Исполнение наказаний

Исправительные работы до 2003 г. отбывались по основному месту работы осужденного. Федеральным Законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ внесены изменения в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации, в соответствии с которым этот вид наказания применяется только к лицам, не имеющим основного места работы на момент вынесения приговора, и отбывается в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Ежегодно инспекции совместно с органами местного самоуправления определяют и обновляют перечни предприятий, на которых осужденные отбывают исправительные работы.[32]

В сравнении с 2004 г. количество осужденных к исправительным работам увеличилось на 721 единицу. Число лиц данной категории, состоящих на 1 января 2006 г., превысило аналогичный показатель 2005 г. на 2152 чел. (5,7 %) и составило 40054 чел. Из них - 500 несовершеннолетних.

Уровень повторной преступности среди данной категории осужденных составил 0,4 %, что на 0,1 % больше, чем в 2004 г. (более 50 % осуждены по ст. 158 УК), В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, инспекциями направляются материалы в суд для решения вопроса о замене наказания на лишение свободы. Всего в 2005 г, в места лишения свободы было направлено более 18 тысяч осужденных, или 21,7 % от числа прошедших по учетам УИИ, что на 7,3 % выше, чем в 2004 г.

Уровень привлечения осужденных к исправительным работам к труду составил 98,4 % (2004 г. - 97,9 %).[33]

Практика исполнения данного вида наказания выявила ряд проблем, связанных с трудоустройством осужденных этой категории. Как правило, это лица, относящиеся к социально неблагополучной части населения, часто не имеющие трудовых навыков, документов, а подчас - и постоянного места жительства.

На наш взгляд, следует расширить действие этой статьи и на работающих лиц, с исполнением наказания но месту работы. Таким образом, осужденный не утратит социально полезные связи, будет находиться под контролем не только УИИ, но также администрации и трудового коллектива. В этом случае эффект исправления осужденного может быть значительным.

Кроме того, на законодательном уровне предусмотреть в отношении несовершеннолетних осужденных к исправительным работам за злостное уклонение от отбывания наказания возможность замены исправительных работ на лишение свободы.

В ходе исполнения мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, также возникает рад проблем, для решения которых необходимо внести изменения в ст. 73 УК РФ, предусмотрев, что суд, назначая условное осуждение, в обязательном порядке возлагает на условно осужденного исполнение определенных обязанностей.

Требует сокращения срок отсрочки отбывания наказания осужденным женщинам, который не должен превышать срока неотбытой части наказания.

Указанные проблемы и меры по улучшению деятельности УИИ рассмотрены в апреле 2006 года на первом Всероссийском совещании начальников аппаратов по руководству уголовно-исполнительными инспекциями и заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, курирующих данное направление деятельности.

Принято решение, направленное на повышение эффективности наказаний без изоляции от общества и укрепление уголовно-исполнительных инспекций.[34]

Обеспечение прав граждан, содержащихся в местах лишении свободы, стало главенствующим направлением в деятельности пенитенциарных учреждений. Хотелось бы отметить, что конституционный принцип лежит в основе всей деятельности уголовно-исполнительной системы.

При освещении либеральных процессов, происходящих в уголовно-исполнительной системе России, необходимо осознавать, что расширение системы альтернативных наказаний – базисная составляющая уголовной и уголовно-исполнительной политики любого демократического общества.

Формы и методы реализации уголовной ответственности, должны, с одной стороны, обеспечивать эффективное достижение целей социальной справедливости, исправления осужденного, общей и социальной превенции, а с другой стороны – не разрывать у осужденного связи с обществом, не ломать его психику, уберечь от губительного влияния криминальной субкультуры.

Современные государства в большинстве своём не стремятся во что бы то ни стало покарать преступника, причинить ему страдания, сделать его изгоем. Более того, эти последствия нежелательны. Гораздо важнее компенсировать ущерб, причинённый преступлением, и уж, во всяком случае, не нести дополнительных расходов на исполнение наказания, во много раз превышающих указанный ущерб.

В соответствии с перечисленными соображениями, альтернативы лишению свободы в качестве механизма воздействия на осужденного включают либо труд, либо исполнение им определённых условий, либо материальное возмещение ущерба.

Наши оппоненты могут заявить о якобы неоправданной мягкости подобной уголовной политики, ведущей к безнаказанности, и, как следствие, росту преступности. По нашему глубокому убеждению, предупреждение преступлений должно быть основано не на страхе, который лишь обусловливает ожесточение и враждебное отношение к государству со стороны лиц, совершивших преступления. Основу превентивной политики должно составить глубокое исследование факторов и индивидуальных причин, провоцирующих преступность и на основе его результатов – реализация широкого комплекса социальных, экономических, правовых и организационных мер. Кроме того, альтернативы лишению свободы, при всей их кажущейся мягкости, создают гораздо большее ощущение ответственности, поскольку предполагают реальную компенсацию причинённого ущерба, что для многих представителей криминалитета гораздо страшнее, нежели попадание в давно привычную среду за «колючей проволокой».


2.2 Теория и практика исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества


В настоящее время УК РФ предусмотрено четыре уголовных наказания, связанных с изоляцией от общества:

а) арест;

б) содержание в дисциплинарной воинской части;

в) лишение свободы на определённый срок;

г) пожизненное лишение свободы.

Наказания в виде лишения свободы исполняют учреждения и органы, входящие в различные федеральные структуры исполнительной власти. В составе Министерства обороны РФ наказания в отношении военнослужащих исполняют: командование гарнизонных и корабельных гауптвахт – в отношении лиц осужденных к аресту, и командование дисциплинарных воинских частей – в отношении военнослужащих, осужденных к наказаниям в виде направления в дисциплинарную воинскую часть.

Исправительные учреждения (ИУ) Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) исполняют наказания в виде лишения свободы (срочного и пожизненного). Наказание в виде ареста (до настоящего времени не исполняется из-за финансовых затруднений) будут исполнять арестные дома, которые будут входить в уголовно-исполнительную систему ФСИН России

В основе выбранного курса Федеральной службы исполнения наказаний лежит нацеленность на преобразование уголовно-исполнительной системы в современную пенитенциарную структуру демократического правового государства. Основное внимание уделяется приведению условий отбывания наказания в соответствие с требованиями общепризнанных международно-правовых актов, снятию неоправданных ограничений и укреплению режима.

Роль и значение режима в местах лишения свободы, как основного элемента порядка исполнения наказания, всегда был на ведущем месте в деятельности уголовно-исполнительной системы.

Содержание режима лишения свободы, определяется его основными признаками и функциями, и включает совокупность правил обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. Их можно условно разделить на три основные группы: правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений; к осужденным; к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или прилегающих к ним территориях.

Правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его обязанности и права в сфере режима. К ним относятся правила по обеспечению изоляции осужденных, безопасности, соблюдению внутреннего распорядка, реализации прав осужденных и выполнению ими своих обязанностей, предупреждению и пресечению с их стороны преступлений и иных правонарушений

Степень изоляции зависит от вида исправительного учреждения, где осужденный отбывает наказание. Максимальная изоляция от общества имеет место в тюрьмах и колониях особого режима, минимальная – в колониях-поселениях. Степень изоляции зависит от поведения осужденного. Она может снижаться (перевод на облегченные условия, предоставление права на передвижение без конвоя или без сопровождения, проживание осужденных вне колонии, выезды за пределы мест лишения свободы) или усиливаться путем водворения в штрафной изолятор (ШИЗО), перевод в помещение камерного типа (ПКТ), одиночную камеру и единое помещение камерного типа (ЕПКТ).

Изоляция осужденных осуществляется путем наружной охраны и постоянного надзора за ними в жилых помещениях и на производстве, в учебных помещениях, библиотеке, столовой, клубе, во время проведения воспитательных мероприятий и т. д.

Соблюдение требований режима обязательно для всех осужденных, а проводить в жизнь эти требования обязаны все работники ИУ.

В соответствии с основными требованиями режима осужденные обязаны:

- беспрекословно и точно выполнять требования администрации ИУ;

- соблюдать требования изоляции;

- соблюдать правила внутреннего распорядка и распорядок дня;

- носить одежду установленного образца;

- не вступать в недозволенные связи с другими осужденными и иными лицами;

- не приобретать, не получать и не изготавливать любые вещи и предметы. запрещенные к использованию в ИУ

Разумеется, что здесь названы лишь основные обязанности осужденных, обусловленные режимом отбывания наказания. Вместе с тем отбывание лишения свободы, поскольку это наказание затрагивает все основные стороны жизни осужденного, требует более детального урегулирования правил поведения осужденных, а тем самым возложения на них дополнительных обязанностей, которые в силу их многообразия, в зависимости от вида ИУ и других условий, не могут быть определены непосредственно в законе. По этой причине закон предусматривает принятие Правил внутреннего распорядка ИУ, в которых и должны решаться эти вопросы. В них подробно расписываются все элементы внутреннего распорядка, детализируются обязанности и права администрации исправительных учреждений, обязанности и права осужденных, определяются процедуры их реализации. Правила внутреннего распорядка предусматривают необходимость издания других нормативных правовых актов. Например, отсылается к необходимости регулирования порядка пересылки почтовых переводов, посылок передач и бандеролей. Иногда Правила внутреннего распорядка поручают урегулировать тот или иной вопрос начальнику учреждения и органа, исполняющего наказания. Необходимо подчеркнуть, что Правила внутреннего распорядка не создают новые материальные нормы, а формулируют процедурные нормы, основная задача которых – детально регламентировать механизм реализации правовых предписаний, обеспечивающих порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

Особое значение имеет указание закона на регламентирование в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений поведения осужденных во время работы и отдыха, поскольку с этим связано наиболее значительное число обязанностей, дополнительно возлагаемых на осужденных (быть вежливыми во взаимоотношениях с работниками ИУ и между собой, соблюдать установленный порядок в жилых и иных помещениях и т. д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты