Административные правонарушения против здоровья населения
СОДЕРЖАНИЕ
1. Административное правонарушение: понятие, юридические признаки, состав 5
2. Понятие, общая характеристика правонарушений против здоровья населения 31
Список использованных источников 53
Введение
В теории права существует множество определений правонарушения. Давая определение правонарушению необходимо учитывать, что правонарушение по своим объективным свойствам это посягательство отдельного субъекта права на установившийся в обществе порядок отношений между людьми, коллективами, между коллективом и личностью.
Таким образом, правонарушение - социальное, общественно значимое явление. Даже тогда, когда, казалось бы, ущерб понесен только потерпевшим, правонарушитель причиняет вред обществу, ибо посягает на его члена, занимающего свое место в системе общественного разделения труда и потому функционально связанного со всеми остальными членами общества. «Если в результате правонарушения будет уничтожен товар, то пострадает и его собственник, и общество, поскольку этот товар не поступит на рынок и не удовлетворит потребностей тех, кто в нем нуждается. Если в результате преступления будет убит человек, то пострадает и он сам, и экономика (он никогда не будет производить товары), и семья, которая лишиться мужа, отца, брата и т.д., и государство, которое не досчитается одного гражданина, потенциального государственного деятеля или солдата».
Среди антиобщественных проявлений значительное место занимают административные проступки, которые хотя и не обладают такой общественной опасностью, как преступления, однако причиняют существенный вред общественным отношениям.
Как свидетельствует практика, при расследовании и рассмотрении дел об административных правонарушениях уполномоченные на то органы (должностные лица) еще допускают серьезные ошибки (поверхностное установление обстоятельств дела, неправильная оценка собранных доказательств и т.д.), что приводит к ошибкам в квалификации деяний и необоснованному привлечению граждан к ответственности.
Одним из условий несоблюдения законности при этом является незнание или плохое знание должностными лицами и гражданами законодательных норм, регламентирующих их права и обязанности, в том числе и право на обжалование необоснованных постановлений по делам об административных правонарушениях.
В определенной степени подобные недостатки обусловлены недостаточной правовой культурой граждан Республики Беларусь. Поэтому в системе правовых мер, направленных на укрепление законности, усиление охраны прав, свобод и законных интересов граждан в процессе производства по делам об административных правонарушениях важная роль отводится воспитанию их правовой культуры на основе изучения действующего законодательства.
Однако не все граждане могут самостоятельно разобраться в сложных юридических вопросах, а в современный период практически отсутствуют общепопулярные издания по административной ответственности. В связи с этим мы посчитали вполне обоснованным подготовить настоящее учебное пособие. В нем в форме вопросов и ответов, доступным языком рассматриваются понятие административной ответственности, порядок задержания и доставления граждан, меры взыскания и порядок их исполнения, порядок обжалования -и опротестования постановлений по делу об административном правонарушении и конкретные составы административных правонарушений в области общественного порядка и управления, которые, по нашему мнению, наиболее распространены.
Тема курсовой работы – «Административные правонарушения против здоровья населения» на мой взгляд является довольно актуальной в виду специфики охраняемых административным законом общественных отношений в данной области. Здоровье населения – это важнейший индивидуальный и национальный ресурс. У каждого человека должны быть навыки и возможность делать здоровые выборы, что, в свою очередь, является одним из важнейших условий успешного развития всего общества.
Задача моей работы состоит в рассмотрении понятия, видов, общей характеристики правонарушений данного вида.
При подготовке работы основой исследования являлся диалектический подход к анализу, системный анализ, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы.
При написании работы использовались: Конституция Республики Беларусь, законодательные акты, материалы выступлений Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, а так же различные источники отечественных и зарубежных авторов, специальная литература посвященная данной проблеме.
1. Административное правонарушение: понятие, юридические признаки, состав
Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность
Административным правонарушением может быть деяние в виде:
1) оконченного административного правонарушения;
2) покушения на административное правонарушение (ст. 2.1 КоАП).
Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния.
Правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий (ст. 2.2 КоАП).
Покушением на административное правонарушение признается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
Административная ответственность за покушение на административное правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных ст. 2.3 Особенной части КоАП.
Как и любые другие правонарушения, административные правонарушения являются деяниями, т.е. совершаются путем действия (например, мелкое хулиганство, мелкое хищение) или бездействия (например, непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы).
Понятием деяния охватываются как действие (бездействие), та: и вредные последствия.
Административное правонарушение характеризуется рядом при знаков, таких, как:
- общественная опасность;
- противоправность;
- виновность;
- наказуемость.
Общественная опасность означает, что любой административный проступок, посягая на те или иные общественные отношения, причиняет им вред, нарушает их упорядоченность, согласованность, гармоничность и т. д. Общественная опасность деяния зависит от многих признаков: места, времени, способа совершения административного проступка, размеров ущерба, степени и формы вины и др.
Исходя из степени общественной опасности решается вопрос об отграничении административных проступков от преступлений. Для этого используются следующие признаки: наличие тяжких последствий; возможность наступления таковых; размер материального ущерба; неоднократность совершения правонарушения в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.
Противоправность означает, что государство, признавая то или иное деяние общественно опасным, устанавливает правовой запрет на его совершение. Противоправность деяния заключается в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действие, предписанное такой нормой.
Ряд статей КоАП содержит гипотезу (диспозицию) и санкцию правовой нормы, но чаще всего в Кодексе применяется отсылочная формулировка — «нарушение правил» (затем указывается, каких правил) и санкциям
Виновность означает психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному деянию (действию или бездействию), а также к наступившим последствиям. Никто не может быть признан виновным в совершении административного правонарушения, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана.
Наказуемость означает, что общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) может быть признано административным правонарушением только тогда, когда за его совершение законодателем предусмотрена административная ответственность. Тот факт, что законодатель за административное правонарушение предусмотрел административную ответственность, не исключает применения за такое деяние дисциплинарной ответственности к лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.
Соучастием в административном правонарушении признается умышленное совместное участие двух или более физических лиц в совершении административного правонарушения.
В зависимости оттого, был или не был предварительный сговор на участие в совершении административного правонарушения, соучастие можно классифицировать так.
- без предварительного сговора;
- с предварительным сговором.
Соучастие без предварительного сговора является наименее опасной формой соучастия. Такие соучастники заранее не согласовывают своих действий. Их совместное участие может быть установлено только в момент начала совершения административного правонарушения или в процессе его совершения [7, с. 208].
Соучастие с предварительным сговором является более опасной формой соучастия. Такие соучастники заранее договариваются о совместном совершении административного правонарушения. Однако это не означает, что все моменты совершения правонарушения должны быть оговорены между соучастниками. Предварительный сговор может касаться отдельных моментов совершения правонарушения. Например, при совершении мелкого хищения исполнитель заранее договорился с другим лицом (он будет выступать как пособник) о приобретении последним похищенных им предметов, ценностей.
Соучастниками административного правонарушения являются:
- исполнители;
- организаторы;
- пособники.
Исполнителем признается физическое лицо:
- непосредственно совершившее административное правонарушение, либо
- непосредственно участвовавшее в совершении административного правонарушения совместно с другими физическими лицами, либо совершившее административное правонарушение посредством использования других физических лиц, не подлежащих в силу закона административной ответственности.
Если два и более физических лица непосредственно принимают, участие в совершении административного правонарушения, то такой вид соучастия именуется соисполнительством.
Роли между участниками совершения административного правонарушения могут быть распределены, т.е. один может выступать как организатор, второй как пособник, третий как исполнитель.
Организатором признается физическое лицо:
- организовавшее совершение административного правонарушения, или
- руководившее совершением административного правонарушения.
Действия организатора могут быть различные. Это может быть руководство подготовкой: составление плана, распределение ролей между участниками, инструктаж, обеспечение орудиями и средствами совершения административного правонарушения и т.д. Это могут быть действия по руководству исполнителями в момент совершения правонарушения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8