Функции следователя при расследовании налоговых преступлений

Уклонение от уплаты налогов на прибыль и доходы организации может быть совершено и путем сокрытия объекта налогообложения, т.е. прибыли или дохода (в связи с этим вторую часть диспозиции данной статьи следовало бы сформулировать без употребления термина "других", т.е. "...путем сокрытия объектов налогообложения...").

Объекты налогообложения указаны в ст. 38 Части 1 НК РФ.

Следует также отметить, что в соответствии со ст. 8 НК РФ под налогами в широком смысле слова понимается совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, которые образуют налоговую систему. В связи с этим возникает вопрос: все ли сборы, пошлины и обязательные платежи есть налоги и может ли образовывать состав преступления уклонение от уплаты сборов, пошлин и других платежей, входящих в налоговую систему?

Экономисты видят различие между этими понятиями. Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

Целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного "расхода". Задача налогового законодательства - изыскать денежные средства на покрытие общих расходов и справедливо распределить необходимые платежные обязанности.

Пошлины и сборы не имеют того финансового значения, которое присуще налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги). Однако налоги никогда не бывают индивидуально возмездными.

Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они взимаются. То есть сборы и пошлины выплачиваются в связи с услугой, которую оказывает государственный орган, действия в общих интересах и реализуя свои властные функции.

Ранее разграничение между пошлиной и сбором проводилось в зависимости от того, куда поступали уплачиваемые средства. Если средства поступали в бюджет, они назывались пошлиной; если платежи поступали в пользу организации - сбором. Сейчас сбором в основном называют платежи за обладание специальным правом (сбор за право торговли, за использование местной символики и т.д.). Пошлины уплачиваются за совершение юридически значимых действий (выдача паспорта, принятие дела к судебному рассмотрению и т.п.).

Не имеют финансового значения, присущего налогам, и обязательные платежи (например, в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и т.п.).

Тем не менее, пошлины, сборы и другие обязательные платежи, не являясь налогом. Исходя из всего сказанного выше объективная сторона рассматриваемого состава преступления состоит в уклонении от уплаты налогов или страховых взносов с организаций путем сокрытия объектов налогообложения (земельных площадей различного назначения, имущества предприятия, оборотов по реализации товаров, стоимости выполненных работ и оказанных услуг, стоимости реализуемых подакцизных товаров, цены договора и регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг, стоимости реализованных материалов, выполненных и предоставленных услуг и др.).

Действия по сокрытию могут быть самыми разнообразными, включая внесение в бухгалтерские документы искаженных данных об этих объектах как в натуральном исчислении, так и в стоимостном выражении, искажение, подделку, отсутствие бухгалтерского учета либо уничтожение бухгалтерских документов.

Если преступление совершено должностным лицом, то действия виновных следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 199 и 285 УК РФ ("Злоупотребление должностными полномочиями").

Например, бывший заместитель главы администрации одного из города, являвшийся одновременно руководителем муниципальной страховой компании, и его заместитель, получив от краевой администрации 5 млрд. рублей для медицинского обязательного страхования, не использовали их по назначению, а перечислили на расчетные счета дочерних коммерческих фирм, в каких они являлись учредителями. Впоследствии на эти деньги за рубежом закупались лекарства, которые перепродавались в лечебно-профилактические учреждения в 2-10 раз дороже существующих цен, а прибыль присваивалась. В отношении к ним возбуждено уголовное дело по ст. ст. 160, 199 и 285 УК РФ.

Содержание вины как признака субъективной стороны анализируемого состава преступления выражается в том, что виновный, действуя с прямым умыслом, сознает факт уклонения от уплаты налогов, а также общественную опасность таких деяний, и желает осуществить это. Мотивы и цели деяния на квалификацию содеянного не влияют.

Статья 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" гласит, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение правил хозяйственных операций несут руководители организаций.

Главный бухгалтер (бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) несет ответственность в соответствии со ст. 7 Закона за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает и соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете (уклонение от ведения учета, искажение бухгалтерской отчетности и несоблюдение сроков ее представления) согласно ст. 18 закона несут руководители и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета.

Таким образом, субъектом рассматриваемых преступлений являются руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) организации.

Квалифицирующим признаком является неоднократное совершение того же деяния. Неоднократность преступления в данном случае предполагает совершение лицом двух или более тождественных преступлений (т.е. преступлений, ответственность за которые предусмотрена этой статьей УК), при условии, что оно еще не подвергалось осуждению либо ранее осуждалось, но при этом судимость не снята и не погашена.

3.2 Прием и регистрация заявления, и проверка сообщения о налоговых преступлениях


1. Заявления и сообщения о налоговых преступлениях.

Возбуждение уголовного дела о налоговом преступлении органом дознания, следователем с согласия прокурора, либо прокурором правомерно при наличии указанных в законе поводов и достаточных оснований.

