Формирование имиджа муниципальных служащих

Несение службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику государственных и муниципальных служащих.

Общество рассчитывает, что муниципальный (государственный) служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить своей Родине [39, c. 2].

За годы независимости Республика Казахстан добилась реальных успехов в своем социально-экономическом, культурном и политическом развитии. В Стратегии развития Казахстана до 2030 года одним из долгосрочных приоритетов было обозначено создание профессионального государства. Реализация задач в деле создания высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления, которая стоит перед нашим государством, во многом обуславливается профессионализмом государственного служащего. Одним из немаловажных шагов в данном вопросе является формирование позитивного имиджа государственного служащего Республики Казахстан.

Формирование имиджа государственного служащего предусматривает идеологические, политические и культурные аспекты. Формирование положительного имиджа государственного служащего – сложный и длительный процесс, тесно связанный и с имиджевой политикой исполнительной власти. Основные положения, предъявляемые к позитивному имиджу государственного служащего, определены в Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан, в котором отмечается: «несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику государственных служащих». Можно отметить, что государство целенаправленно работает в этом направлении. Достаточно сказать, что Постановлением Правительства от 21 сентября 2007 года № 825 утвержден План мероприятий по формированию и укреплению позитивного имиджа государственной службы на 2008-2010 годы.

Во всем мире государственный сектор постоянно находится в центре внимания, в центре жизни общества. Но укрепление, совершенствование структуры управления, реформы в сфере государственной службы не будут успешны, пока одна из ключевых фигур – государственный служащий – будет оставаться в глазах общественности носителем таких отрицательных черт, как непрофессионализм, коррумпированность. Президент Казахстана Н. Назарбаев выделил основные качества, которыми должен обладать государственный служащий, чтобы эффективно управлять страной. Это – высокая моральная ответственность, профессиональные знания, умение применять их на практике, честность, добросовестность, активная жизненная позиция. Каждый человек находящийся на государственной службе должен осознать всю значимость своей работы и просто быть патриотом своей страны.

Согласно перечисленным составляющим общегражданских принципов госслужащие должны уметь совмещать профессиональную деятельность с умением руководствоваться этическими нормами. При подготовке госслужащих, ввиду прописанных этой группой норм, в поведение госслужащих внедряются навыки мотивирующего воздействия на окружающих, а также прививается честность и неподверженность коррупционным воздействиям. Хотя в отношении личностных качеств предугадать честность будущего госслужащего и его верность этическим нормам, сложно, практически невозможно. В европейских странах для достижения результата стали принимать в кадровые службы государственных предприятий психологов, чтобы они могли с точностью до 90% предугадать поведение государственного служащего в двойственной ситуации. В нашей стране пока такая практика не распространена, и кадровые службы руководствуются собственным чутьем и интуицией [40, c. 2].

В марте 2007 года партией «Единая Россия» обсуждался проект «Модельного этического кодекса государственного служащего Российской Федерации» разработанный в Российской академии госслужбы при президенте России.

Современный российский чиновник, судя по требованиям, которые к нему предъявляет кодекс, должен быть даже святее строителя коммунизма из другого, уже забытого морального кодекса. Высшим критерием и конечной целью профессиональной деятельности госслужащего являются «интересы государства, а через него общества в целом». Госслужащий и муниципальный служащий обязаны проявлять уважение к личности, соблюдать принцип лояльности. Кодекс также требует от госслужащего противодействовать коррупции во всех ее проявлениях.

Несмотря на старания профессора кафедры госслужбы и кадровой политики РАГС Владимира Соколова, узаконить кодекс, ссылаясь на то, что подобные правила для чиновников действуют в США, Франции, Испании, Великобритании, даже в Африке, члены экспертно-консультативного совета «единоросов» решили пока отложить вынесение проекта на суд Госдумы [41, с. 3].

В Якутии вступил в силу кодек этического поведения для членов республиканского правительства и госслужащих. Утвержденный указом президента республики Вячеслава Штырова документ представляет собой свод правил, которые неукоснительно должен соблюдать каждый чиновник. В соответствии с этим документом основными принципами поведения госслужащих являются служение государству и общественным интересам, уважение личности, законность, лояльность ко всем ветвям власти и государственным институтам, честность, бескорыстность и самосовершенствование.

Чиновникам не рекомендуется вступать в отношения, которые могут их скомпрометировать. Также отныне каждый желающий поступить на госслужбу обязан ознакомиться с кодексом поведения под роспись. А тех, кто не соблюдает этических норм, ожидают серьезные неприятности – от прекращения карьерного роста до отставки.

Для регулирования конфликтов интересов создана специальная комиссия во главе с руководителем администрации президента и правительства республики Айсеном Николаевым [42, с. 3].

7 мая 2009 года в Барнауле прошла конференция государственных служащих Алтайского края. Ее участники обсудили и приняли единогласно Этический кодекс государственных гражданских служащих. Кодекс корпоративной этики государственных служащих был подготовлен специалистами управления администрации края по вопросам государственной службы и кадров. Он вводится в действие с 1 июня 2009 года и подлежит соблюдению всеми гражданскими служащими.

Это документ, устанавливающий систему моральных требований к поведению госслужащих, призванный способствовать повышению их правовой и нравственной культуры, укреплению авторитета государственной власти.

В соответствии с кодексом, гражданский служащий должен руководствоваться в своей деятельности только интересами государства и общества и не действовать в пользу частных интересов. Кроме того – «всемерно содействовать формированию позитивного имиджа государственного органа» и «воздерживаться от действий, которые могли бы нанести ущерб его авторитету» [43, c. 2].

Цели государственной и муниципальной службы, их основные принципы, нормы, профессиональные требования к кадрам - все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, основные доминанты.

Моральная атмосфера в органах власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет государственных и муниципальных служащих справедливо связывают, прежде всего, с их порядочностью, справедливостью.

Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственных служащих, одним из наиболее действенных является специально разработанный, нормативно закрепленный Этический кодекс государственного служащего (Кодекс административной этики).

Подобный кодекс принят в Великобритании, США, Франции, Испании и во многих других странах. В России он не принят до сих пор.

В то же самое время еще в Ежегоднике РАГС за 1997г. был опубликован проект Кодекса этики государственного служащего. С тех пор он неоднократно переиздавался, широко использовался в учебном процессе и, главное, послужил основой для работы над подобными кодексами в ряде субъектов РФ и федеральных ведомств (в частности, в Республиках Саха-Якутия, Бурятия, для сотрудников контрольно-счетных органов).

В 2001г. группа депутатов внесла в Госдуму законопроект Кодекса поведения государственных служащих РФ, предметом ведения которого являлось не моральное, а служебное поведение чиновников. По словам депутатов, цель кодекса - пресечь недобросовестное коррупционное поведение чиновников, круговую поруку, осуждение любых действий, способных создать даже видимость коррупции. В документе предлагалось ввести понятие добросовестного служебного поведения, установить его нормы и ответственность за их нарушение. Законопроект конкретизировал нормы честности, бескорыстия, справедливости, достоинства и превращал их в правила служебного поведения, нарушение которых должно повлечь дисциплинарное взыскание. Проект предписывал чиновникам информировать руководство о наличии коррупционных интересов (конфликт интересов) среди коллег. В Кодексе устанавливались общие требования к его соблюдению, санкции за нарушение, порядок их применения, ответственность руководителей за выполнение Кодекса подчиненными, защиту прав государственных служащих, гражданский контроль за соблюдением ими надлежащих правил служебного поведения [44, c. 5].

Кодекс же поведения, как подтверждает мировая практика и история нашей страны, это, прежде всего совокупность конкретных социально-духовных, нравственных принципов, образцов поведения людей, перечень и обоснование тех моральных норм, которые необходимы им на практике для того, чтобы в полной мере соответствовать своей профессии. Основной целью было не просто усовершенствовать проект Кодекса 1997г., но создать на его основе новый документ, который бы носил модельный характер. В него вошли положения из Модельного кодекса поведения для государственных служащих, принятого Комитетом Министров Совета Европы 11 мая 2000г. (№ R (2000) 10), из Указа Президента РФ от 12 августа 2002г. № 885 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», из ряда других соответствующих документов.

Модельность предлагаемого Кодекса заключается, прежде всего, в том, что его основные направления, принципы, содержание конкретных норм, требований, его структура, форма изложения могут служить основой при формировании соответствующих кодексов поведения государственных служащих Российской Федерации, отдельных ее субъектов, государственных структур, органов, ведомств, учреждений.

В данном Кодексе понятие «государственный служащий» распространяется также и на муниципальных служащих. Общественный контроль за соблюдением государственными служащими должной морали осуществляется посредством обращения граждан в соответствующие, предусмотренные законом, государственные органы, через специально созданные для этого объединения граждан, через политические и другие общественные организации, средства массовой информации. Целесообразным является создание в государственных органах, ведомствах, учреждениях этических комиссий. В их состав могут быть избраны наиболее уважаемые сотрудники ведомства - как работающие в нем, так и работавшие ранее, представители администрации, профсоюзной организации, общественные деятели, представители культуры и другие лица.

Задачами этических комиссий является формирование, поддержание и развитие должных этических норм служебного поведения государственных служащих, разрешение различного рода моральных конфликтов.

Этические комиссии вправе выносить государственным служащим за аморальное поведение общественные порицания, ставить вопрос перед соответствующими государственными службами, структурами об административном наказании их, рекомендовать уволить с работы [45, c. 3].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты