Эколого-правовой статус гражданина

Термины «личность», «человек», «гражданин», «лицо» используются Конституцией и законодательством. В социальном плане они обозначают членов общества. В политическом плане, в соответствии с Конституцией, личность выступает в качестве гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина, беженца или вынужденного переселенца. Правовой статус лица без гражданства, иностранного гражданина — самостоятельные категории, однако, учитывая то, что они формируются на основе правового положения гражданина определенного государства, целесообразно говорить о правовом положении личности в целом. Понятия «правовой статус личности» и «правовое положение личности» равнозначны. [80, c.410]

Правовое положение человека и гражданина, как в целом, так и в отдельности, обусловливается особенностями социального статуса, существующего в данный период развития общества и государства. Социальный статус личности зависит от сущности социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует. На него влияют множество факторов. Основными из них являются труд и собственность как основа формирования гражданского общества. В перспективе труд (создающий для каждого достойный общественному прогрессу стандарт жизни) и собственность (развивающаяся и приумножающаяся в многообразии форм и видов) будут определять место и роль человека в обществе, его социальный и юридический статус.

Правовой статус личности отражает юридическое закрепление достигнутого обществом объема свободы личности. Он базируется на современном учении о свободе, в основе которого лежат идеи:

1. Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав является главной обязанностью государства.

2. Свобода личности состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другой личности.

3. Границы свободы могут быть определены законом, который соответствует праву, а право является мерой свободы.

4. Ограничение прав возможно исключительно с целью содействия достижению общего благосостояния в демократическом обществе.[73, c.230]

Личность становится субъектом права не автоматически. Она признаётся таковой законами государства и, прежде всего, его конституцией. Для успешного реформирования общества и государства в демократическом направлении необходимо, чтобы правовой статус личности был юридически чётким, вбирающим в себя общечеловеческие достижения в области прав человека.

В трактовке правового статуса личности нет единства среди ученых. Нередко в его структуру вводятся, кроме прав, свобод, обязанностей, ещё и гражданство, законные интересы, гарантии [74, c.320]. Указанные категории являются либо предпосылками правового статуса, либо его условиями, сопутствуют ему, примыкают к нему, но не составляют его структуру Известно, что интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства. Как категория внеправовая или «доправовая», интерес закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в принципах права. Он способствует формированию правовой установки личности. Выделение законного интереса возможно в качестве элемента структуры социального, а не правового статуса.

Гражданство как определенное политико-юридическое состояние является предпосылкой обретения индивидом правового статуса гражданина конкретного государства в полном объеме. Оно определяет формирование правового положения личности и особенностей конституционных основ его статуса.

Гарантии реализации прав и обязанностей существенно влияют на содержание и социальное значение правового статуса личности. Без создания государством условий для осуществления прав, свобод, обязанностей они останутся «заявлениями о намерениях». Однако, общесоциальные (экономические, политические, идеологические и др.) и специально-социальные (юридические) гарантии являются факторами реализации правового статуса личности, а не элементами структуры его системы.

Имеются разные подходы к вопросу о соотношении правосубъектности и правового статуса: одни ученые считают правосубъектность предпосылкой правового статуса, другие склонны включать её в правовой статус в качестве структурного элемента, третьи — определяют правосубъектность как более объемную категорию, вбирающую в себя правовой статус.[75, c.324]

Правосубъектность (праводееспособность) относится к условиям обретения правового статуса, ибо она заключена в способности лица иметь права, исполнять обязанности, нести ответственность. Однако, этим её назначение не исчерпывается. Без правосубъектности невозможно определить правовой статус физического и юридического лица: специальная правосубъектность влияет на специальный статус, а индивидуальная правосубъектность в значительной степени характеризует индивидуальный статус. Правосубъектность способствует установлению отличия правового статуса от иных социальных статусов личности — экономического, политического, этнического и др.

Термин «правосубъектность» применяется к субъектам права — участникам правоотношения. Термин «правовой статус» используется для характеристики правового положения лица в целом. Предполагая наличие правосубъектности, правовой статус лица является своего рода инструментом, который систематизирует нормы о субъекте права (его права, свободы, обязанности, ответственность) и приводит их в устойчивое состояние. Поэтому правосубъектность как важный «опорный» институт (фундамент) обретения правового статуса физическим либо юридическим лицом может быть включена в состав правового статуса.

Правовой статус гражданина, иностранца или лица без гражданства непосредственно выражает его правосубъектность, которую, как записано во Всеобщей декларации прав человека ООН, обязаны признавать все государства. Он включает в себя основные неотчуждаемые права человека, которые, как правило, закреплены в конституции демократического государства.

Юридическая ответственность также является элементом правового статуса, который особенно обнаруживается при анализе специального статуса должностного лица. Вторичность юридической ответственности по отношению к субъективной юридической обязанности не исключает необходимости рассматривать её в качестве структурного элемента правового статуса.

Структура правового статуса личности может быть представлена в виде следующих элементов:

·        права:

·        свободы:

·        обязаности

·        ответственность (имеет вторичный характер — реализуется в результате совершенного правонарушения или в связи с невыполнением компетенции либо превышением её объёма. В последнем случае речь идёт о правовом статусе должностного лица. [79, c.521]

Правовым статусом обладает любое лицо, обособленные группы лиц, а также совокупность всех лиц в обществе в целом — гражданское общество (народ).

