вследствие более льготной схемы налогообложения и возможности использования
векселей как средства расчетов (в отличие, например, от депозитного
сертификата). Эмиссия банковских векселей не регламентируется
законодательством, не требует регистрации и выполнения нормативов
ликвидности.
Вместе с тем установленный Банком России для коммерческих банков норматив
риска собственных вексельных обязательств (Н 13) имеет целью сокращение
объемов эмиссии не обеспеченных собственным капиталом банковских векселей.
Норматив определяется как отношение суммы выпущенных банком векселей и
банковских акцептов (в рублях и иностранной валюте), а также 50%
забалансовых обязательств, вытекающих из индоссамента векселей, авалей и
вексельного посредничества, к собственному капиталу. Максимальное значение
Н 13 на 1 марта 1997 г. не должно превышать 100%, т.е. вся вексельная
эмиссия должна быть обеспечена собственным капиталом банка.
Объем эмиссии финансовых векселей достигает в настоящее время десятков
триллионов рублей, в то время как обращение коммерческих векселей
практически отсутствует. Внедряемые в некоторых регионах, а также между
предприятиями определенных отраслей (энергетической, железнодорожной и
угольной) системы взаимозачетов с использованием векселей находятся пока в
стадии эксперимента и не лишены недостатков. Кроме того, тот факт, что
векселями оплачивается, как правило, просроченная задолженность предприятий
указанных отраслей, позволяет отнести эмитируемые ими векселя скорее к
финансовым, нежели к коммерческим.
Коммерческие банки не имеют широкой базы для осуществления учетных
операций, а Центральный банк РФ — переучетных. Таким образом, в качестве
средства коммерческого кредитования, а также инструмента рефинансирования
вексель практически не используется. Ситуация парадоксальная. Вексель
выполняет не свойственные ему функции (например, средства получения дохода)
и не выполняет основные, внутренне присущие ему.
Причины неразвитости коммерческого вексельного обращения в России кроются
как в хронической неплатежеспособности предприятий, так и в незнании
вексельного законодательства потенциальными участниками рынка векселей, в
отсутствии полной и непротиворечивой нормативной базы.
Подавляющее большинство вексельных норм содержиться в нормативных правовых
актах ведомств, главным образом ЦБ России и Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг, которые плохо согласуются между собой, а также с
немногочисленными федеральными законами, регулирующими обращение векселей.
В большинстве развитых стран существует отдельная подотрасль – вексельное
право, обычно в форме единого законодательного акта – вексельного устава
или уложения, исчерпывающим образом регулирующая вексельное обращение и,
что особенно важно, упрощенное и ускоренное взыскание по векселям.
Гражданское законодательство РФ о векселях состоит из нескольких статей ГК
РФ и уже упоминавшемся ФЗ «О переводном и простом векселе». Из определения
векселя (ст.815 ГК РФ) вытекает, что не может быть векселей, оплата которых
производится товарами, или векселей, содержащих какие-либо условия оплаты.
Очевидно, что эмитировать переводные векселя невозможно, или, по крайней
мере затруднительно. Эмитируемые в РФ векселя – это, по существу, квази-
облигации, не имеющие реального обеспечения и облеченные в вексельную форму
для того, чтобы избежать ограничений, налагаемых законодательством об
эмиссии ценных бумаг.
Отношения участников вексельного рынка недостаточно урегулированы также в
той части, где они выходят за рамки вексельного права. Это касается, в
частности, налогового, банковского, таможенного, нотариального и
процессуального законодательства.
В целях создания единого вексельного законодательства необходимо
адаптировать Положение о переводном и простом векселе к особенностям и
современному состоянию национального финансового рынка и денежного
обращения. Нужна также существенная доработка внутреннего законодательства
в части создания гарантий быстрого и необременительного взыскания долга по
не оплаченным в срок и опротестованным векселям, компенсации всех издержек
векселедержателя, более четкого определения векселеспособности, требований
к оформлению векселей и т. д.
В определенной степени отмеченные недостатки законодательной базы учтены
Федеральным законом от 11 марта 1997 г. В частности, в целях компенсации
потерь кредитора законом предписывается проценты и пеню при увеличении
исковой суммы по не оплаченным в срок векселям рассчитывать исходя из
размера действующей учетной ставки Центрального банка РФ, а не 6 и 3%,
указанных в ЕВЗ; запрещается эмиссия бездокументарных векселей; вводится
ускоренная процедура исполнения вексельных исков; Правительству Российской
Федерации поручается привести свои нормативно-правовые акты в соответствие
с принятым Федеральным законом в трехмесячный срок.
Национальная правовая база, а также практика обращения векселей нуждаются в
дальнейшей корректировке, с тем чтобы превратить вексель в действительно
удобный и универсальный инструмент кредитования, расчетов и денежно
кредитного регулирования, исключающий возможность необоснованных финансовых
потерь участников вексельного обращения.
2.Организация вексельного рынка в России
Первая попытка наладить функционирование вексельного рынка в «новой» России
была предпринята государством в 1988-1991 гг. Предполагалось, что вексель
быстро станет популярным инструментом привлечения инвестиций в
отечественное производство. Однако этого не произошло по трем основным
причинам: во-первых, в 1992 году после либерализации цен возник дефицит
денежной массы, что негативно сказалось на возможностях потенциальных
инвесторов; во-вторых, даже субъекты со свободными средствами не спешили
«вкладывать» в незнакомые бумаги; в третьих, и это главное, имели место
спад в экономики, высокая инфляция и неэффективность производственных (как
правило, долгосрочных) капиталовложений.
1994-1995 гг. принесли относительную финансовую стабилизацию и замедление
экономического спада. В экономике наметилась перспектива роста (в первую
очередь на предприятиях сырьевых отраслей и металлургии), вследствие чего
инвестиционный климат потеплел, а конкуренция свела на нет «пену» в лице
финансовых махинаторов, им на смену пришли серьезные инвестиционные
компании и банки.
Качественно изменилась и сфера приложения капиталов : в это время
наблюдался всплеск интереса к акциям приватизированных предприятий, расцвет
рынка казначейских обязательств и ГКО. Что же касается векселей, то в
1995г., многие банки осуществили их эмиссию с дополнительного привлечения
оборотных денежных средств и более оперативного расчета с клиентами-
промышленниками.
Начался выпуск векселей и частью производственных предприятий, но в данном
случае эмитенты стремились к ускорению товарооборота, а не к привлечению
денежных ресурсов.
1996г. ознаменовался резким увеличением эмиссии вексельного рынка.
Количество эмитентов возросло в несколько раз, число профессиональных
участников этого рынка – финансово-инвестиционных компаний и банков, с
одной стороны, и предприятий связанных производственным процессом с
эмитентами векселей, с другой стороны, - увеличилось примерно в той же
степени. Таким образом, вексель признали удобным средством расчета за
продукцию и кредиты. Банковские векселя, погашаемые живыми деньгами, наряду
с другими долговыми бумагами стали использоваться и в качестве объекта для
портфельных инвестиций. По мнению специалистов, именно 1996г. можно считать
годом фактического становления вексельного рынка, но речь здесь может идти
лишь о его количественных характеристиках – качество он приобрел в 1997г.
1997 год хотя и оказался заметно менее удачным с точки зрения спекулятивных
операций с векселями, однако сделал их рынок более цивилизованным во всех
отношениях.
.
2.1. Структура и объем вексельного рынка. Место векселей в финансовом
обороте.
2.1.1. Виды векселей.
На российском рынке присутствуют следующие виды векселей:
. Банковские векселя. Для банков векселя – частные деньги, дешевые
денежные ресурсы, создаваемые самими банками, денежные суррогаты
призванные
1. восполнить недостаток текущей банковской ликвидности (аналог
депозитов, депозитных сертификатов);
2. создать базу для дешевых вексельных кредитов;
3. обеспечить сверхдоходность в спекулятивных операциях с векселями на
разницах в курсах покупки продажи (создать свой собственный инструмент
для этого, выкупать свои векселя с большим дисконтом, нежели тот с
которым они распространялись на денежном на рынке);
4. быть использованными в специальных финансовых схемах (например,
расчетное обслуживание клиентов, создание региональных денег для
местных администраций, снижение налогообложения );
5. в разовых случаях выступать как коммерческие бумаги (финансовые
векселя, выпускаемые в единичных экземплярах с номиналом несколько
миллиардов не денаминированных рублей для совершения по ним разовых
сделок, единичные случаи продажи крупнономинальных валютных векселей
за рубеж иностранным инвесторам).
. Векселя корпоративных эмитентов. Для корпоративных эмитентов – векселя –
денежные суррогаты, призванные:
1. восполнить недостаток оборотных средств (круговые цепочки расчетов,
оформление векселями авансов с последующим погашением продукцией,
разовые случаи выпуска крупнономинальных векселей для единичного
привлечения средств), коммерческий кредит предоставляемый поставщиком
своим контрагентам-потребителям произведенной продукции;
2. обеспечить вместо бартера и в отсутствие «живых денег» расчеты за
продукцию;
3. заместить дорогие банковские кредиты;
4. снизить стоимость налоговых платежей (использование льготного
налогообложения, связанного с векселем, выкуп с дисконтом векселей,
принимаемых в местные бюджеты по полной стоимости, выпуск векселей,
принимаемых по согласованию с местными администрациями в доходы
регионального бюджета);
5. обеспечить свердоходность в спекулятивных операциях с векселями на
разницах в курсах покупки-продажи;
6. секьюритизировать (в отдельных случаях) свои проблемные долги и дать
возможность их держателям получить хотя бы часть денег;
7. дать возможность обойти ограничения, наложенные государством на выпуск
эмиссионных ценных бумаг;
8. вместе с тем в более ограниченных объемах вексель используется и для
совершения традиционных в западной практике операций (например,
оформление обязательств по ссудам, внешнеторговые расчеты).
. Муниципальные векселя. Для региональных правительств векселя до марта
1997 г. (выход в свет Федерального закона от 11.03.97, запрещающего