Присоединение России в 1996 г. к Уставу Совета Европы и в 1998 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод актуализировало задачу приведения российской системы исполнения наказаний в соответствие с правовыми стандартами Совета Европы, которые в последние годы претерпели значительные изменения. В январе 2006 года были приняты Европейские пенитенциарные правила. Их новая редакция базируется на решениях Европейского Суда по Правам человека, других международных актах.[43]
Подписание Россией ряда международных договоров, соглашений и конвенций, касающихся обеспечения прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, диктует необходимость неуклонного внедрения в отечественную пенитенциарную практику международных стандартов обращения с заключенными. Это тем более важно, что согласно (п. 4 ст. 15) российской Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.[44]
Среди основных, принципиальных положений, содержащихся в Европейских пенитенциарных правилах, прежде всего, следует отметить требование, согласно которому «никто не может быть лишен свободы, за исключением случаев необходимости использования данной меры в качестве крайней и в строго установленном законом порядке»
В развитие данного требования российская уголовно-исполнительная политика направлена на гуманизацию процесса исполнения наказания и расширение их видов, альтернативных лишению свободы. В настоящее время около 2/3 осужденных, в отношении которых функция исполнения наказания возложена на учреждения и органы УИС, отбывают наказания, не связанные с лишением свободы, или к ним применяются иные меры уголовно-правового характера. При этом подавляющее большинство из них (88 %) осуждены условно, 7,6 % - отбывают исправительные работы, 1,5 % - обязательные работы.[45]
Применение наказаний не связанных с изоляцией от общества, имеет большое социальное значение, так как осужденные не попадают в места лишения свободы, не испытывают негативного влияния изоляции от общества, сохраняют социально полезные связи и жизненную перспективу.
Международные стандарты в сфере применения наказаний, альтернативных лишению свободы, и обращения с осужденными - это наиболее общие правила, единые межгосударственные требования, которые предъявляются к национальному уголовно-исполнительному (пенитенциарному) законодательству и практике применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Кроме того, они служат надежным ориентиром для развития данной отрасти законодательства. Большая часть данных стандартов представлена в двух международных нормативных актах: Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правилах) 1990 г., и Европейских правилах применения общественных (альтернативных) санкций и мер 1992 г. Отдельные вопросы, относящиеся к исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, содержатся и в иных международных правовых актах. Эти документы содержат общие принципы применения мер, не связанных с тюремным заключением, включая стадии предварительного следствия, суда и вынесения приговора, а также после вынесения приговора, перечень наказаний, альтернативных лишению свободы, гарантии правового статуса осужденных в период их исполнения, требования к режиму их отбывания и надзору за их исполнением, вопросы участия общественности в исполнении наказаний данных видов, а также требования к персоналу учреждений, занимающихся их исполнением.[46]
В соответствии со ст. 2.3. Токийских правил «система уголовного правосудия должна предусматривать широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением, от досудебных до послесудебных мер». Кроме того, в ст. 2.4 особо подчеркивается, что «следует поощрять разработку новых мер, не связанных тюремным заключением, и внимательно следить за этим процессом, а также систематически оценивать практику их применения». Так, на основании п. 8.2. Токийских правил при назначении наказания, в качестве мер, альтернативных тюремному заключению, возможны следующие санкции:
а) устные санкции такие, как замечание, порицание и предупреждение;
б) условное освобождение от ответственности;
в) поражение в гражданских правах;
г) экономические санкции и денежные наказания такие, как разовые штрафы и поденные штрафы;
д) конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество;
е) возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;
ж) условное наказание или наказание с отсрочкой;
з) условное освобождение из заключения и судебный надзор;
и) постановление о выполнении общественно полезных работ;
к) направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием:
л) домашний арест;
м) любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением;
н) какое-либо сочетание перечисленных выше мер.[47]
В соответствии с уголовным законодательством РФ суд, назначая наказания за совершенное преступление, из наказаний, не связанных с лишением свободы, в качестве основного может назначить денежный штраф, исправительные работы, обязательные работы, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Кроме того, суд вправе назначить лишение свободы условно. И хотя условное осуждение не является самостоятельным видом наказания (условно может быть назначено лишение свободы или исправительные работы),[48] тем не менее, возможность его назначения расширяет перечень послесудебных мер, не связанных с тюремным заключением. При сравнительном анализе приведенных выше мер с системой действующих уголовных наказаний, приведенных в ст. 44 УК РФ, можно заметить, что отечественному законодательству неизвестны виды наказания, связанные с вынесением устных санкций, замечаний, внушений, порицаний или предупреждений. К санкциям, связанным с поражением в гражданских правах, можно отнести наказание в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, так как осужденный лишается свободы выбора работы и в некоторой степени - права распоряжения своими трудовыми способностями. На современном этапе в УК РФ отсутствуют санкции, связанные с конфискацией имущества или лишении права собственности на имущество.[49] Не предусмотрено действующие системой наказаний возвращение имущества жертве или постановление о компенсации. Кроме того, существенным недостатком действующей системы наказаний является и отсутствие возможности назначения наказаний, связанных с ограничением свободы (таких, как домашний арест и направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием).
Известно, что в подавляющем большинстве санкций статей Особенной части УК за преступления небольшой и средней тяжести предусмотрены наказания, альтернативные лишению свободы. Однако, учитывая, что ограничение свободы и арест до настоящего времени не введены в действие, при назначении наказания суд не всегда имеет реальную возможность «широкого выбора» наказаний, не связанных с тюремным заключением. Так, в санкциях 95 статей Особенной части УК из числа мер, альтернативных тюремному заключению (не считая условное осуждение и отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет), суд в качестве основного может назначить только одно из указанных наказаний. В большинстве санкций это денежный штраф. Так, в качестве основного наказания он предусмотрен в 258 санкциях Особенной части УК РФ. В уголовном законодательстве Российской Федерации по распространенности среди наказаний, не связанных с лишением свободы, штраф находится на первом месте. В последние годы отмечается возрастающая роль этого наказания. Об этом свидетельствует увеличение количества преступлений, за совершение которых предусмотрено это наказание (в первоначальной редакции УК РФ 1996 г, штраф составлял порядка 47,1 % ко всем санкциям статей Особенной части УК РФ, а в действующей редакции его доля составляет 54,4 %). Кроме того, по сведениям, приводимым А.С. Колосовым, в последние годы доля осужденных к штрафу среди всех осужденных возросла с 6,1 %до 10%.[50]
Сравнительно невелико и число случаев, когда отечественный уголовный закон предоставляет суду при назначении наказания возможность выбора из двух наказаний, альтернативных лишению свободы. На сегодняшний день она предусмотрена 55-ю санкциями статей Особенной части УК. При этом наиболее часто предоставлена возможность выбора между «штрафом и исправительными работами», «штрафом и обязательными работами», «штрафом и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью». Сравнительно редко суды имеют возможность выбора «исправительные работы или обязательные работы», «лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью». Санкции 41 статьи Особенной части УК предоставляют суду выбор трех наказаний, альтернативных лишению свободы. Причем в их число входят ст. 158 ч 1 (кража), 160 (присвоение или растрата), 165 ч. 1 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), 167 (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества), 175 (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем), 180 (незаконное использование товарного знака), 224 (небрежное храпение огнестрельного оружия) и др. УК РФ. В санкциях этих статей наиболее распространенное сочетание - это «штраф или обязательные работы или исправительные работы», реже встречаются «штраф или обязательные работы, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», и «штраф или исправительные работы, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью». Лишь санкции 4 статей Особенной части УК ст. 141 ч. 2 (нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума), ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 236 ч. 1 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил), ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).
Международными нормативными правовыми актами обращается особое внимание на необходимость привлечения общественности к исправлению осужденного при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Так, в п. 2.5. Токийских правил говорится, что следует изучать возможности принятия мер к правонарушителям силами общественности и избегать, насколько это возможно, проведения формального разбирательства или суда, в соответствии с правовыми гарантиями. Европейские правила также ориентируют на «максимально широкое использование участия организаций и частных лиц, представляющих общество» (п. 45). В п. 48 определено, что объем участия общественности определяется законом или устанавливается органом, отвечающим за исполнение наказаний и мер.[51]
Следует отметить, что в настоящее время в России практически отсутствуют механизмы воздействия на правонарушителя силами общественности. К мерам общественного воздействия на преступника можно было бы отнести систему «товарищеских судов» с «передачей на поруки», существовавшие в советское время. Однако можно утверждать, что они были утрачены в переходный период, хотя, но нашему мнению, преемственность могла бы быть сохранена и общественные меры воздействия на преступника успешно могли бы применяться и на современном этапе. Кроме того, передача на поруки и применение мер общественного воздействия к некоторым лицам, совершившим преступления небольшой тяжести, может помочь снизить нагрузку на уголовно-исполнительные инспекции. Несмотря на то, что подобные механизмы могут оказать эффективное воздействие на преступника, они требуют, чтобы достаточно высокого уровня нравственных ценностей и правовых представлений лиц, осуществляющих процедуру товарищеского суда, а также лиц, выступающих поручителями правонарушителя, с тем, чтобы они могли оказывать действенную помощь в исправлении осужденного и служить для него примером правопослушного поведения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11