Правовой статус бывает следующих видов:

Общий – статус лица как гражданина государства, который закреплен в Конституции и конституционных законах. Он является общим, обобщенным и одинаковым для всех независимо от национальности, религиозных убеждений, социального положения; характеризуется стабильностью и определенностью; предусматривает равенство прав и обязанностей граждан, равенство их перед законом; является базовым для всех остальных; служит основой для приобретения конкретных субъективных прав, возложения обязанностей и несения ответственности.

Специальный – статус лица как представителя той или иной социальной группы, обособленной по определенному юридико-значимому началу (роду деятельности, возрасту и др.), который наделен в соответствии с законами и иными нормативными актами специальными, дополнительными, правами и обязанностями. Он обусловлен особенностями положения лица и потребностями его функциональной специальной активности (студент, пенсионер, военнослужащий, должностное лицо и др.); является общим для определенного круга лиц. Специальный статус дополняет (статус депутата) или ограничивает (статус рецидивиста) общий правовой статус, т. е. корректирует его. В отличие от общего статуса, который является постоянным, специальный статус имеет приходящий характер.

Индивидуальный – статус лица как индивидуума, представляющий собой персонифицированные права и обязанности в их конкретных, естественных и приобретенных способностях и особенностях (пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, религиозные убеждения и т.п.). Он отличается подвижностью: изменяется в соответствии с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.[80, c. 418]

Получается своего рода «матрёшка», состоящая из трёх видов статусов у одного субъекта права. Они наслаиваются друг на друга и на практике неразделимы. В основе всех статусов находится статус человека (в соответствии с международными правами человека). Общий правовой статус у всех граждан — один, специальных статусов (разнообразных) — много, индивидуальных — столько, сколько лиц проживает в государстве.

Правовое положение конкретного физического лица может рассматриваться как сумма общего, специального и индивидуального статусов, соотношение которых варьируется в зависимости от конкретных ситуаций.

Следует отметить, что специальные статусы, конкретизирующие общий правовой статус на уровне отдельных социальных групп, отличаются более разнообразной отраслевой гаммой, чем общий статус, определяющийся Конституцией.

Специальные статусы могут находиться в рамках одной отрасли права (например, государственно-правовой статус депутата, гражданско-правовой статус предпринимателя, трудовой статус пенсионера, процессуально-правовые статусы эксперта-криминалиста, обвиняемого и др.) или обладать комплексным характером (статус должностного лица, несовершеннолетнего, военнослужащего и др.).

Отграничение специального статуса одного лица от всех прочих лиц лежит в плоскости его правосубъектности, главным образом дееспособности, поскольку правоспособность является одинаковой и равной для всех.[73, c.238] Так, право на занятие предпринимательской деятельностью и на создание акционерного общества — элемент правоспособности каждого, однако реализовать его может только лицо, принадлежащее к социальной группе предпринимателей. Здесь проявляется специфическая дееспособность, которая может быть как внутриотраслевой (в таком случае она выступает особым видом отраслевой дееспособности), так и межотраслевой. Она оказывает влияние на соотношение специального статуса с отраслью права, так как служит определяющей предпосылкой его возникновения.

Виды правовых статусов личности по субъектам:

·                        статус граждан; иностранцев; лиц без гражданства; лиц с двойным гражданством; беженцев; украинских граждан, находящихся за рубежом;

·                        статус служебных и должностных лиц (депутата, министра, судьи, прокурора, главы областной государственной администрации и др.);

·                        статус лиц, работающих в экстремальных условиях (оборонных объектов, секретных производств) и др.[80, c.421]


1.2 Экологический статус как часть конституционного статуса гражданина


Экологические права гражданина составляют важную часть конституционного статуса личности и центральное звено ее эколого-правового статуса как системы законодательно закрепляемых прав, интересов и обязанностей граждан в сфере охраны окружающей среды. Эколого-правовой статус как отраслевая разновидность статуса личности базируется на отраслевой правоспособности. Поскольку конституционное право на безопасную окружающую среду реализуется и в конкретных, и в общем правоотношениях, а условием реализации права в общем правоотношении служит общая же правоспособность, то отраслевая правоспособность совпадает в данном случае с общей, то есть возникает с момента рождения. Особенности экологической правоспособности как юридической возможности обладать закрепленными в законодательстве правами и обязанностями, реализующимися в сфере охраны окружающей среды, связаны с естественным, прирожденным характером субъективного права, предпосылкой которого является экологическая правоспособность: правом на безопасную и благоприятную окружающую среду человек обладает на протяжении всей жизни, оно неотделимо от него и является необходимым условием существования. Применительно к этому праву человека отличие отраслевой правоспособности - как своеобразного "права на право" - от самого субъективного права имеет не более чем схематичный характер (субъективное право конкретно - правоспособность абстрактна), поскольку момент возникновения того и другого во времени неразделим. Право на безопасную окружающую среду, взятое как "право-пользование" и другие экологические права как "право-возможности" для достижения первого, не требуют для своей реализации наличия специальных условий, относящихся к субъекту, не предполагает наличия у него особых юридических качеств или специальной правовой формы. [47, c.85]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты