выпуск векселей субъектами РФ и муниципальными образованьями, кроме
случаев, специально предусмотренными федеральными законами) являлись:
1. частными деньгами, возмещающими нехватку денежных средств в обращении;
2. финансовыми ресурсами, восполняющими дефицит доходов регионального
бюджета и дефицит федеральных средств;
3. соответственно, инструментами финансирования регионального хозяйства и
формирования доходной базы бюджета в замещение реальных денег;
4. средствами низкопроцентного вексельного кредитования из регионального
бюджета;
5. и др.
. Федеральные обязательства в форме векселей (цели использования -
аналогичны регионам и, кроме того, секьюритизация проблемных долгов).
Федеральный Закон от 11.03.97 запретил Российской Федерации обязываться
по векселям, кроме случаев, установленных специальным законодательством.
. Существует также довольно обширный, хотя и мало изученный рынок векселей
физических лиц (оформление банковских и частных ссуд, секьюритизация
проблемных долгов).
. Любые виды векселей, обладающие широким хождением, активно используются:
1. в качестве платежного средства в «черном» и «сером» обороте в качестве
суррогата наличности (реальная рублевая наличность является более
«дорогими», дефицитными и подлежащими более жесткому контролю
деньгами, кроме того, в силу более крупных номиналов, льготного
налогового режима векселя более удобны в оптовых неофициальных
расчетах по поставкам товаров);
2. для получения прибыли от выпуска фальшивых векселей, в т.ч. векселей
от имени известных эмитентов, «зеркальных» векселей-двойников
(легкость подделки, отсутствие государственной регистрации и публично
раскрытой информации о выпущенных векселях, неурегулированных
информационных требований к лицам обязанным по векселям, процедур
сверки и контроля).
2.1.2.Объемы выпуска векселей
Существуют методологические сложности в оценке объемов выпуска
векселей, сводимые к следующему.
Государственной регистрации выпуска векселей не существует. Открытая
статистическая отчетность по этому вопросу публикуется только Банком
России (выпуск банками векселей и объемы их учета). Источники Госкомстата
РФ (сводные бугалтерские балансы по отраслям народного хозяйства в
открытой печати не публикуются). Приводимые экспертные оценки являются
разновременными, хотя порядок цифр в них примерно совпадает.
Вместе с тем приведем наиболее известные экспертные оценки, а также
данные относящиеся к одельным сегментам вексельного рынка.
По мнению А.С.Колесникова (Зам. Пред. ФКЦБ, выступление на конференции
“Вексельный рынок России”, 11.02.97), объем векселей, находившихся в
обращении – 300-350 трлн. рублей, В.А.Тарачева (Государственная Дума,
конференция "Вексельный рынок России", 11.02.97) на рынке находилось
векселей на суммы в сотни триллионов рублей (до денаминации).
К характеристике объемов вексельного обращения относится и то, что по
различным оценкам предприятия получают за свою продукцию от 5 до 30 %
денежными средствами, остальная часть расчетов - за счет бартера и
использования векселей (см., например, "Экономика и жизнь", 1997, №1,
выпуск "Оптовый рынок") . При этом на векселя приходится не менее 20 %
от общего объема расчетов.
Из этого следует, что в конкретной финансовой ситуации, сложившейся в
России, объем Из этого следует, что в конкретной финансовой ситуации,
сложившейся в России, обьем вексельной массы должен быть сопоставим с
величиной денежной массы, находящейся в обращении (при этом должна быть
сделана скидка не менее чем 50% на прямой бартер). В этом же убеждает и
чрезмерно низкий уровень монетизации ВВП (12-15 % ВВП), что является
экстремально низким уровнем для любой экономики, тем более
индустриальной.Соответственно, если принять, что необходимый объем
монетизации не должен (или не может) быть в любой, а тем более в
индустриальной экономике меньше 25-30% ВВП (в 1995г. США- 58,5%,
Германия- 73,7%, Франция- 92%, Великобритания- 104,3%, Япония- 117%,
Корея- 43,8%, Таиланд- 91,9%, Малайзия-106,9%, Индонезия в 1992 г.-
31%), то объем выпуска денежных суррогатов (векселей, плохих денег),
восполняющих дефицит "хороших" денег, должен быть соизмерим с величиной
денежной массы, за вычетом скидки на прямой бартер, не обслуживаемый
деньгами, примерно на 50%. М2 к апрелю 1997г. составляла более 320 трлн.
рублсй, следовательно, объем вексельной массы мог составлять 150-160
трлн. рублей.
Об объеме векселей, находящихся в обращении, адекватном 150- 160
трлн. рублей, свидетельствуют и данные об отдельных компонентах
вексельной массы. Например, размерность эмиссии банками векселей
составляла примерно 30 триллионов рублей (на начало 1997г.- более 28
трлн. рублей, по данным Банка России), объем векселей, выпущенных
субъектами РФ к началу 1997г. (и после их запрещения замещенных векселями
уполномоченных организаций)- не менее 50 трлн. рублей (Эксперт, 1997,
№8), количество обращающихся векселей Финансового энергетического союза -
33 трлн. рублей (Финансовые известия, 5.06.97).
Объем векселей Минфина РФ в переоформление задолженности АПК - до 25
трлн. рублей, объем вексельного кредитования банками предприятий под
гарантию Минфина РФ в 1996 г.- 40 трлн. рублей (Б.И.Златкис, конференция
"Вексельный рынок России", 11.02.97)
Вместе с тем по итогам опроса, проведенного в сентябре 1997г. среди
наиболее известных специалистов, работающих на вексельном рынке, объем
вексельного оборота к осени 1997 г. уменьшился (в частности, за счет
облегчения денежной политики Банка России).
Причины взрывного роста выпуска векселей.
Возможно указать на следующие основные причины:
. чрезмерно жесткая денежная политика в течение 1995-1996 гг. Экономика
недофинансирована, в ней существует "физическая" нехватка денежной массы
для обслуживания нормального хозяйственного оборота, масса денег в
обращении меньше ее необходимого размера. Отношение М2/ВВП составляет в
России примерно 12-15% (в начале 90-х гг. - около 40 %), в то время как
в странах "большой семерки" – 60-100 %, в развивающихся странах с
быстрыми темпами экономического роста 40-60%. В быстро растущем Kитае
насыщенность хозяйственного оборота денежными ресурсами достигает 80%.
Отсюда - взрыв неплатежей, бартера и всe возраставшая в 1995-96 гг. роль
векселя как денежного суррогата и расчетного инструмента.
. значительная доля "серого" и "черного" оборота, неучтенных продукции и
услуг ( по оценкам Госкомстата ("Ваш партнер", 1997. №№ 3,6) она
составляла 20 % ВВП, по заработной плате- 11 % ВВП). Отсюда- широкое
использование векселя в качестве суррогата наличности и оптового
денежного инструмента для обслуживания неучтенных сделок и неофициальной
оплаты труда.
. чрезмерно тяжелая налоговая нагрузка. По налоговой нагрузке (примерно
35% ВВП в 1996 г.) Россия заведомо попадает в группу депрессивных стран.
Если бы азиатские страны (данная нагрузка в среднем 20 % ВВП) создали
такой налоговый пресс, они никогда бы в 2-5 раз не опережали бы по
темпам развития индустриальные страны. Соответственно, отсюда - массовый
выпуск векселей для "оптимизации налогообложения", т.е. для
использования его в законных схемах ухода от налогов.
2.1.4. Структура вексельной массы
Структура вексельной массы xapaктеризуется следующим:
. полное и абсолютное преобладание простых векселей (случаи выпуска
переводных векселей ограничены внешнеторговым оборотом и разовым
финансовыми схемами, которые тем не менее могут быть достаточно
масштабными, типа переводных векселей РАО "ЕЭС" ). Соответственно,
отсутствует рынок: банковских акцептов (как инструмента денежного рынка,
ориентированного на институциональных инвесторов).
. противоречивость информации о структуре вексельной массы в pазpезе
отдельных категорий эмитентов . Например, в сводках заявок на покупку и
продажу векселей в сентябре 1997г. количество банковских векселей
стабильно превосходило небанковские корпоративные векселя на 35-40%.
Однако, данные Банка России на начало 1997г. о структуре учтенных банками
векселей свидетельствует о следующем: векселя банков- 13% о, векселя
Минфина РФ- 2%, векселя субъектов РФ- 6%, векселя муниципальных
образований- 1%, векселя предприятий и организаций- 77,5%, векселя
физических лиц- 0,5%.
. отсутствие коммерческих бумаг в традиционном понимании этого слова (
крупно номинальные ценные бумаги, распространяемые большей частью среди
банков и институциональных инвесторов). Вместе с тем появление вместо
коммерческих векселей (кредит, оказываемый поставщиком) товарных векселей
(кредит, получаемый поставщиком, т.е. векселя, погашаемые "товаром" –
продукцией, железнодорожными тарифами и т.п.).
. появление векселей - денежных и расчетных суррогатов, выпускаемых и
принимаемых эмиссионными синдикатами, с целью обращения векселей внутри
конкретной отрасли, между отраслями, внутри региона, а с 1996г. -
делаются попытки организации вексельных систем, имеющих страновой
характер, внедрения таких векселей в расчеты со странами СНГ. Пример:
векселя Финансового энергетического союза (ФЭС). Сам вексельный рынок
приобрел резко сегментированный по отраслям (энергетические векселя,
железнодорожные векселя, металлургические векселя, газовые векселя и
т.д.) или по регионам (векселя Коми, бурятские веселя и т.д.) характер.
. эмиссионный хаpaктep значительной части выпускаемых векселей (размещение
их большими сериями, с заменой одного выпуска а другим, на стандартных
условиях, с распределением среди (большого количества держателей).
Соответственно, вексель, по содержанию превратившись большей частью в
денежный суррогат, по форме приблизился к эмиссионной ценной бумаге.
. неденежный характер преобладающей части векселей (большинство векселей,
обслуживающих расчеты в отраслях, между отраслей и в региональных схемах
не предполагают погашения деньгами).
. преобладание дисконтных векселей над «процентными» (узость применения
векселей в качестве заместителсй депозитов или депозитных сертификатов,
возможность указания процентов только в векселях по «предьявлении»)
. значительная доля векселей плохого качества, уже в момент возникновения
являющихся проблемными активами.
. по оценке, региональное распределение вексельных рынков в 1997г.
соответствовало тому, как это происходило в отношении других финансовых
рынков (от 60 до 80%-Москва, примерно 2-5% -Санкт-Петербург, и 3-е место-