В связи с этим можно сделать вывод, что органы власти через СМИ используют в формировании позитивного имиджа манипулятивные технологии воздействия на аудиторию, навязывая им положительный имидж местных органов власти. От незнания насущных проблем, население не может активизироваться, мобилизоваться в решениях этих вопросов [34, с. 111].
Проведенное социологическое исследование свидетельствует о том, что уровень информированности граждан о деятельности муниципальных служащих крайне низок (33% опрошенных считают свою информированность удовлетворительной, плохой – 17%, хорошей – 16%, очень хорошей – 11%, очень плохой – 9%, затрудняются ответить – 14%) (рисунок 10).
Рисунок 10 – Уровень информированности граждан о деятельности муниципальных служащих
С тем, что СМИ предоставляют достаточно информации о деятельности муниципальных служащих, согласились только 19% респондентов, 32% опрошенных заявили о том, что СМИ предоставляют информацию не в полном объеме, а 49% - считают, что предоставляемая информация СМИ не очень объемна.
Среди муниципальных служащих ответы распределились следующим образом: 30% служащих считают, что СМИ предоставляют информацию в полном объеме, 45% - информация предоставляется СМИ не очень полная, 25% опрошенных говорят, что информация предоставляется не в полном объеме.
Таким образом, подтверждается первая гипотеза: население недостаточно информировано о деятельности муниципальных служащих, вследствие чего у них складывается ошибочное мнение, как об имидже муниципального служащего, так и о его деятельности.
При ответе на вопрос: «На основании чего формируется имидж муниципального служащего?» большинство (43%) ответили, что на основании общественного мнения, 27% респондентов считают, что через средства массовой информации, 17% - ПР (акции, пропаганда), 13% - затрудняются ответить.
Сами же служащие формируют свой имидж на основании: собственного мнения – 45% опрошенных, мнения окружающих – 30%, СМИ – 15%, 10% формируют свой имидж при помощи средств коммуникации.
Имидж муниципального служащего оценивают как положительный – 27% респондентов; скорее положительный, чем негативный – 32%; негативный – 18%; скорее негативный, чем положительный – 23% опрошенных.
В тоже время 60% муниципальных служащих считают, что у них сформировался положительный имидж; скорее положительный, чем негативный – 30%. И только 10% оценивают свой имидж скорее как негативный, чем положительный (рисунок 11).
При этом уделяют внимание своему имиджу: по мере необходимости – 65% служащих, уделяют достаточное внимание – 30%, не уделяют внимание – 5% опрошенных респондентов.
Таким образом, подтвердилась еще одна гипотеза, заключающаяся в том, что мнение муниципального служащего о себе расходится с мнением окружающих о нем.
55% муниципальных служащих считает, что их работа (профессия) не влияет на формирование их имиджа, 25% ответили что влияет, а 20% считает, что их работа (профессия) влияет на имидж только частично.
Рисунок 11 – Имидж муниципального служащего, по мнению населения г. Нижнекамск и самих служащих
На основе данного социологического исследования выяснилось, что большинство муниципальных служащих (65%) были направлены на профессиональную подготовку и повышение квалификации (10%). 80% служащих отметили полезность проведения профессиональной переподготовки.
Профессиональные знания, умения и навыки - показатели профессионализма служащего. Они определяют профессиональную пригодность служащего, его способность осуществлять служебную деятельность как в штатных (обычных), так и в экстремальных условиях.
Профессиональные знания, умения и навыки носят конкретно исторический характер. Их надо постоянно обновлять, пополнять и совершенствовать в соответствии с требованиями времени. В ином случае служащий оказывается профессионально непригодным.
Проведенное социологическое исследование свидетельствует о том, что профессиональное образование муниципальных служащих: частично не соответствует выполняемой ими работе - у 35% респондентов, полностью не соответствует – у 25% опрошенных. И только 40% опрошенных служащих отметили, что их образование полностью соответствует выполняемой ими работе.
Среди опрошенных муниципальных служащих большинство (60%) нуждается в дополнительных знаниях. Частично требуется улучшить (дополнить) свои знания – 30% опрошенным респондентам.
Сегодня наличие профессиональных знаний, умений, навыков и способностей - обязательное, но не единственное требование, предъявляемое к должностному лицу любого ранга или уровня. Также не менее важны нравственные качества, внешне проявляющиеся в культуре поведения, речи, манерах, одежде.
Сейчас на муниципальной службе немало молодых людей. Работают они своеобразно: как правило, они умны, хорошо образованы, энергичны, целеустремленны, работоспособны, у них высокая мотивация достижений, но в их деятельности имеются и типичные недостатки. В первую очередь им не хватает именно управленческих умений и навыков. Кроме того, ощущается дефицит умений работать с людьми.
Поэтому при подготовке государственных и муниципальных служащих нужно обращать внимание, как на выработку навыков управления, так и на формирование определенных качеств личности.
Развитие управленческих умений, навыков, освоение профессиональных знаний, приобретение опыта будут способствовать формированию профессионального мастерства муниципальных служащих.
В то же время служащие должны обладать специфическими психологическими умениями, которые обусловливают эффективное межличностное взаимодействие. Поэтому в структуре деятельности государственных и муниципальных служащих центральное место должны занимать взаимодействия и различные формы делового общения.
Профессионализм личности должен обязательно включать в себя систему личностно-профессиональных стандартов, ориентирующих на высокое качество выполнения профессиональной деятельности, а также на систему личностных норм регуляции поведения и отношений.
Сегодня госслужащий должен быть примером во всем - в эрудированности, воспитанности, деловых качествах, так как его работа непосредственно связана с людьми.
Хотелось бы отметить, что успех в работе зависит от компетентности делового человека, его профессионализма, активности и многих других факторов. Некоторые из них влияют на достижение желаемого результата прямо и непосредственно - знание дела и опыт. Косвенные факторы также влияют на успех, и внешний облик делового человека - именно тот фактор, который тоже определяет эффективность деловых связей, успех в деловых контактах и способствует созданию необходимой рабочей атмосферы [35, с. 50].
Муниципальные служащие в своем роде представляют муниципальное образование ее местную систему управления (местную власть). От них во многом зависит уровень развития муниципального образования, условия жизни населения их благосостояния.
Всю информацию о деятельности органов местного самоуправления и о важнейших реализуемых программах нижнекамцы получают через 14 средств массовой информации и официальный Интернет-портал города Нижнекамска www.e-nkama.ru. Официальными средствами массовой информации Нижнекамского муниципального района являются: газета «Нижнекамская правда», газета «Туган як», газета «Посинформ», медиа-холдинг НТР, объединяющий Нижнекамскую телерадиокомпанию, газету «Нижнекамское время», радио «D-FM». Официальные городские газеты «Нижнекамская правда» (на русском языке) и «Туган як» (на татарском языке) информируют жителей города о принимаемых мэрией решениях. В этих газетах публикуются все муниципальные нормативно-правовые акты.
Регулярно в СМИ организуются прямые связи с руководителями управлений, отделов, структурных подразделений Совета и Исполкома Нижнекамского муниципального района.
Материалы и информация, о принятых нормативных актах, размещаются на официальном сайте Нижнекамска www.e-nkama.ru. По правовым вопросам специалисты муниципалитета отвечают через средства массовой информации в рубриках «Вопрос-ответ», «Что нам мешает жить лучше», «Главный телефон».
В муниципальных учреждениях г. Нижнекамска на безвозмездной основе осуществляется консультирование граждан.
Проведенное социологическое исследование свидетельствует о том, что уровень информированности граждан о деятельности муниципальных служащих крайне низок. Вследствие чего у населения может сложиться ошибочное мнение об имидже муниципального служащего. Также подтвердилась гипотеза, заключающаяся в том, что мнение муниципального служащего о себе расходится с мнением окружающих о нем. Большинство опрошенных муниципальных служащих, считает, что у них сложился положительный имидж, в то время как население думает иначе. Для того чтобы выявить каким образом следует регулировать поведение муниципального служащего перейдем к третьему разделу.
3 Формирование имиджа муниципальных служащих: практический опыт и рекомендации
3.1 Отечественный и зарубежный опыт формирования имиджа муниципальных служащих
По мнению Хайдарова Р. имидж муниципального служащего – это, в первую очередь, надиндивидуальное образование, существующее в общественном сознании населения, оно является результатом социального взаимодействия и социальных отношений, складывающихся в общественной среде, которое обусловлено множеством внешних и внутренних факторов [36, c. 258].
Личные встречи муниципальных служащих с жителями служат одной из важнейших форм информирования населения. Такие встречи могут проводиться регулярно. Достоинство этой формы в том, что жителя могут напрямую задавать интересующие их вопросы и получать ответы.
Муниципальные служащие могут проводить тематические «горячие линии» с населением, обычно по телефону. Такая форма общения с жителями позволяет жителям не только получать оперативную информацию из первых рук, но и помогает руководителям местной администрации лучше узнать о нуждах и проблемах населения, состоянии дел на местах, снимать напряженность в решении отдельных вопросов.
Больше 20 лет используется практика проведения «горячих линий» в городе Лениногорске по наиболее актуальным вопросам. Например, «горячие линии» посвященные работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства, работе правоохранительных органов и вопросам укрепления общественного порядка с участием заместителей главы [37, c. 24].
Во многих республиках РФ были приняты всевозможные Кодексы по регулированию поведения государственных служащих. Именно в начале - середине 1990-х в нашей стране начали стихийно формироваться первые неписаные правила поведения для данной категории служащих.
Так, например, в Республике Таджикистан указом Президента от 14 июня 2004 года №1343 утвержден «Кодекс этики государственного служащего». Данный Кодекс представляет совокупность правил поведения государственного служащего, выражающих нравственный характер их профессиональной и внеслужебной деятельности, вытекающих из общепризнанных ценностей человеческой нравственности и моральных требований общества к государственной службе.
Кодекс исходит из признания особой ответственности государственного служащего перед обществом и направлен на достижение целей, определяемых значимостью государственной службы, повышение ее престижа в обществе [38, с. 2].
Годом позже Президентом Республики Казахстан в целях повышения требований к морально-нравственному облику и деловым качествам государственных служащих был утвержден «Кодекс чести государственных служащих» от 3 мая 2005 года №1567, с последующей отменой предыдущего указа от 21 января 2000 года «Об утверждении Правил служебной этики государственных служащих Республики Казахстан». Данный Кодекс устанавливает основные стандарты поведения служащих Республики Казахстан.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16