Административные правонарушения против здоровья населения

На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части КоАП.

К специальным субъектам относятся лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (ч. 1 ст. 4.7 КоАП), индивидуальные предприниматели и юридические лица (ст. 4.8 КоАП).

Лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, несут ответственность за совершенные административные правонарушения на общих основаниях.

К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде:

исправительных работ, или административного ареста.

Что касается военнослужащих срочной службы, кроме исправительных работ и административного ареста, то применительно к этой категории лиц законодатель исключил также применение штрафа.

Исправительные работы и административный арест несовместимы с несением военной службы, а применение штрафа к военнослужащим срочной службы, которые находятся на полном государственном довольствии и на руки получают небольшую сумму денег, было бы абсурдным.

К физическим лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, относятся лица некоторых органов государственного управления, где необходима особая строгая дисциплина (воздушного, железнодорожного, водного транспорта и др.).

Физические лица, кроме вышеуказанных (ч. 1 ст. 4.7,КоАП), на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях.

Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель только в том случае, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. Так, например, в ст. 9.20 КоАП при сокрытии страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрено наложение штрафа на граждан в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти, а на юридическое лицо - от пятидесяти до ста базовых величин.

В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица.

Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП.

Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица.

Привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Статьей 4.8 КоАП определено юридическое лицо, привлекаемое к ответственности за совершенное административное правонарушение:

при слиянии нескольких юридических лиц;

при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу;

при разделении юридического лица иди при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц; при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида.

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических, лиц к. административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется психическим отношением правонарушителя к совершенному деянию и наступившим последствиям. Она включает вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он преследовал.

Мотив - это побуждения, которыми руководствовалось лицо при совершении административного правонарушения. В отдельных случаях мотив совершения правонарушения может быть признан как обстоятельство, отягчающее ответственность. Например, совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни (п. 6 ч. 1 ст. 7.3 КоАП). Однако мотив не является необходимым признаком состава каждого административного правонарушения. Как правило, только умышленные административные правонарушения совершаются мотивированно.

Ряд составов административных правонарушений в качестве признака субъективной стороны требует наличия цели, которую правонарушитель преследовал. Так, например, состав административного правонарушения ст. 23.3 КоАП «Вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении» требует наличия цели - воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или цели - добиться вынесения незаконного решения. Состав административного правонарушения ст. 12.12 КоАП «Лжепредпринимательство» требует наличия цели - получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность (ч. 3 ст. 4.3 КоАП).

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть:

не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия), или

руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания (ст. 4.4 КоАП).

Под невменяемостью понимается такое психическое состояние лица во время совершения противоправного деяния (действия или бездействия), которое дает основание исключить вину в качестве признака субъективной стороны административного правонарушения.

Лицо может быть признано невменяемым, если не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им.

В ст. 4.4 КоАП в общей форме указаны признаки психического заболевания, которые могут служить основанием для признания лица невменяемым и освобождения его от административной ответственности. К ним относятся:

хроническое или временное психическое расстройство;

слабоумие;

иное психическое заболевание.

Под хроническим психическим расстройством понимаются неизлечимые или трудноизлечимые психические заболевания, имеющие длительный характер, например эпилепсия, шизофрения и т.д.

Под временным психическим расстройством понимаются такие психические заболевания, которые протекают сравнительно быстро и заканчиваются, как правило, выздоровлением. Например, к временным психическим расстройствам относятся возникшие в результате тяжелых психических потрясений реактивные состояния, патологическое опьянение и др.

Под иными психическими заболеваниями понимают различные заболевания, которые сопровождаются тяжелой формой психического расстройства. К ним относятся: некоторые формы психопатии, душевные расстройства, сопровождающие инфекционные заболевания, и др.

Установление какого-либо да признаков психического заболевания может быть медицинским критерием для вывода о невменяемости лица. Однако такой признак не предопределяет решение о невменяемости лица, совершившего противоправное деяние, так как степень душевного расстройства не всегда достигает такого состояния, когда лицо не может сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им.

Юридический критерий невменяемости основан на установлении такого психического расстройства, слабоумия или психического заболевания, которое лишает возможности лицо сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им.

Если лицо не сознает фактический характер и противоправность своего действия (бездействия), оно и не может руководить им. Вместе с тем возможность сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) не исключает того, что воля лица может быть ослаблена и оно не может руководить своими действиями в силу болезненного влечения. Например, непреодолимое влечение лиц, страдающих клептоманией, к кражам.

Решение о невменяемости лица, совершившего противоправное деяние, принимается на основе исследования медицинского (заключение эксперта) и юридического критериев (другие материалы дела).

Лицо, совершившее противоправное деяние в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности. Это значит, что если невменяемость лица, совершившего противоправное деяние, была установлена при возбуждении дела об административном правонарушении, то дело не возбуждается. Если невменяемость лица была установлена в ходе расследования или при принятии решения по делу, то дело должно быть прекращено. Решение о невозбуждении и прекращении дела об административном правонарушении при возбуждении и расследовании дела принимает орган (должностное лицо), уполномоченный возбуждать и расследовать дела об административных правонарушениях (составлять протоколы). Решение о прекращении дела при принятии решения по делу принимает орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях.

Деяния, содержащие признаки административных правонарушений:

1)      умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1);

2)      клевета (ст. 9.2);

3)      оскорбление (ст. 9.3);

4)      отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6);:

5)      присвоение найденного имущества (ст. 10.6);

6)      причинение имущественного ущерба (ст. 10.7);

7)      уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (ст. 10.8);

8)      умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты