на уровне 11тенге
за тонну, занизив цену в два раза, уже в феврале 1994 года поставило ГАО
«Экибастузкомир» на уровень банкродства;
3) с 01.01.96 года введена необоснованная дифференциация цены на
экибастузский уголь, поставляемый потребителям Казахстана: 230 тенге для
энергостанций и 360 тенге для других потребителей, при этом 80% угля
поставляется энергетикам;
4) отсутствие средств у потребителя часто заставляло работать на основе
бартера и взаиморасчетов, что приводило к потере до 35% доходов и
накоплению сверхнормативных материалов и технических ценностей, объемом
которых на 01.10.96 год составил 2,5 млрд. тенге.
В условиях постоянных неплатежей за уголь, жестокого регулирования цен,
с одной стороны, отсутствие финансовой поддержки из бюджета нового
угольного разреза «Майкубенский», с другой стороны, приводит в выводу о
нежизнеспособности существующей структуры ГАО «Экибастузкомир».
Реорганизация ГАО «Экибастузкомир» и образование разреза «Богатырь». С
целью не допущения дальнейшего снижения добычи угля в Экибастузском
бассейне, следовательно, снижения выработки электроэнергии в Республики
Казахстан, произведена реорганизация ГАО «Экибастузкомир».
Постановлением Правительства Республики Казахстан №1096 от 06.09.1996
года «О реорганизации ГАО «Экибастузкомир»» принято решение о выделении
имущества структурных единиц и продажа его на открытых тендерах.
Имущественные комплексы его разрезов «Богатырь» продан фирме «Аксесс
Индастриз», а «Восточный» - фирме «РАО ЕЭС России», «Майкубенский» –
передан под управление фирме «НТD Gmbн» ( в настоящее время разрез
находится под управлением Алматинской фирмы «Парамаунт»).
По результатам открытого инвестиционного тендера, проведенного
18.10.1996 года, американская компания «Аксесс Индастриз» приватизировала
разрез «Богатырь» и 70% имущества разреза «Степной».
Генеральной доверенностью от 4.11.1996 года №2818/02 Государственный
комитет Республики Казахстан по приватизации передал права на управление
имущество разреза «Богатырь» с 6.11.1996 года фирме «Аксесс Индастриз».
Договор купли-продажи между Государственным комитетом Республики
Казахстан по приватизации и «Аксесс Индастриз» заключен 13.12.1996 года,
4.02.1997 года состоялся открытый тендер по продаже структурных единиц ГАО
«Экибастузкомир». Технологически связанных с разрезом «Богатырь»:
погрузочно-транспортное управление (100%), Восточное погрузочно-
транспортное управление (65%), завод по ремонту горно-транспортного
оборудования (100%), путевая машинная станция (100%).
Таким образом, в состав комплекса, принадлежащего «Аксесс Индастриз»
вошли структурные единицы, приведенные в таблице 1.1.
Перспективы функционирования разреза «Богатырь» в составе «Аксесс
Индастриз». «Аксесс Индастриз» - крупное промышленное предприятие,
осуществляющее (оборот компании составляет миллиарды долларов) свою
деятельность в США, Англии. России, а теперь и в Казахстане. Ежегодный
оборот компании составляет миллиарды долларов, основная деятельность фирмы
связана с энергетикой, горными предприятиями, металлами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11