Административные правонарушения против здоровья населения

9)      разглашение коммерческой или иной тайны (ст. 22.13),

влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке Требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

Вина - психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.

В ст. 3.2 КоАП раскрывается понятие умышленной вины, наличие которой необходимо во всех случаях привлечения лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, которое может быть совершено только умышленно.

В некоторых статьях Особенной части КоАП прямо указывается на умышленную форму вины. Это такие составы административных правонарушений, как: ст. 9.1 «Умышленное причинение телесного повреждения»; ст. 9.11 «Умышленные уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму»; ст. 10.9 «Умышленные уничтожение либо повреждение имущества»; ст. 18.1 «Умышленное блокирование транспортных коммуникаций»; ст. 23.35 «Умышленные повреждение или срыв печати (пломбы)» и др.

Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом (ст. 3.2 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее:

1)      сознавало противоправность своего деяния,

2)      предвидело его вредные последствия, и

3)      желало их наступления.

Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее:

1)     сознавало противоправность своего деяния,

2)     предвидело его вредные последствия,

3)     не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Осознание противоправности своего деяния означает, что лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, т.е. их незаконность. Например, к ответственности за заведомо ложное сообщение (ст. 17.6 КоАП) лицо может быть привлечено только в том случае, если оно сознавало, что передаваемое им сообщение заведомо ложное, т.е. факт, служащий основанием для принятия мер реагирования специализированными службами, не имел места, он данным лицом выдуман.

В ряде статей Особенной части КоАП содержится предостережение от совершения противоправных действий. Например, незаконный отказ в доступе к архивному документу (ст. 22.10 КоАП), непредставление документов, отчетов и иных материалов (ст. 23.16 КоАП) и др.

Умысел должен охватывать как предвидение последствий, так и желание, сознательное допущение их наступления или безразличное к этому отношение. Например, при совершении мелкого хищения имущества юридического лица (ст. 10.5 КоАП) лицо сознает характер противоправного деяния, предвидит его вредные последствия в виде материального'7ЩеРба юридическому лицу и желает их наступления. Цель виновного лица - незаконно обратить имущество юридического лица в свою собственность или в собственность других лиц.

Административным правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности (ст. 3.3 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее:

1)     предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но

2)     без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.

Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее:

1)     не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния,

2)     хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

При легкомыслии лицо не допускает возможности наступления последствий, рассчитывает на их предотвращение. Этот расчет делается как на основе собственных сил, знании, опыте, так и других лиц, сил природы и т.д.

При небрежности правонарушитель не предвидит возможности наступления вредных последствий. Такое поведение, как правило, связано с тем, что правонарушитель не задумывается над своими действиями и над тем результатом, к чему они могут привести.

Чтобы установить, должно ли данное лицо предвидеть вредные последствия, необходимо исследовать условия, в которых оно находилось, как в момент совершения правонарушения, так и до этого. Обязанность предвидеть результат своего деяния может быть обусловлена характером выполняемых обязанностей. Если лицо должно было предвидеть наступление последствий, необходимо установить, могло ли оно это сделать, учитывая его индивидуальные особенности, личные качества, жизненный опыт, образование, профессию, стаж работы, состояние здоровья, учет обстановки в момент совершения правонарушения и т. д.

От неосторожной формы вины необходимо отличать так называемый казус (случай), при котором лицо не несет административной ответственности. Для казуса характерно то, что лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия, наступившие в результате его деяния.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Вывод о субъективной стороне административного правонарушения делается на основе анализа всех признаков, приведенных в соответствующей статье особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Все составы административных правонарушений можно условно подразделить на:

формальные, и материальные.

Для формальных составов административных правонарушений достаточно совершения деяния (действия или бездействия), указанного в статье Особенной части независимо оттого, какие в результате этого наступили последствия.

Форма вины при совершении таких правонарушений устанавливается по отношению физического лица к противоправному деянию (ст.3.4 КоАП). Это означает, что умышленная форма вины будет тогда, когда лицо сознает противоправный характер своего действия (или бездействия), а неосторожная - когда лицо не сознает его противоправность, хотя должно было и могло это сознавать. К таким административным правонарушениям относятся, например: ст. 11 .26 «Незаконное использование деловой репутации конкурента»; ст. 11.46 «Нецелевое использование валютных средств»; ст. 16.8 «Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов» и другие.

В материальных составах административных проступков умышленная вина кроме осознания своего деяния включает также отношение правонарушителя к наступившим вредным последствиям. Предвидение вредных последствий выражает интеллектуальный момент умысла, а желание, сознательное допущение их наступления или безразличное к этому отношение - волевой. Необходимо, чтобы наступили последствия и между деянием и последствиями существовала причинная связь. Например: ст. 9.1 «Умышленное причинение телесного повреждения»; ст. 10.5 «Мелкое хищение»; ст. 15.51 «Загрязнение либо засорение вод» и др. Последствиями выступают нанесенный ущерб, вред.


2. Понятие, общая характеристика правонарушений против здоровья населения


К административным правонарушениям против здоровья населения в соответствии с главой 16 КоАП относятся:

-           посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 16.1);

-           сокрытие источника заражения венерической болезнью либо уклонение от обследования (ст. 16.2);

-           нарушение требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ст. 16.3); нарушение правил радиационного контроля (ст. 16.4);

-           - применение радиационного оборудования, не прошедшего контроля технических характеристик либо находящегося в неисправном техническом состоянии, в диагностических либо лечебных целях (ст. 16.5); нарушение правил и норм радиационной безопасности (ст. 16.6);

-           - выпуск либо реализация недоброкачественной продукции (ст. 16.7); нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (ст. 16.8);

-           вывоз из пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку (ст. 16.9).

Родовым объектом рассматриваемых правонарушений является совокупность близких между собой общественных отношений, создающих благоприятные условия в сфере охраны здоровья населения.

С объективной стороны часть правонарушений данной группы совершается путем действия (ст. 16.1 и др.), отдельные - путем бездействия (ст. 16.2 и др.) или как действия, так и бездействия (ст. 16.4 и др.).

Большинство правонарушений рассматриваемой группы относятся к правонарушениям с формальным составом, часть - с материальным составом (ст. 16.6).

В одних составах в качестве обязательного признака названо место совершения противоправных действий (ч. 2 ст. 16.3), в других совершение аналогичного правонарушения повторно в течение одного года после наложения административного взыскания (ч. 3 ст. 16.3).

Субъекты административных таможенных правонарушений - лица, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые, индивидуальные предприниматели, должностные лица.

В случае совершения деяния, предусмотренного ст. 16.4 «Нарушение правил радиационного контроля», 16.7 «Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции» повторно в течение одного года после наложения мер административного взыскания наступает уголовная ответственность по ст. 326 и ч. 1 ст. 337 УК соответственно.

Рассмотрим некоторые составы этих административных правонарушений против здоровья населения.


3. Юридическая характеристика составов отдельных правонарушений, образующих 16-ю главу особенной части Кодекса об административных правонарушений Республики Беларусь

административное правонарушение здоровье противоправность

Статья 16.1. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества

Посев или выращивание без цели сбыта или изготовления наркотических средств запрещенных к возделыванию растений либо культивирование без той же цели сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества, - влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты