Общественность оказывает влияние на политику в области экологии с помощью демонстраций, митингов протеста, выпуска газет, листовок и т.д., основываясь на таком фундаментальном праве, как свобода слова. Признано также право на участие граждан в обсуждении экологических проблем, проектов законодательных актов, материалов размещения и деятельности экологически небезопасных объектов, в принятии экологически значимых решений.
Участие общественности, реализация экологических прав возможны только при обеспечении доступа к информации.
Право граждан на участие в проведении экологической экспертизы и на участие в процедуре оценки воздействия на окружающую природную среду являются подвидом права граждан на получение экологической информации и права на участие в принятии экологически значимых решений.
Часто при принятии экологически значимых решений возникает конфликт интересов между гражданами и органами власти, между органами власти и хозяйствующими субъектами. Поэтому законодательство содержит нормы, предусматривающие, что решение органа – власти может быть пересмотрено независимым судьей. Правом на судебное рассмотрение споров граждане наделяются в случаях нарушения их экологических прав либо интересов, причинения вреда здоровью либо имуществу в результате нарушений требований экологического законодательства. Граждане вправе требовать как возмещения вреда, так и отмены принятых решений и прекращения деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей природной среды.
Обеспечивать участие общественности в принятии экологически значимых решений обязывает государства-члены и ст. 15 Директивы 96/61/ЕС, интегрирующей положения о предупреждении загрязнения и контролю над ним от 24 сентября 1996 г.[35], акта, явившегося результатом первых работ Сообщества по кодификации права окружающей среды.
Экологические права могут быть реализованы коллективно либо индивидуально. Граждане вправе создавать общественные организации экологической направленности и вступать в них.
Наиболее популярной формой общественного участия в экологическом нормотворчестве в Европейском Союзе стало объединение в природоохранные организации или группы. По разным причинам эффективность их действий в различных государствах-членах сильно различается. Наибольшая активность общественности и «претворение в жизнь» экологических прав граждан характерно для Великобритании, Германии, Нидерландов и Дании, тогда как в Ирландии и Греции подобная активность практически совсем отсутствует. И хотя высокий показатель членства в природоохранных организациях еще не гарантирует эффективного использования экологических прав. Участие масс необычайно важно на европейском политическом поле, где существует очень сильная связь между государствами-членами с активным общественным участием и международными природоохранными организациями, которые имеют наибольшее влияние на принятие решений в Брюсселе. [85, c.155]
Общественные организации могут быть определены как группа граждан, которые занимаются оппозиционной деятельностью против предложенного правительством проекта, как ассоциация независимых ученых-экспертов, консультирующих правительство по определенному вопросу, как коалиция промышленников, которые представляют правительству точку зрения своих компаний. Так как экологические проблемы имеют большую значимость, они приобрели политический характер, а неправительственные экологические организации превратились в весомый политический фактор.[82, c.39]
Деятельность человека влияет на окружающую природную среду, сама природа не может себя защитить. Опосредованно, через институт участия общественности, граждане выступают как голос природы. Все экологически значимые решения должны проходить через установленную процедуру их принятия. Общественности отведено особое место в этой процедуре, которое закреплено законодательством. При разработке экологической политики определяется перечень проблем, очерчивается стратегия, определяются пути разрешения проблемы, средства контроля, время, необходимое для решения проблемы, определяются приоритеты. По такому сценарию происходит общественное обсуждение. Граждане участвуют в разработке экологической политики, имеют правомочия и при ее реализации.
Практически все страны Евросоюза закрепляют институт оценки влияния на окружающую природную среду. Граждане наделены широкими правами на проведение мониторинга окружающей природной среды и экологически значимой деятельности, участие в проведении экологической экспертизы. Формами участия общественности являются выступления в средствах массовой информации, обращение в государственные и хозяйственные органы с письменными замечаниями и предложениями, работа в составе экспертных групп, участие в публичных слушаниях, в обсуждениях.[43, c.18]
Экологическая проблематика является обширной, касается всего общества. Практически невозможно осуществить всеохватывающий мониторинг, проследить все объекты. Граждане могут отслеживать угрожающие ситуации и предъявлять иски и жалобы, которые рассматриваются как инструменты экологической политики. Что касается приватизации, то здесь общественность аналогична продавцу, так как является собственником того, что продает государство. Законодательства европейских стран предусматривают активную роль третьей стороны (общественности) в случае, если приватизация приведет к изменению экологических условий.
Права человека в странах Европейского Союза наиболее полно определены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950). В Конвенции экологические права специально не выделены, однако именно положения Конвенции дают возможность их защиты в Европейском суде по правам человека, который был создан в соответствии с положениями Конвенции (протокол №11) в 1997 г. Статьи 6, 13 Конвенции относят право на Доступ к правосудию и судебный контроль к правам, без гарантирования которых демократия и правовое сообщество не могут быть признаны таковыми. [30] В 1991 году Комиссией был подготовлен первый проект Директивы о гражданской ответственности за ущерб, причинённый отходами, которая гарантировала право на возмещение вреда, причинённого экологическим правонарушением. Однако, Совет заблокировал принятие данной директивы. Дискуссии по этому вопросу в органах Сообщества продолжаются по сей день.
За исключением положений ст. 4 Директивы 90/313/ЕЭС, о которых упоминалось выше, право Европейского сообщества также еще не урегулировало сферу обеспечения права на доступ к правосудию по экологическим делам. Право на иск по делам экологического характера устанавливается национальным законодательством государств-членов. Соответственно, в различных государствах-членах существуют различные возможности обращения в суд за защитой собственных экологических прав. В общем, их можно разделить на четыре основных группы:
1) возможность обращения в суд за защитой экологических прав любого лица (Голландия, Ирландия);
2) возможность обращения в суд за защитой экологических прав любого заинтересованного лица (Франция, Великобритания, Испания, Швеция, Финляндия);
3) возможность обращения в суд за защитой экологических прав только при нарушениях индивидуальных прав истца (Германия);
4) возможность обращения в суд за защитой экологических прав, предоставленная соответствующим ассоциациям (Италия, Греция).[64]
В целом средства судебной защиты экологических прав граждан в государствах-членах соответствуют положениям Оргусской конвенции 1998г. Национальные суды традиционно могут отменить решение государственных органов или даже аннулировать пакет таких решений. В некоторых государствах-членах суды могут также давать поручения государственным органам выполнить их обязанности в этой сфере.
Юрисдикция суда касается только прав человека, закрепленных конвенцией и протоколами к ней. Проблема заключается в том, что экологические права прямо не предусмотрены текстом Конвенции. Отсутствует также указание на связь основных прав человека с состоянием окружающей природной среды. Однако, такая связь подразумевается, о чем свидетельствует практика Европейского суда. Суд пошел по пути признания загрязнения окружающей природной среды нарушением прав человека. По делу Лоп Остра против Испании Суд постановил, что значительное загрязнение окружающей природной среды может влиять на благосостояние граждан, приводить к невозможности пользования жильем, негативно влиять на личную и семейную жизнь, не представляя значительной угрозы здоровью. [79, c.168]
Суд неуклонно руководствуется в своей деятельности необходимостью соблюдения справедливого баланса, который должен быть установлен между интересами индивида и общества в целом [66, c.74). Гарантией реализации экологических прав человека является право на доступ к правосудию. В Оргусской конвенции право на доступ к правосудию регулируется третьей опорой. Судебные процедуры должны быть своевременными и не связанными с большими затратами. Граждане и представители общественности могут обратиться в Европейский суд по правам человека, если им было отказано в предоставлении экологической информации, если предоставленная информация является неполной, недостоверной либо их экологические права были нарушены другим способом. Представители общественности, имеющие достаточную заинтересованность, в случае нарушения их права на участие в принятии решений могут оспаривать в суде законность принятия экологически значимого решения. Оргусской конвенцией предусмотрена возможность запрещения судом деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей природной среды. .[28]
Заключение
Подводя итоги, хотелось бы обобщить все вышеизложенное и отметить некоторые проблемные моменты, которые были выявлены в процессе исследования темы.
Эколого-правовой статус гражданина является частью конституционного статуса и представляет собой систему законодательно определенных прав и обязанностей в сфере охраны окружающей среды. Закрепленные в законодательстве экологические права и обязанности дают возможность судить о положении личности в обществе, а также о характеристике государства в целом. В законодательстве Украины не закреплены понятия экологических прав и обязанностей граждан. На основании мнений разных ученых, разрабатывающих тему экологического статуса гражданина, можно сделать вывод, что экологические права граждан – это совокупность возможностей в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и использования природной среды, закрепленных в законодательстве и гарантированных системой права. Основанием для определения термина экологических обязаностей может послужить определение юридической обязанности, разработанное в теории права, с учетом особенностей охраны и обеспечения безопасности окружающей среды. Таким образом, экологические обязанности представляют собой систему закрепленных законом, общественно необходимых и государственно целесообразных мер поведения гражданина (лица), направленных на сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности при использовании природной среды. Отсутствие законодательно определенных понятий экологических прав и обязанностей является существенным недостатком так, как нет однозначности в определении места данных прав в системе правового статуса человека в целом, поэтому необходимо внести соответствующие дополнения в нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы экологических прав и обязанностей гражданина. Как уже отмечалось в работе, экологические права и обязанности граждан нашего государства закреплены в Конституции Украины в ст.50 и ст.66, детализированы в Законе Украины «Об охране окружающей природной среды » от 25.06.91 в ст. 12, ст.9 и других нормативно-правовых актах. Конституция определяет, что экологическими правами граждан являются – право на безопасную окружающую природную среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также право на свободный доступ к экологической информации о состоянии окружающей среды. Ст. 12 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды » расширяет и детализирует экологические права, гарантированные Конституцией, гражданам предоставляются также:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12