Функции следователя при расследовании налоговых преступлений

Реорганизация служб, занимающихся выявлением и расследованием налоговых преступлений, несмотря на её достоинства, принесла временные трудности.

2. Проверка сообщений о налоговых преступлений.

Есть мнение, что единообразного толкования понятие документа, как юридической категории, в действующем российском, законодательстве не существует.1 Различные нормативно-правовые акты рассматривают документ, как «материальный объект с зафиксированной на нём информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного пользования», либо определяют как «зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими её идентифицировать».

Содержание экономической информации, отражённой в документах и характеризующей хозяйственные операции налогоплательщика, может составить представление о полноте исчисления и своевременности уплаты налогов хозяйствующим субъектом. То есть, посредствам использования такой информации в ходе проведения проверки, органы внутренних дел могут осуществлять документальный контроль за деятельностью налогоплательщика и выявить совершенное им налоговое преступление или правонарушение.

Проведение документальной проверки налогоплательщика возможно только на основании документов, отражающих его финансово-хозяйственную деятельность. Такие документы могут находиться как у самого налогоплательщика и его контрагентов, так в различных государственных органах и кредитных организациях. Истребование и получение органами внутренних дел этих документов является залогом успешного проведения проверки. В практической работе на этом этапе деятельности направленной на выявление и пресечение налоговых преступлений, сотрудники УНП МВД РФ сталкиваются со значительными сложностями. Наличие которых обусловлено объективными и субъективными факторами.

Получение (истребование) бухгалтерских и финансовых документов очень важный и ответственный этап проверки заявлений, сообщений о налоговых преступлениях. Истребование материалов в юридической науке традиционно рассматривается как требование о предоставлении предметов, документов, имеющих отношение к проверяемому факту преступления, осуществляемое посредством их запроса. Но не достаточная научная проработка этого вопроса в конечном итоге отрицательно сказывается на результатах всей деятельности правоохранительных органов, направленной на выявление и пресечение налоговых преступлений.

Одним из основным законодательных актов, органы внутренних дел - Закон РФ «О милиции»2. Пункт 4 ст.11 названного закона гласит: «Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право: получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них». Пункт 30 ст. 11 ФЗ РФ «О милиции»2 дополняет это право, предоставляя сотрудникам милиции для выполнения возложенных на них обязанностей возможность «получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации». Спектр документально оформленной информации, которая может иметь значение для выполнения задач, возложенных на Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ очень широк. Как показывает практика, значение для установления факта уклонения от уплаты налогов могут иметь любые документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность организации либо индивидуального предпринимателя.

Помимо налогоплательщика основным источником документальной информации имеющей значение для процесса выявления, пресечения налоговых преступлений, либо для проверки заявления, сообщения о налоговом преступлении являются ИФНС РФ.

В случае затребования информации о декларации о доходах в оперативных целях (со ссылкой на ст.36 НК РФ и п.30, п.34 ст. II ФЗ РФ «О милиции») налоговые органы отказывают в её предоставлении, мотивируя, что данные сведения содержат налоговую тайну (хотя п.34 ст. 11 ФЗ РФ «О милиции» предоставляет органам внутренних дел право «в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну»). Для исполнения таких запросов обязательным условием выдвигают требование, согласно которому сотрудники милиции обязаны обосновать свой интерес к конкретной информации. «Обоснованием запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определённых федеральным законом обязанностей, для достижения которых ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, проведение правоохранительным органом оперативно-розыскного мероприятия или проверка поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводятся оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации)». Эта норма создает серьёзные препятствия для нормального функционирования ФСЭНП МВД РФ и приводит к снижению эффективности её деятельности нацеленной на борьбу с налоговыми преступлениями и правонарушениями. Ведь при удовлетворении вышеперечисленных требований будет утеряна сама суть оперативной работы, раскрыты объекты оперативной заинтересованности, не исключена и утечка информации из ИМНС к налогоплательщикам. Что превратит всю деятельность оперативных подразделений в бессмысленную трату времени и сил.

Поэтому представители милиции идут на ухищрения (а. фактически нарушения законодательства), запрашивая информацию (документы) содержащие сведения, составляющие налоговую тайну якобы в рамках проверки поступившего заявления, сообщения о налоговом преступлении. В этом случае документы представляются незамедлительно. Для устранения подобной несогласованности в работе этих структур, требуется скорейшее издание на уровне Министерства Финансов РФ и МВД РФ совместного нормативного акта, в котором детально будут, регламентированы порядок и сроки I предоставления любой информации о налогоплательщике (в том числе по формам налоговой отчётности, утверждённым в установленном порядке), интересующей органы внутренних дел, и необходимой им для выполнения возложенных задач. При этом необходимо учесть оперативную специфику работы правоохранительных органов.

В современных условиях важное значение для выявления, пресечения и расследования налоговых преступлений приобретают сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщика, получившие отражение в бухгалтерской документации банков. Как правило, подобная информация охраняется в режиме банковской тайны и имеет ограниченный доступ со стороны пользователей информационных ресурсов. Порядок предоставления информации, содержащей банковскую тайну, определён ст.857 ПС РФ. Специальный порядок получения информации о счетах, вкладах и по операциям' физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей предусмотрен ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»,1 в соответствии с ч.2 которой «справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям). Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве». Таким образом, исходя из диспозиции указанной статьи, информация по счетам и вкладам физических лиц выдаётся органам милиции только с согласия прокурора в рамках возбужденного уголовного дела.

Иной порядок предоставления информации об операциях и счетах юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица предусмотрен ч. 3 ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности». В соответствии с которым «справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений».

Изложенное позволяет сделать вывод, что ч,3 ст.26 обозначенного закона содержит прямое указание, согласно которому сведения по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдаются Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям (и её территориальным подразделениям) без согласия прокурора и наличия возбужденного уголовного дела, которые необходимы только для органов предварительного следствия, не указанных в перечне государственных органов.

На практике получение любых документов из банковских учреждений без наличия возбужденного уголовного дела всегда вызывает большие сложности. Банки дорожат своими клиентами и с большой неохотой исполняют запросы о представлении информации, находя различные причины для мотивированного, а чаще немотивированного отказа.

Нередки случаи, когда все требования и запросы о предоставлении сведений налогоплательщиком игнорируются (это происходит как на стадии доследственной проверки при рассмотрении заявления, сообщения о налоговом преступлении, так и на этапе оперативной разработки лица). Тогда единственным законным основанием получить требующиеся документы становится их изъятие в рамках оперативно-розыскной деятельности.

Пункт 1ч.1 ст. 15 ФЗ РФ «Об ОРД» позволяет органам милиции при наличии оснований, предусмотренных ст.7 этого закона, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности производить изъятие предметов, материалов и сообщений, свидетельствующих о признаках преступлений, в том числе и до возбуждения уголовного дела. Хотя документы прямо не указаны в числе объектов возможного изъятия, расширенное толкование понятия «предметы» и «материалы» позволяет отнести их в данную категорию. Согласно этой статье изъятие предметов, материалов и сообщений допустимо осуществлять при проведении всех. гласных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе при обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (п.8 ст.6 Закона «Об ОРД»).

Процедура изъятия документов органами внутренних дел в рамках оперативно-розыскной деятельности не имеет законодательной и ведомственной регламентации.

В связи с чем, изъятие документов, проведённое в произвольной форме и так же произвольно оформленное, в последующем может утратить свое значение в процессе сбора доказательств, подтверждающих совершение налогового преступления. В этом случае органы предварительного следствия лишаться возможности ссылаться на акт документальной проверки (или акт судебно-бухгалтерской) экспертизы, так как выводы сделаны на основании документов, изъятие которых было проведено с нарушениями. Соответственно налогоплательщик снимает с себя ответственность за информацию содержащуюся в таких документах. Поэтому, при оформлении данного мероприятия целесообразно провести некоторые параллели с нормами УПК РФ, регламентирующими выемку, и нормами Налогового кодекса, предоставляющим право налоговым органам при осуществлении налогового контроля производить выемку и изъятие документов (ст.94 Налогового кодекса РФ).

Следует предостеречь оперативных сотрудников ФСЭНП МВД РФ от необоснованного изъятия документов, не относящихся к проводимой документальной проверке, либо проверки конкретного заявления, сообщения о налоговом преступлении. В противном случае могут возникнуть жалобы налогоплательщика на неправомерные действия сотрудников милиции, что повлечёт признание неправомерным всего мероприятия.

Так, гражданин Сафонов И.В. обратился в Любирецкий городской суд с жалобой на неправомерное изъятие из офиса ООО «ЮрТранс»1 сотрудниками Управления налоговых преступлений УВД Московской области денежных средств в сумме 730 тыс. руб. и векселей банка «Альфа-банк» на сумму 160 тыс. руб., принадлежащих лично ему (чему в суде представил документальное подтверждение).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты