Письменные доказательства в системе доказательств гражданского процесса

              Предназначение специальных, иначе говоря, дополнительных реквизитов – подтверждение правильности данных, указанных в документе, защита самого документа от возможного подлога (подделки документов или искажения данных о существующих фактах). Дополнительные реквизиты способствуют систематизации документов, а также облегчают их использование.

              Содержание распорядительных документов зачастую состоит из нескольких частей: вводной, описательной, мотивировочной, резолютивной, заключительной.

              В вводной части указываются: лицо, которому адресуется, лицо, составившее документ, заинтересованные лица, а также название документа и заглавие.

              В описательной части зачастую излагаются обстоятельства, а в мотивировочной – оценка этих обстоятельств и обоснованность требований. Сами требования формулируются в резолютивной части.

              В заключительной части документа делается отметка о приложениях к документу, об исправлениях в документе, ставится дата, подпись, печать. [68]

              Очередность частей документов, свидетельствующих о каких-либо фактах (например, книги регистрации актов гражданского состояния), немного иная. В подобных документах имеются графы, в которых делается запись определенных данных. Например, акты гражданского состояния регистрируются путем внесения записи в специальные книги. Эти записи составляют данные о регистрируемом акте, а также другие необходимые фактические данные о лицах: имя, фамилия, дата и место рождения, данные об образовании, месте жительства и месте работы, должности. Кстати, в каждой записи должны быть указаны документы, удостоверяющие личность заявителей.

              Другой документ, подтверждающий акты гражданского состояния и их регистрацию, это свидетельство, выдаваемое после регистрации акта. Данные, указанные в свидетельстве, должны быть идентичны данным, имеющимся в книгах записи актов. Свидетельства удостоверяют время, место возникновения обстоятельств, субъекты, связанные с этими обстоятельствами.

              Требования, предъявляемые к внешней и правовой форме документов, зависят от вида документов. В одних случаях закон категорически не указывает на обязательность письменной нотариальной формы удостоверения фактов или прав, хотя и не запрещает. В других случаях закон прямо предусматривает определенную форму удостоверения конкретных прав и обязанностей.

              Например, много внимания уделяется форме свидетельств, выдаваемых на основании регистрации актов гражданского состояния. Данные о таких актах фиксируются в бланках официальной формы. Запрещено вместо удостоверений установленной законом формы выдавать иные документы (удостоверения, справки) или удостоверения иной формы, нежели предусмотрено.

              Чтобы документ можно было бы считать официальным письменным доказательством в аспекте гражданского процессуального права, необходимо обсудить вопрос компетенции учреждения, выдавшего его.

              Как известно, общественные учреждения различаются по своей компетенции, т. е. предоставленные им полномочия в одной или другой сфере неодинаковы. Различия в компетенции и предопределяют подведомственность одних или иных впоросов тем или иным субъктам публичного права. Различаются полномочия местных административных учреждений, судов, нотариусов, учреждений регистрации актов гражданского состояния. Однако по существу правовая деятельность субъектов публичного права совпадает. Она направлена на властное подтверждение юридических фактов и прав. Может быть по этой причине различия в деятельности различных учреждений не так очевидны.

              Например, деятельность учреждений регистрации актов гражданского состояния по своему характеру очень похожа на деятельность нотариусов: и одни, и другие удостоверяют очевидные, ''неоспоримые'' факты. Но если посмотреть внимательнее, разница в деятельности учреждений, регистрирующих акты гражданского состояния, и нотариусов все-таки большая. Нотариусы удостоверяют не только факты, но и права, и обязанности лиц. Нотариусы не могут выполнять функции учреждений регистрации актов гражданского состояния, и наоборот. К тому же, по существу различается структура этих учреждений и порядок оформления документов.

              Еще больше различий наблюдается в деятельности судебных органов, которая по сути дела направлена на подтверждение фактов, подлежащих оспариванию – ведь необходимо всестороннее исследование обстоятельств при помощи средств доказывания. Поэтому необходимым является подробное и последовательное регламентирование  деятельности судов, закрепленное Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. [3]

              В деятельности субъектов публичного права особенно большое значение имеет оформление документов, а также не менее важно и надлежащее хранение этих документов. Зачастую пропускаются сроки выдачи документов. Иногда документы составляются недееспособным лицом. Изредка случается, что физические лица представляют учреждениям данные, не соответствующие действительности. При выдаче документов нарушаются компетенция учреждений государственной власти. Государственные и общественные учреждения совершают незаконные действия с документами – незаконно требуют их, незаконно отказывают в их выдаче и др.

              Нарушение процедур оформления документов могут стать причиной недействительности документов. Например, документ составляется на основании данных, не соответствующих действительности, превышение полномочий при выдаче документов.

              Кроме того, предусмотрены меры дисциплинарной, административной, гражданской ответственности за нарушения порядка выдачи, предъвления, истребования документов: незаконное изъятие паспорта у лица или дача его в залог является административным правонарушением,   также административную ответственность влечет за собой утрата паспорта или умышленная порча его. 

              Уголовную отвественность  влечет за собой внесение государственным служащим в официальный документ заведомо ложных сведений, а равно составление и выдача поддельного документа, либо заверение печатью заведомо подложного документа или иная подделка официального документа. [61]

              Официальные письменные доказательства, как и все другие доказательства, в гражданском процессе способствуют установлению наличия оспариваемых обстоятельств или их отсутствие. Под собиранием этих доказательств понимается деятельность, целью которой является представление юрисдикционному органу необходимых документов. Официальные письменные доказательства должны быть получены в порядке, установленном законом – их должны представлять заинтересованные лица, документы должны быть затребованы от других лиц либо осмотрены по месту их нахождения или хранения.

              Зачастую необходимые официальные письменные доказательства имеются у лиц, обращающихся в суд, или их получение из соответсвующих организаций не является затруднительным.

              Суд (судья) разъясняет заявителю (истцу), какие документы нужны, где можно получить такие документы, и предлагает ему представить их, чтобы можно было дальше предпринимать процессуальные действия.

              Все-таки в некоторых случаях целесообразнее, чтобы суд сам истребовал официальные доказательства, так как нередко для лица, обращающегося в в суд за судебной защитой, получение необходимых документов является невозможным. Причиной этого являются различные правовые нормы, предоставляющие право на выдачу документа лишь определенному кругу лиц или по ходатайству правомочных учреждений (например, медицинские заключения, данные о личных средствах, находящихся в банках).

              Также возможна ситуация, когда суд приходит к выводу о неправильности или недействительности документа, представленного лицом. В таком случае суд в праве затребовать с официальных учреждений или частных лиц необходимые дополнительные документы, чтобы убедиться в правильности документа или установить его непригодность как  письменного доказательства по делу.

              Значит, действует общее правило – официальные письменные доказательства представляются сторонами или участвующими в деле лицами. В случае, если они сами не могут получить необходимые официальные письменные доказательства, они имеют право ходотайствовать перед судом об их истребовании.

              Официальные письменные доказательства могут собираться тремя установленными законом способами:

1)                              на основании статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства суд истребует непосредственно у лиц, у которых они находятся;

2)                              стороне, обратившейся с просьбой о затребовании официальных письменных доказательств, суд выдает запрос, для получение этого доказательства для его представления в суд (ч.2 ст. 57 ГПК РФ);

3)                              официальные письменные доказательства, находящиеся в иностранных государствах, собираются на основании международных договоров в порядке судебного поручения.

В порядке судебного поручения могут собираться  и официальные письменные доказательства, находящиеся на территории юрисдикционной деятельности другого суда, и когда не известно точное место нахождения этих доказательств.

              Если официальные письменные доказательства не удается получить по объективным причинам (например, в учреждении, уполномоченном выдать документ, нет данных, необходимых для подготовки документов), в таком случае нужно воспользоваться другими средствами доказывания, предусмотренными гражданским процессуальным законодательством, такими как показания свидетелей, заключения экспертов, если имеется возможность, и вещественными доказательствами.

              В ходе гражданского процесса все официальные письменные доказательства, представленные в виде документов, подшиваются к гражданскому делу и хранятся до момента их уничтожения.

 

4.  СООТНОШЕНИЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ И ЧАСТНЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ.


              Письменные доказательства, подтверждая факты, возникшие в ходе правоотношений, выполняют информационную и организационную функцию. Эти функции взаимосвязаны. Благодаря данным, закрепленным в письменных доказательствах, налаживаются отношения участников правоотношений. Они становятся более стабильными, конкретными.

              Письменные документы по субъектам их составления разделяются на личные (частные) и официальные (публичные).

              Личные (частные) письменные доказательства составляются частными лицами, а также могут быть составлены юридическими лицами в частных целях. Это письма и иная корреспонденция.

              Официальные (публичные) письменные доказательства в установленном законом порядке составляются государственными учреждениями или должностными лицами. К официальным письменным доказательствам также следует отнести документы, составленные в нотариальном порядке. Официальные письменные доказательства подтверждают факты, имеющие значение для общества.

              В статье 71 ГПК РФ дано определение понятию письменных доказательств, на основании которого письменными доказательствами являются документы, деловая и личная переписка, содержащая сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Из содержания  статьи 67 ГПК РФ становится ясно, что законодатель, не выделяя официальных и частных письменных доказательств, фактически ставит знак равенства между их доказательственной силой. Но существует ли это равенство практически?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты