1. право на участие в обсуждении проектов законодательных актов, материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно повлиять на состояние окружающей природной среды, и внесение предложений государственным и хозяйственным органам, учреждениям и организациям по этим вопросам;
2. право на участие в разработке и осуществимые мероприятий по охране окружающей природной среды, рациональному и комплексному использованию ресурсов;
3. право на осуществление общего и специального использования природных ресурсов;
4. право на объединения в общественные природоохранные формирования;
5. право на участие в проведении общественной экологической экспертизы;
6. право на получения экологического образования;
7. право на обращение в суд с иском к государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие отрицательного влияния на окружающую природную среду.
В совокупности предоставленных гражданам экологических прав основополагающим является право на безопасную окружающую природную среду, все другие экологические права граждан связанные с его реализацией, направлены на его обеспечение или защиту. Например, право на участие в обсуждении материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно повлиять на состояние окружающей среды, или участие в проведении общественной экологической экспертизы имеют целью предупредить загрязнение окружающей среды. Право граждан на получение в установленном порядке полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее влияние на здоровье населения, или право граждан обращение в суд с иском о возмещении вреда, причиненного их здоровью вследствие отрицательного влияния на окружающую природную среду, имеют цель обеспечить это право или судебную защиту в случае его нарушения. Однако, в законодательстве не выделено главенствующее значение права на безопасную окружающую природную среду, что, на наш взгляд, является ошибкой. Поэтому при закреплении экологических прав граждан в законодательстве, необходимо сделать акцент на том, что право на безопасную окружающую природную среду является основополагающим, а все остальные права производны от него.
В отличие от международно-правовых актов, где предусмотрена «среда, которая разрешает вести достойную и цветущую жизнь», или «жизнь в гармонии с природой», или в отличие от законодательства других государств, которые закрепили в законодательстве право на благоприятную окружающую среду, граждане Украины, согласно законодательству, имеют право на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду. Все эти вопросы нуждаются в определении критериев: какую среду можно считать благоприятной или безопасной для жизни и здоровья? На этот вопрос ни в международно-правовых актах, ни в законодательстве Украины нет четкого ответа. Конечно, обеспечение благоприятной окружающей природной среды — более сложная задача, чем обеспечение безопасной для жизни и здоровья среды.
«Благоприятная среда — это такая среда, которое положительно влияет на состояние здоровья людей и биологические процессы функционирования живых организмов» — считает. Безопасная же для жизни и здоровья окружающая природная среда — это такая среда, которая не влияет отрицательно на состояние здоровья людей, не превышает установленных в законодательстве нормативов экологической безопасности. Получается, что граждане Украины имеют право жить в окружающей природной среде, которая допустима для жизни, в отличии от граждан других государств, которые имеют право жить в природной среде, которая благоприятна для жизнь в биологическом смысле. Такое положение вещей существенно ущемляет граждан Украины в правах человека, принятых на международном уровне и признанных другими государствами. С целью повышения экологического статуса граждан Украины до уровня международно-принятого необходимо признать право не только на безопасную, но и на благоприятную окружающую природную среду.
Определение права на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и ее влиянии на здоровье людей также имеет существенный недостаток – ограничение на предоставление информации, составляющей государственную тайну. Данную проблему разрабатывала в своих работах Сурилова О.О. Она считает, что общей проблемой является определение информации, которая подлежит оглашению, а также противоречие между обязанностью предоставить как можно более исчерпывающую информацию и необходимостью сохранения государственной тайны, охраной частных интересов. Мы полностью поддерживаем мнение автора, так как в любом демократическом государстве человек и его права признаны вышей ценностью, а сокрытие экологической информации является нарушением его прав. Более того, сокрытие экологической информации может привести к нарушению права граждан на безопасную окружающую среду, в том случае если эта информация касается нарушений нормативов безопасности окружающей среды. Хотелось бы отметить так же, что экологическая безопасность какого-либо государства касается не только этого государства, но и всей планеты. Природа взаимосвязана в своих явлениях, и если, к примеру, в одной стране произойдет загрязнение грунтовых вод, то в другой стране, где эти воды выходят на поверхность, может произойти экологическая катастрофа. Именно так произошло в 1986 году, когда случилась катастрофа на Чернобыльской атомной станции – пострадали не только граждане Украины, но и ближнего зарубежья, когда в их странах прошли радиационные дожди, или в результате перемещения воздуха повысился уровень радиации на их территориях. Поэтому, на наш взгляд, необходимо снять ограничения на доступ к экологической информации составляющей, государственную тайну, или в крайнем случае минимизировать данное ограничение.
Несмотря на то, что практически во всех законодательных актах предусмотрено участие общественности в принятии экологических решений, отсутствует прописанный механизм или процедура такого участия.
В настоящее время реальная возможность участия общественности в системе экологического регулирования и реализации экологических прав граждан оценивается как недостаточные. Существующие возможности для общественного участия носят неоднозначный характер. Они обеспечивают очень позднее и очень ограниченное участие общественности. Имеющие место случаи общественного участия обязаны своим существованием скорее настойчивости активных общественных экологических организаций, чем государственной политике привлечения общественности к принятию экологически значимых решений. Участие общественности в принятии решений на проектной стадии происходит только в отношении тех объектов, скрыть информацию по которым заказчику не удалось, либо если госслужбы находятся в состоянии конфликта с заказчиком и нуждаются в общественной поддержке. Такое положение дел является нарушением права граждан на участие в принятии решений, связанных с негативным влиянием на окружающую среду. Для минимизации нарушений данного права необходимо, чтобы принятие решений, связанных с негативным влиянием на окружающую среду, было возможно только с участием и с позитивной оценкой граждан, интересы которых прямо затрагивает принятие этого решения.
Отсутствие в Украине широкой судебной практики по защите экологических прав обусловлено двумя основными моментами, а именно:
– не знание гражданами своих экологических прав, и в том числе о возможности их судебной защиты, а также отсутствие уверенности в ее эффективности;
– отсутствие у судей опыта и практики рассмотрения дел данной категории, отсутствие необходимого информирования судей о механизме реализации экологических прав.
При отсутствии механизма реализации экологические права теряют свое значение для граждан и становятся лишь номинально провозглашенными. Как видим, экологические права, несомненно, связаны друг с другом. Например, право на участие в принятии решений, связанных с негативным влиянием на окружающую среду, во многом зависит от наличия информации о необходимости принятия данного решения, которая предоставляется гражданам на праве свободного доступа к экологической информации. Судебная защита экологических прав граждан возможна при развитом механизме реализации этих прав. Если судья не имеет представления о том, как реализуется на практике право граждан на участие в принятии решений, связанных с негативным влиянием на окружающую среду, он не сможет должным образом защитить это право. Такое положение дел наталкивает на необходимость четко регламентировать экологические прав граждан и определить механизм их реализации.
Свои сложности имеются и в регулиовании экологических обязанностей граждан. В Конституции закреплена основная экологическая обязанность каждого — не причинять вреда природе, культурному наследию, возмещать причиненные убытки. Исполнение данной обязанности заключается в пассивном поведении граждан – в не совершении действий, которые могли бы причинить вред природе. Такая позиция Украины, на наш взгляд, отличается от точки зрения Организации Объединенных Наций (ООН), изложенной в Стокгольмской декларации, где сказано: «охрана и улучшение окружающей человека среды для нынешнего и будущих поколений стали важнейшей целью человечества, целью, которая должна быть достигнута совместно и в соответствии с установлениями и основными целями мира и международного сотрудничества». Названная позиция ООН предусматривает, прежде всего, активные действия по улучшению, охране природы, то есть поведение граждан, которое привносило бы в природу нечто, улучшающее ее состояние и способствующее ее сохранению. Предусмотренная п.1.ст.12 Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» обязанность граждан Украины беречь природу, охранять и рационально использовать ее ресурсы в соответствии с требованиями законодательства в полной мере не отражает стремление Украины обязать своих граждан к совершению активных, общественно полезных действий по сохранению и улучшению окружающей природной среды, как это сделали другие государства, преследуя цели, провозглашенные Стокгольмской декларацией ООН.
Обобщая сделанные выводы, хотелось бы отметить, что в целом законодательство определяет экологический статус граждан по средствам закрепления прав и обязанностей в сфере защиты и охраны окружающей природной среды, однако, эти права и обязанности требуют законодательного определения терминов и значительных дополнений для раскрытия их значения и сущности, а также механизмов реализации. На наш взгляд, этот вопрос можно решить путем принятия соответствующего нормативного акта, который бы носил не только концептуальный, но и практический характер. Таким актом может стать Концепция экологического статуса граждан Украины. Для разработки данного документа необходимо создать рабочую группу не только из специалистов Украины по экологическому праву, но и специалистов общественных негосударственных экологические организаций. В Концепции обязательно должны содержатся понятия экологических прав и обязанностей граждан, она должна содержать перечень всех экологических прав Украины с указанием главенствующей роли права на безопасную и благоприятную окружающую природную среду. Экологические обязанности должны основываться на общей цели сохранениея и улучшения состояния окружающей среды. Так же должен быть четко прописан механизм реализации каждого экологического права и обязанности. Концепция может содержать и другие положения по охране окружающей среды, прав и обязанностей гражданина. Главное, чтобы при ее разработке учитывались научные разработки отечественных ученых, мировой опыт и практика, а также нормы международного экологического сотрудничества.
Список использованной литературы и первоисточников
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Украины: принятая на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года. // Ведомости Верховной Рады. – 1996. - № 30.- Ст.141
2. Гражданский кодекс Украины от 16.01.2001г.: Комментарий (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1.09.2004г.). – Т.1 – Х.: ООО «Одиссей», 2003. – 832 с..
3. Земельный кодекс Украины от 25.10.01 г.// Ведомости Верховной Рады Украины, 2002, № 3-4, ст. 27
4. Лесной кодекс Украины от 21.01.99 г.// Ведомости Верховной Рады Украины, 1999, № 36, ст. 340
5. Водный кодекс Украины от 06.06.95 г.// Ведомости Верховной Рады Украины, 1995, № 24, ст.189
6. Кодекс о недрах от 27.07.94 г.// Ведомости Верховной Рады Украины, 1994, № 17, ст. 99
7. Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91. г. // Ведомости Верховной Рады Украины, 1991, № 41, ст.546.
8. Закона Украины «О правовом статусе территории, которая подверглась радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» от 27.02.1991 // Ведомости Верховной Рады Украины, 1992, № 137, ст. 177.
9. Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16 октября 1992 г. // Ведомости Верховной Рады Украины, 1992, № 52, ст.142
10. Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года // Голос Украины, 1994, 04, (08.04.1994) №65
11. Закон Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» от 9 февраля 1995 г.// Ведомости Верховной Рады Украины, 1995, № 12, ст. 81.
12. Закон Украины «Об экологической экспертизе» от 9 февраля 1995 г. // Ведомости Верховной Рады Украины, 1995, № 8, ст. 54.
13. Закон Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» от 30 июня 1995 г. // Ведомости Верховной Рады Украины, 1995, № 27, ст. 198.
14. Закон Украины «Об информации» от 2 октября 1992 г.с изменениями и дополнениями: ЛГIАБiзнесIнформ, 2004.
15. Закон Украины «Об объединении граждан» от 2.09.1992 г.// Ведомости Верховной Рады. – 1992. - № 34.- Ст.504
16. Закон Украины О животном мире: Закон Украины от 13.12.2001 г.// Ведомости Верховной Рады Украины, 2002, № 14, ст.97.
17. Закон Украины «Об обращениях граждан» от 2.10.1996 г. с изменениями и дополнениями на 20.01.2005 г.: ЛГIАБiзнесIнформ, 2004.
18. Про інформування громадськості з питань, що стосуються довкілля. Постанова Верховної Ради України від 04.11.2004г.// Відомості Верховної Ради України, 2005, № 2, ст. 27.
19. О судебной практике по делам о возмещении морального (неимущественного) вреда. Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 31 марта 1995 г. // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Украины. К., С. 32.
20. Про затвердження Положення про щоквартальне інформування населення через ЗМІ про об’єкти, які є найбільшими забруднювачами навколишнього природного середовища: Приказ Міністерства охорони навколишнього природного середовища від 01.11.2005 р.// Офіційний Вісник України, 2005, № 51, ст. 3223.
21. Про затвердження Положення про участь громадськості у прийнятті рішень у сфері охорони довкілля // Офіційний Вісник України, 2004, № 6, ст. 357.
Международные нормативно-правовые акты:
22. Стокгольмская декларация ООН по окружающей среде (1972): #"#">www.garant.ru/laws/09.pht
33. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.92 г.(с изменениями на 2.08.04 г.): #"#">www.garant.ru/laws/21.pht
34. Директива ЕС № 90/313 от 7.07.1990 г. «О свободе доступа к информации об окружающей среде»: #"#_ftn17" title="">[OJ 1996 L 2578/26]
36. Директива ЕС № 85/337 от 27.06.1985 г. «Об оценке влияния определенных публичных и частных проектов на окружающую среду»: #"#">www.ekopravo.kiev.ua/aarhus
54. Дмитренко І.А. Екологічне право України. Підручник. – 2-е вид. – К.: Юрінком Інтер, 2001. – 314 с.
55. Дрейер О.К., Лось Б.В., Лось В.А. Экологические проблемы развивающихся стран. — М.: Наука, 1983.
56. Дубовик О.Л. Экологическое право. – М.: Проспект, 2003. – С.190
57. Дубовик О.Л., Л. Кремер. Экологическое право ЕС // Государство и право. — 2001. — № 1. — С. 113-117.
58. Заславская Л.А. Комментарий к ст. 58 Конституции РФ: #"#">www.az-desing.ru
59. Екологічне право України: Підручник для студентів юрид. вищ. навч. закладів / за ред. В.К. Попова та А.П. Гетьмана. – Харків: Право, 2001.
60. Калиниченко П.А. Совершенствование механизма экологических прав в Европейском Союзе // Журнал «Европа», № 2 (36), февраль 2004, спец. Выпуск «Экология и экономика». – с. 7
61. Калиниченко П.А., Рациборинская Д.Н. Защита экологических прав в законодательстве Европейского Союза // Экологическое право, № 2, 2003. – С.55 -60.
62. Клинов В.В. О понятии экологических обязанностей граждан // Экологическое право. № 3, 2005. – С. 21
63. Козырин Н.А. Природоохранные вопросы предпринимательской деятельности // Хозяйство и право – 1997. – № 6. – С.23
64. Конституции государств Европейского Союза. — М.: Изд. группа Инфра М-Норма, 1997. – 430 c.
65. Крассов О.И. Экологическое право. – М.: Норма, 2004. – С.204.
66. Кравченко С.М., Андрусеви А.О., Бонайн Дж.Е. Актуальні проблеми міжнародного права навколишнього середовища: Підручник / За ред. С.М. Кравченко. – Л.: Вид.центр ЛНУ, 2002. – С.74.
67. Кузнецова Н.В. Экологическое право. Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000 – 221 с.
68. Малашенко М.І. Основи екологічного права України. навч. посібник. – К.: МАУП, 1999. – 146 с.
69. Малеина М.Н. Содержание и осуществление личных неимущественных прав граждан: проблемы теории и законодательства // Государство и право, 2000. – № 2. – С.21
70. Малышева Н. Р. Гармонизация экологического законодательства в Европе. — К, 1996.
71. Медоуз Д., Медоуз Д., Рандерс Й. За пределами роста: Пер. с англ. — М.: Прогресс «Пангея», 1994. — 303 с.
72. Минченко Евгений. Как защитить экологические права граждан // Part.org.ua
73. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т.1. – С.430
74. Общая теория прав человека /Под ред. Е.А. Лукашевой. М.: Норма,1996. – С.470
75. Основи конституційного права України / За редакціею академіка АПрН України, професора Копейчикова В.В. – К.: Хрінком, 1997. – 208 с.
76. Петров В.В. Экологическое право и реальность // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1990. № 3. – С.12
77. Петров В. В. Экологическое право России. — M.: БЕК, 1995.
78. Пицунова О. Реализация экологических прав граждан и роль общественных организаций / Выступление на международной научно-практической конференции «Права человека: пути их реализации» 8- 10 октября 1998г. Саратов.
79. Рациборинская Д.Н. Защита экологических прав в законодательстве Европейского сообщества // Экологическое право № 2 2003. – 187 c.
80. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. – 704 С.
81. Стек С., Звкп К. Ван дер, Кравченко С., Большакова М. Екологічні права громадян: як їх захистити за допомогою закону. – К.: Ін форм. Агентство «Ехо-восток», 1997. – С.230.
82. Сурилова О.О. Сравнительное экологическое право: Учебное пособие.- Одесса: Юридическая литература.2001. – 104 С.
83. Сурілова О.О. Порівняльне екологічне право: Навчальний посібник. – Одеса: Юридична література, 2005. – 104 с.
84. Сурiлов О.В., Плотнiкова О.О. Сучаснi проблеми екологiчного права: До вiзиту в Одеський университет проф. Регенсбурзького унiверситету Г. Зоеля в жовтнi 1993 р. — Одеса: Астропривт, 1995.
85. Третьякова А.А. Понятие экологических прав граждан по законодательству стран — членов Европейского Союза // Экологическое право. — 2002. -№1.-C. 51-57.
86. Шешученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. – К.: 1990 г. – С.20-22.
87. Экологическое право России / Под ред. В.Д. Ермакова и А.Я. Сухарева. – М., 1997.С. 270.
Судебная практика
88. Решение Европейского суда по правам человека. Фадеєва против Росии. Секретариат Европейского суда по правам человека : http:// www.echr.coe.int
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12