В Словакии никто не имеет право сверх норм, установленных законом, создавать угрозу или наносить ущерб окружающей среде и природным ресурсам. В Литве законом запрещается истощать землю, ее недра, воды, загрязнять воды и воздух, оказывать радиационное воздействие на окружающую среду, а также обеднять растительный и природный мир.
В Эстонии каждый обязан возмещать нанесенный им окружающей среде ущерб. Для установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих безопасность населения, законодательно нормировано качество окружающей природной среды. В связи с этим очень важно соблюдение производителями сельскохозяйственной продукции предельно допустимых норм применение минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве. От этого во многом зависит состояние здоровья населения.
Конституционные обязанности граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, конкретизируются в нормативно-правовых актах каждого отдельно взятого государства. Так в ст. 12 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 26.12.2001 г., закреплено, что граждане обязаны принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения. [31]
По мнению Заславской Л.А., участие граждан в охране окружающей природной среды возможно не только путем непосредственного добровольно выполнения работ по охране природы, но и путем внесения средств во внебюджетные государственные экологические фонды и в общественные фонды окружающей среды. Указанные фонды расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. [58]
Однако, в большинстве Европейских стран основные полномочия по сбережению природных ресурсов, по обеспечению экологических прав граждан предусматривается за государством и в ряде случаев подробно конкретизируются. В ряде стран значение природных благ поднято до уровня преамбул в основных законах и носят достаточно общий, но и концептуальный характер. По Конституции Чехии 1992 года граждане … полны решимости сообща беречь и развивать полученное в наследство природное и культурное, материальное и духовное богатство. [64, c.312] Еще ранее, 1991 году принимая Хартию основных прав и свобод, Чешский и Словацкий национальные советы «осознавали свою долю ответственности перед будущими поколениями за судьбы жизни на Земле…». [41, c.93]
К высшим ценностям конституционного строя Республики Хорватии отнесены свободы, равенство, национальное равноправие, миротворчество социальная справедливость, уважение прав человека, неприкосновенность собственности, охрана природы и окружающей среды, верховенство права и демократическая многопартийная система. В Хорватии граждане, государственные, публичные и хозяйственные органы и объединения должны в пределах своих полномочий проявлять особую заботу о защите здоровья людей, природы и окружающей среды.
В Словении законом устанавливаются условия использования природных богатств. Государство заботится об охране окружающей среды; в этих целях закон устанавливает условия и порядок осуществление хозяйственной и иной деятельности. Животные защищены законом от истязания. Государство и местные сообщества заботятся о сохранении природного и культурного наследия. В целях целесообразного использования земель устанавливаются особые условия их эксплуатации; законом устанавливается особая защита сельскохозяйственных угодий.[42, c.212]
3.3 Политика Европейского союза в области эколого-правового статуса граждан
Экологическая политика Европейского сообщества и право окружающей среды ЕС существуют и развиваются на протяжении последних тридцати лет. Развитие правового регулирования этой сферы отношений сегодня проходит по трем магистральным направлениям:
–создание и обеспечение функционирования организационного механизма охраны окружающей среды (нормирование окружающей среды на уровне Сообщества, введение единых правил оценки воздействия на окружающую среду, сбор и обработка экологической информации, а также мониторинг окружающей среды через Европейское агентство по окружающей среде, экологическая сертификация Сообщества, экологический менеджмент и экологический аудит);
–создание и развитие экономического механизма охраны окружающей среды (система финансирования экологических мероприятий «LIFE», «зеленые» налоги Сообщества по энергетике, поддержка системы «депозита-возврата» в государствах-членах);
– становление механизма защиты экологических прав.
Последнее является одной из наиболее существенных современных тенденций в развитии экологического законодательства ЕС и представляется закономерным итогом деятельности Европейского сообщества по улучшению качества окружающей среды и достижению высокого уровня ее защиты.[61, c.58]
Само понятие экологических прав граждан можно разделить на три широкие категории. Прежде всего, это права из области публичного права: право на судебную защиту от действий экологических нарушителей, право оспаривать в суде действия правительства – locusstandi, а также процедурные права, такие как доступ к информации и право на участие в принятии решений в области охраны окружающей среды (участие в оценке воздействия на окружающую среду и др.).
Во-вторых, это права из области частного права: право на судебную защиту при непосредственном причинении вреда истцу и право применения положений ограничительных соглашений. Очевидно, что некоторая путаница между экологическими правами, происходящими из частного и публичного права, спровоцировала дебаты о том, в какой степени природоохранные нормы могут иметь прямое действие в европейском праве окружающей среды.
Третью категорию составляют права, обычно включаемые в перечень основных прав или в т.н. «стандарт» прав человека, такие как право на благоприятную окружающую среду или право на информацию об окружающей среде. [79, c.55]
Евросоюз определил экологические проблемы в качестве приоритетного направления своей политики. В законодательстве государств — членов Европейского Союза не обособляются экологические права граждан в качестве фундаментального права, однако, закрепляются прямо либо косвенно в конституциях либо иных нормативных актах. [61]
На современном этапе развития экологической деятельности и компетенции Европейского Союза, правовую основу осуществления политики Сообщества в области окружающей среды закладывают положения Договора о Европейском сообществе 1957 г. Этому посвящен раздел XIX Договора о ЕС «Окружающая среда», ст. 174–176.
Защита окружающей среды является одной из важнейших целей Европейского сообщества. Амстердамский договор 1997 г., внесший очередные изменения в содержание учредительного договора Сообщества, закрепил в тексте Договора о ЕС также принцип экологической ориентированности деятельности ЕС (ст. 6). Этот принцип подразумевает интеграцию целей (ст.174(1)) и принципов экологической политики ЕС (ст. 174(2)) в осуществление других политик Сообщества (сельское хозяйство, транспорт, общий рынок, региональная политика и др.) [79, c.65]
Согласно этому принципу («принципу экологической ориентированности») любая деятельность организации должна осуществляться с учётом потребностей окружающей среды и содействовать устойчивому развитию. Таким образом, Европейское сообщество подчёркивает приверженность концепции устойчивого развития, которая является официальной стратегией ООН, провозглашенной на Конференции по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро.
Важнейшей составляющей концепции устойчивого развития является обеспечение прав человека, и в особенности прав нового поколения – экологических прав[61, c.56]. К таким правам относятся: право на благоприятную окружающую среду, право на информацию об окружающей среде, право на участие в принятии экологических решений, право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, право на доступ к правосудию по экологическим делам. Как справедливо подчеркивает российский правовед, профессор Бринчук М.М.: «В контексте устойчивого развития в праве окружающей среды должен быть решен ряд задач, направленных на обеспечение соблюдения экологических прав граждан… Серьезнейшей задачей является также создание механизмов защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, признания экологических прав будущих поколений и создания механизмов их защиты». [44, c.23]
В общих чертах можно утверждать, что ситуация с экологическими правами в Европейском Сообществе соответствует требованиям Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Оргусской конвенции 1998 г.
При этом, как уже было упомянуто выше, право Европейского Союза напрямую не закрепляет права на благоприятную (здоровую) окружающую среду. Однако, как правильно замечает Третьякова А.А., «фундаментальное экологическое право на благоприятную (здоровую) окружающую среду закреплено а конституциях ряда рассматриваемых государств»[85, c.52]. Следовательно, право на благоприятную окружающую среду относится к общим конституционным традициям государств-членов, которые «уважаются» Европейским Союзом в качестве «общих принципов права», в соответствии со ст. 6 Договора о Европейском Союзе 1992 г. Таким образом, по нашему мнению, можно говорить о косвенном признании права на благоприятную окружающую среду Европейским Союзом.
Важнейшим из принятых в рассматриваемой области нормативных актов европейского права является Директива 90/313/ЕЭС о свободе доступа к информации об окружающей среде от 7 июля 1990 г. [34] Эта директива была принята с целью обеспечить свободу доступа и распространения экологической информации, имеющейся в распоряжении органов власти, а также определить пределы доступности такой информации.
Статья 3 Директивы 90/313/ЕЭС обязывает государства-члены делать доступной информацию о состоянии окружающей среды для любого лица (физического или юридического) независимо от его государственной принадлежности. При этом в п. 2 ст. 3 даётся перечень той экологической информации, которая по усмотрению государств-членов может не быть предметом доступа общественности (информация, затрагивающая международную и государственную безопасность, составляющая коммерческую или личную тайну и т.п.), что несколько ослабляет обязывающий характер статьи.[34]
Совсем недавно управление качеством окружающей среды признавалось проблемой исключительно государственной власти, проблемой принятия законов и контроля за их выполнением. В настоящее время все более значимой признается роль общественности, отдельных граждан в деле охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Общественность осознает негативные последствие загрязнения окружающей природной среды, вынуждает политиков принимать этот факт во внимание и учитывать в своей деятельности. В странах Евросоюза участие общественности неразрывно связано с процессами демократизации, закреплено в правовых документах, в Конституции. Принцип участия общественности закреплен в декларации РИО. На третьей общеевропейской конференции министров охраны окружающей природной среды (София, 1995) были приняты Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды. На четвертой конференции министров охраны окружающей природной среды «Окружающая природная среда для Европы», состоявшейся в 1998 г., принцип участия общественности получил дальнейшее развитие. [42, c.275]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12