В ноябре 2005 года утверждены приказом Минюста России и согласованы с Генеральной Прокуратурой Российской Федерации новые Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.[35]
Необходимость издания данных Правил вызвана приведением ведомственной нормативной правовой базы в соответствие с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».
Кроме того, в бывших Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений не нашли своего отражения отдельные изменения законодательства Российской Федерации.[36]
Одновременно практическая деятельность исправительных учреждений выявила дополнительные проблемы, нуждающиеся в четкой регламентации и более совершенном изложении.
В Правилах конкретизировано их распространение на следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Определен порядок ознакомления осужденных с условиями отбывания наказания во время нахождение в карантинном отделении. Детализированы права и обязанности осужденных, внесены дополнения в порядок предоставления осужденным телефонных разговоров, приема посылок и передач, условий содержания осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, более полно отражены вопросы медицинского обеспечения осужденных. Уточнен Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.
Также в Правилах учтены рекомендации минимальных стандартных правил.
Самостоятельную группу правил, обеспечивающих режим исполнения наказания, составляют нормы, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных. К ним относятся нормы, обеспечивающие надзор за осужденными, производство обысков, досмотров и цензуру корреспонденции.
Правила внутреннего распорядка ИУ устанавливают процедурные нормы профилактического характера порядок изъятия у осужденных предметов, не; разрешенных к использованию, порядок проверки наличия осужденных
Выработалась и закрепляется на практике тактика дифференцированного; подхода к исправлению различных категорий осужденных, при которой правонарушители, пытающиеся противостоять администрации, сохранить паразитический образ жизни в колонии, отрицательно влияющие на основную массу осужденных, максимально изолируются от нее. Для изоляции таких лиц используются возможности запираемых помещений, штрафных изоляторов, помещений камерного типа, единых помещений камерного типа, одиночных камер и т.д. Для тех же, кто осознал несостоятельность этой линии поведении, предоставляются все предусмотренные законом льготы, обеспечивается защита от отрицательного влияния нарушителей установленного законом порядка исполнения и отбывания наказания.
Заслуживает внимания норма в уголовно-исполнительном кодексе Украины об определении категорий осужденных, содержащихся в участке усиленного контроля (по УИК РФ запираемые помещения), в которой указывается, что в данном участке «содержатся осужденные, во время пребывания в участке карантина, диагностики и распределения, проявившие степень социально-педагогической запущенности и стремление к продолжению противоправного поведения, а также осужденные, не проявившие готовности к самоуправляемому социально-правомерному поведению».[37] В нашем уголовно-исполнительном законодательстве тоже было бы необходимо предусмотреть эту норму.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации исправительных учреждений влекут установленную законом ответственность. Круг мер взыскания, которые в этом случае могут применяться к нарушителям, четко очерчен законом
Перспективы, обозначенные в нормативных правовых актах, их демократичность, дают понять каждому осужденному, что условия, в которых он будет отбывать наказание и, в конечном итоге, сроки пребывания в исправительном учреждении во многом зависят от него самого, от его правопослушности и степени исправления.
Анализ деятельности исправительных учреждений позволяет заявить, что не удалось добиться в полном объеме исполнения осужденными возложенных на них обязанностей, о чем свидетельствует рост правонарушений, в том числе злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы.
На территории исправительных учреждений могут находиться различные категории граждан: служители культа, судьи, прокуроры, представители общественных объединений, депутаты, представители средств массовой информации, лица, прибывшие на свидание с осужденными, лица, оказывающие юридическую помощь осужденным, вольнонаемный персонал исправительных учреждений и предприятий, где работают осужденные, и т. д. Все они обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, порядок взаимоотношений с осужденными. В случае их нарушения к ним могут применяться установленные меры воздействия: вольнонаемному составу и иным гражданам может быть запрещен доступ на производственные и иные объекты исправительных учреждений; к лицам, прибывшим на свидания, могут быть приняты меры административного воздействия.
Как свидетельствует изучение практики, обеспечивать режим в исправительных учреждениях, изоляцию осужденных и выполнение Правил внутреннего распорядка ИУ в настоящее время достаточно сложно и по следующей причине. В результате проведенной амнистии, изменений, внесенных в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, а также осуществляемой государством политики сокращения наказаний, связанных с лишением свободы, при одновременном расширении практики применения других видов уголовного наказания в исправительных учреждениях стала концентрироваться наиболее опасная часть преступников.
Практически каждый шестой осужден за убийство, каждый восьмой - за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, за разбойное нападение.
Выросло количество лиц, осужденных к длительным срокам наказания, в том числе осужденных к пожизненному лишению свободы, около 50 % осужденных судимы неоднократно.[38]
Многие из них характеризуются упорным нежеланием становиться на путь исправления, активными попытками противодействия администрации мест лишения свободы, склонностью к преступной и иной противоправной деятельности. В последнее время в местах лишения свободы заметно увеличилась доля лиц, до ареста участвовавших в организованных преступных группах, незаконных вооруженных формированиях, совершении террористических актов, осужденных за бандитизм. Их участие в противоправной деятельности предполагает совершение групповых правонарушений, нередко с применением насилия.[39]
Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России) в 2007 году осуществлялись мероприятия по дальнейшему реформированию деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Выполнение возложенных на систему задач осложнялось продолжающимся ростом численности осужденных к лишению свободы и заключенных под стражу, серьезными изменениями в криминогенном составе контингента УИС.
За 2006 год прирост составил 48,3 тыс. человек, общая численность достигла 872 тыс. человек, что соответствует уровню конца 2002 начала 2003 года. На учетах в уголовно-исполнительных инспекциях состоит 574 тысячи человек. В целом через учреждения УИС за 2006 год прошло 2,8 млн. человек. В январе рост численность в УИС увеличилась еще на 5,8 тысяч человек.
Криминогенный состав осужденных продолжает ухудшаться. Растет количество лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Несколько лет назад их численность составляла 30-35%. Сегодня она достигла 70 процентов. Каждый четвертый отбывает наказание за убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый за разбой или грабеж. 46% осужденных отбывают наказание второй раз и более. Сегодня в местах лишения свободы содержится более 400 тысяч человек с повышенной агрессивностью и возбудимостью, склонных к членовредительству, суициду, из них 76 тысяч - с явно выраженной психической патологией.[40]
Эти негативные тенденции прогнозировались и ФСИН России были приняты адекватные меры. Это позволило обеспечить нормальное функционирование учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В течение (какого) года продолжалась работа по совершенствованию законодательства. За 2006 год принято 3 федеральных закона, 4 постановления Государственной Думы, 9 постановлений и распоряжений Правительства России, направленных на улучшение деятельности УИС и соблюдение прав человека. Обеспечивается сопровождение еще 12 законопроектов.[41]
В заключение хочется отметить, что, несмотря на возникающие трудности, такие общеевропейские принципы деятельности пенитенциарных учреждений, как принципы нормализации, открытости, ответственности, безопасности, адекватного реагирования и оптимального использования ресурсов все больше и больше находят свое применение в работе исправительных учреждений России.
Повышению эффективности работы по обеспечению прав человека способствует создание общественных советов по проблемам деятельности УИС при Федеральной службе исполнения наказаний и во всех территориальных органах.
Расширяется конструктивное взаимодействие с общественными объединениями. В настоящее время учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания, оказывают реальное содействие в работе и в исправлении осужденных свыше 350 общественных формирований.
ФСИН России активно сотрудничает с международными организациями. В прошлом году впервые в состав Пенологического комитета Совета Европы на конкурсной основе вошел представитель России - сотрудник Российской уголовно-исполнительной системы. Российская сторона была в числе разработчиков новых Европейских пенитенциарных правил.[42]
Приняты дополнительные меры по обеспечению беспрепятственного обращения лиц, содержащихся в учреждениях УИС, в органы государственной власти, правозащитные организации. В результате увеличилось число зарегистрированных жалоб. Этот процесс закономерен и свидетельствует не о росте напряженности, а является результатом работы по устранению препятствий при отправке жалоб и заявлений.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
3.1 Проблемы реализации в России международных стандартов при применении наказаний не связанных с лишением свободы
Одним из основных факторов, определяющих развитие пенитенциарной системы, практики исполнения наказаний, выступают международные правовые акты в области прав человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями. Эти документы концентрируют в себе опыт, накопленный человеческой цивилизацией в области обеспечения основных гражданских прав человека, они наметили пути и средства их обеспечении в процессе исполнения наказаний. Последовательное выполнение требований международных стандартов и соблюдение прав человека при исполнении уголовных наказаний имеет особое значение, так как правовой статус осужденного отличается от общегражданского различными правоограничениями, объем которых зависит от вида уголовного наказания, назначенного судом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11