Каждое положение закона может быть улучшено, и законодательное определение принципов – не исключение. Поэтому следует, во-первых, расширить и определить принцип «дифференциации и индивидуализации исполнения наказания» непосредственно в законе и, во-вторых, улучшить его формулировку в процессе совершенствования законодательства, что, несомненно, скажется и на правоприменительной практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уголовно-исполнительная политика Российского государства, на протяжении истории была и остаётся важной составляющей общегосударственной политики по поддержанию общественного спокойствия и правопорядка в стране, одним из инструментов разрешения социальных и экономических противоречий. Пенитенциарные учреждения являются неизменными элементами функционирования любого государства, неотъемлемой его частью, одним из его атрибутов, инструментом воздействия на общество. Система наказаний и практика их исполнения представляют основу карательной деятельности государства.
Особый интерес с точки зрения изучения и обобщения исторического опыта, представляет исследование карательной системы Российской империи в XVIII – начале XX веков, а также советского государства. На примере дореволюционной России особенно хорошо видны тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие государственной политики с практикой исполнения наказаний. Знание исторического прошлого пенитенциарной системы Российского государства, является сегодня несомненным условием интеллектуального роста для работников уголовно-исполнительной системы. Кроме того, исследование и пропаганда положительного опыта истории уголовно-исполнительной системы в России позволяют разработать политически взвешенный, правильный подход к проблемам исполнения наказаний. Следует брать на вооружение те положительные достижения различных этапов отечественной истории, которые помогут успешно решить задачи, поставленные временем перед Россией и её правительством, в сфере исполнения уголовных наказаний.
Принимая во внимание обязательства Российской Федерации, вытекающие из Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве с Европейским союзом, вступившего в силу 1 декабря 1997 года, а также её членства в Совете Европы; Европейский парламент в резолюции о соблюдении прав человека в России (Страсбург, 11 марта 1999 года) в очередной раз призвал российские власти принять положение, улучшающее условия пребывания заключённых в тюрьмах (местах лишения свободы). Так как Россия стремиться интегрировать в Мировое сообщество, ей ничего не остаётся делать, как приводить своё уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с мировыми стандартами.
Основные направления современной уголовной политики Российской Федерации получили наиболее полное и концентрированное отражение в Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах. Суть этих направлений состоит в усилении борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении условий применения мер уголовной ответственности к лицам, впервые привлеченным к ответственности за преступления небольшой и средней тяжести.
В плане гуманизации ответственности это проявилось, прежде всего, в увеличении предусмотренных УК РФ видов наказания, призванных служить альтернативой наказанию в виде лишения свободы на определенный срок. В ст. 44 УК РФ предусмотрено 9 видов этих наказаний. Одни из них широко применялись в России в течение многих лет (например, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы), другие являются новыми для российского уголовного законодательства (обязательные работы, ограничения по военной службе, ограничение свободы, арест).
В ходе работы над дипломным проектом была предпринята попытка проанализировать сущность, содержание и роль системы исполнения уголовных наказаний в государственном обустройстве России, её исторические корни. Рассмотрены проблемы реализации в России международных стандартов при применении наказаний не связанных с лишением свободы и проблемы реализации принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний.
Проблема мест лишения свободы состоит в том, что там люди изолированные от общества, находятся в криминальном окружении. И это факт. Примеры, которые они могут там увидеть, ничему хорошему их не научат. При применении альтернативных мер наказания риск того, что осужденные в дальнейшем совершат рецидив, значительно ниже. Хотя, конечно, любые альтернативные меры наказания должны сопровождаться различными программами, в первую очередь психологической поддержкой, чтобы осужденный мог осознать своё поведение и выбрать себе соответствующий путь. То есть одновременно с применением альтернативных мер наказания необходимо параллельно создавать и службу пробации. Согласно международным документам, пробация определяется как «условная отсрочка исполнения наказаний с помещением на это время преступника под индивидуальный надзор с обеспечением над ним руководства или проведения исправительного курса».[70]
По своей правовой природе институт пробации в различных государствах отличается своеобразием, которое проявляется, в частности, в различной ведомственной принадлежности служб, осуществляющих контроль над осужденными, продолжительностью и характером воспитательного воздействия на них и др.
Обобщая опыт многих стран, можно сделать вывод, что пробация – это достижение высокоразвитых и процветающих обществ. Такое утверждение по нашему мнению, с одной стороны, справедливо, а с другой стороны, не полно. Если говорить о сегодняшнем дне, то строительство новых тюремных учреждений и поддержание действующих потребует больших расходов, чем внедрение в практику механизмов исполнения альтернативных наказаний и, в частности, пробации. От этого выиграет всё общество, особенно в долгосрочной перспективе. Однако для внедрения этого нового института нужны политическая воля государства и заинтересованность населения.
Безусловно, введение мер, не связанных с тюремным заключением, предусмотренных Токийскими правилами, потребует внесения существенных изменений в российское законодательство: Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы. Основой полноценной реализации идей применения альтернативных наказаний, выражающих международные стандарты и мировой опыт, должны стать модельная уголовно-исполнительная инспекция, в рамках которой было бы допустимо уже сейчас обеспечить соотношение количества сотрудников и подучётных, внедрить современные технологии социальной работы и коррекции поведения личности. Вместе с тем, к работе должны быть привлечены территориальные органы внутренних дел (милиция общественной безопасности, подразделения по делам несовершеннолетних и др.), а также широкие слои общественности – добровольцы, неправительственные и религиозные организации, средства массовой информации.
Суммируя все сказанное можно сделать вывод, что рассмотренные в нашей работе моменты являются лишь частью существующих пробелов в законодательстве РФ, регулирующем исполнение наказаний. Указанные при рассмотрении проблем исполнения наказаний, правовые коллизии препятствуют надлежащему исполнению приговоров в отношении лиц осужденных к лишению свободы или без такового и требуют разрешения на законодательном уровне.
В этой связи полагаем целесообразным внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство РФ, регламентирующее исполнение наказаний. Полагаем, что решение этих вопросов положительно скажется на эффективности исполнения сотрудниками уголовно-исполнительной системы данных видов уголовных наказаний.
Список использованной литературы
1. Нормативно-правовые акты
1.1 Руководящие принципы ООН за предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г. (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) // Сборник нормативных актов «Уголовно-исполнительное право», изд. Новый Юрист, М., 1997 г., C. 164 - 177.
1.2 Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), 1990 г., // там же, C. 91 - 105.
1.3 Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, Приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 г. //там же, C. 141 - 163.
1.4 Европейские пенитенциарные правила 1987 г. // Сборник нормативных актов и официальных документов «Защита прав человека в местах лишения свободы», М., Юриспруденция, 2003 г., C. 91 - 111.
1.5 Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г. // там же C. 106 - 140.
1.6 Международный пакт «О гражданских и политических правах», 1966 г., // Сборник нормативных актов «Уголовно-исполнительное право», изд. Новый Юрист, М., 1997 г., C. 15 - 20.
1.7 Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, 1955 г., // там же, C. 106 - 140.
1.8 Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Сборник нормативных актов и документов «Содержание под стражей». Изд. Спарк. М. 1996г., C. 179 - 193.
1.9 Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., // Сборник нормативных актов «Уголовно-исполнительное право», изд. Новый Юрист, М., 1997 г., C. 9 - 14.
1.10 Конституция Российской Федерации. – М., 1995. – 64 с.
1.11 Уголовный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 24 мая 1996 г.: офиц. текст: по состоянию на 20 октября 2006 г. / М-во юстиции РФ - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. - 192 с. - (Кодексы и законы России).
1.12 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г.: офиц. текст: по состоянию на 20 октября 2006 г. / М-во юстиции РФ - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. - 288 с. - (Кодексы и законы России).
1.13 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья: принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.: офиц. текст: по состоянию на 3 апреля 2006 г. / М-во юстиции РФ - М.: Омега-Л, 2006. - 442 с.
1.14 Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г.: офиц. текст: по состоянию на 1 февраля 2007 г. / М-во юстиции РФ - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 208 с.
1.15 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г.: офиц. текст: по состоянию на 18 сентября 2006 г. / М-во юстиции РФ - М.: Омега-Л, 2006. - 96 с.
1.16 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г.: офиц. текст: по состоянию на 1 октября 2006 г. / М-во юстиции РФ - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. - 346 с. - (Кодексы и законы России).
1.17 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и другие законодательные акты РФ: федеральный закон Российской Федерации от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ // Российская газета за 14 марта 2001 г.
1.18 О внесение изменений и дополнений в федеральные законы «О введении в действие Уголовного кодекса РФ» и «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса: федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002 г. - № 2. – С. 130.
1.19 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003г. № 162-ФЗ // Российская газета за 16 декабря 2003 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11