Существуют различные источники информации, которые содержат сведения о признаках налоговых преступлений. Но только те из них имеют юридическое значение, которые получены из источников, перечисленных в ст.14О УПК РФ, называемых законом поводами для возбуждения уголовного дела.

По вопросу об определении поводов к возбуждению уголовного дела среди учёных не сложилось единообразного подхода. Одни авторы под поводом понимают предусмотренный законом источник сведений о преступлении. Другие определяют поводы как источник информации о преступлении и вместе с тем юридический факт или фактическую и юридическую предпосылку уголовного процесса, или как источник получения информации о преступлении, одновременно содержащий предпосылку к началу уголовно-процессуальной деятельности.

Статья 140 УПК РФ к поводам для возбуждения уголовного дела относит; 1) заявление о преступлении; 2)явку с повинной; 3) сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Указанный перечень поводов исчерпывающий, но вместе с тем третий повод, сформулированный весьма широко, носит открытый характер и включает в себя, все возможные источники получения правоохранительными органами информации о совершённых и готовящихся преступлениях.

Приступая к анализу приёма, регистрации и учёта заявлений, сообщений о налоговых преступлениях отметим, что Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям является структурным подразделением Министерства внутренних: дел. Поэтому приём и регистрации налоговых преступлений ведётся в соответствии с Инструкцией о порядке приёма, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях.

В соответствии, с п.5 Инструкции поступающие сообщения о преступлениях и иная информация, вне зависимости от места и времени совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления принимаются в любом органе внутренних дел. Обязательность приёма заявлений и сообщений о преступлениях обусловлена принципом публичности уголовного процесса, положение о котором содержится в Конституции РФ.

Если сообщение о преступлении поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то в соответствии с п. 18 Инструкции, одновременно с его регистрацией в Книгу учёта сообщений о преступлениях (далее КУС) дежурный обязан выдать заявителю под роспись отрывной листок талона-уведомления с порядковым номером, который является документом строгой отчётности и предназначен для осуществления контроля за полнотой регистрации заявлений и сообщений о преступлениях.

Такое положительное решение вопроса основано на нормах УПК, ведь обязательность выдачи указанного документа закреплена в п.4 ст. 144 УПК РФ. Практическое применение этого положения позволяет повысить личную ответственность лица, производящего регистрацию сообщения о преступлении, и осуществлять двойной контроль (ведомственный и со стороны заявителя) за соблюдением требований Инструкции о порядке приёма и регистрации сообщений о преступлениях. Регистрация сообщений о преступлениях должна производиться круглосуточно непосредственно при их поступлении в дежурную часть органа внутренних дел, п.9 Инструкции. В органах внутренних дел в КУС регистрируется только информация, являющаяся поводом к возбуждению уголовного дела, предусмотренным ст.140 УПК РФ, в которой содержится сообщение о преступлении.

Нарушение Инструкции при регистрации сообщения о налоговом преступлении происходит вследствие того, что сотрудник, ответственный за ведение учётной дисциплины, при получении сообщения о налоговом преступлении не может дать предварительную правовую оценку изложенной информации. А для того, чтобы не сковывать проверочные мероприятия жёсткими временными рамками, отведёнными УПК, в целях «подстраховки», сообщению о налоговом преступлении придается статус «иной информации о правонарушении» и оно регистрируется в ЖУИ.

Представляется, что для исключения из практики фактов, влекущих (пусть и по объективным причинам) нарушения при регистрации сообщений о налоговых преступлениях целесообразно введение самостоятельной регистрации сообщений о преступлениях в подразделениях ФСЭНП МВД РФ.

Со стороны органов ФСЭНП МВД РФ, как отмечалось, решения, предусмотренные ст. 145 УПК РФ последуют только на те сообщения о преступлениях, которые обозначены в п.3.1 Инструкции. Они, в соответствии, со ст.140 УПК РФ, являются поводами к возбуждению уголовного дела.

Анализируя поводы к возбуждению уголовных дел, указанные в п.1 ст.140 УПК РФ, отмечу, что самым распространённым поводом к возбуждению уголовных дел по налоговым преступлениям, как в реорганизованной налоговой полиции, так и в ФСЭНП МВД РФ в последние годы является сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, оформленное в соответствии со ст.143 УПК РФ. Они составляют более 80 % от всех зарегистрированных заявлений и сообщений о налоговых преступлениях. То есть, это информация с признаками налогового преступления, полученная сотрудниками органов внутренних дел, прежде всего, в результате осуществления ими оперативно-розыскных мероприятий, так как в соответствии с ч.2 ст. 11 ФЗ «Об ОРД», не противоречащей УПК РФ, результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела. Собранный таким образом материал регистрируется в Книгу учёта сообщений о преступлениях в, форме рапорта. На основе материалов полученных из оперативных подразделений ФСЭНП МВД РФ возбуждается более 92% уголовных дел по налоговым преступлениям. Этому действию предшествует порой длительный процесс выявления в документирования налогового преступления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты