Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты развития государственно-конфессиональных взаимоотношений
1.1 Понятие, сущность и виды религиозных объединений
1.2 Исторические аспекты и этапы развития взаимоотношений государства и религии
1.3 Административно-правовой статус религиозных организаций
2. Анализ организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций
2.1 Система взаимоотношений государства и религиозных организаций в России
2.2 Региональные аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций
2.3 Исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере города Нижнекамска
3. Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций
3.1 Опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций на примере республики Дагестан
3.2 Программа мероприятий по совершенствованию взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций
4. Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы
4.1 Обоснование экономической эффективности и социальной значимости внедрения разработанных мероприятий
4.2 Математическое и статистическое обоснование выпускной квалификационной работы
4.3 Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы
4.4 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы
4.5 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы
Заключение
Ссылки на использованные источники
Список использованных источников
Приложение А Анкета.
Введение
Актуальность темы. Государственно-религиозные отношения на протяжении многих веков выступают составной частью системы общественных отношений любого общества. В силу целого ряда специфических особенностей они могут быть отнесены к одному из видов так называемых «синтетических» общественных отношений, которые складываются в результате тесного взаимоотношений материальных и идеологических связей в обществе. Эти отношения, будучи относительно самостоятельными, находятся в тесной взаимосвязи с социально-экономическими, политическими и нравственными отношениями. История свидетельствует, что они постоянно развиваются и изменяются в зависимости от развития общества.
Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" [1]. В случае противоречия Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует Федеральный закон.
Это конкретизирует применительно к предмету настоящего Федерального закона требования статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - только защита указанных прав и свобод [2]. В то же время в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания действуют и другие федеральные законы.
В этой связи представляется очень важным, чтобы принятие федеральных законов, действующих в данной сфере, не порождало коллизий в самом федеральном законодательстве. С другой стороны, не менее важной является проблема реализации федерального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
Говоря о региональных особенностях взаимоотношений государства и религиозных организаций, необходимо отметить, что в Республике Татарстан отсутствуют ясно определенное видение роли религии в современном обществе, концептуальные основы государственной политики в религиозной сфере, что создает многочисленные проблемы и в законодательстве и в реальной практике отношений между государством и религиозными объединениями.
Степень разработанности. Изучением и оценкой взаимоотношений государства и религиозных организаций занимаются многие современные ученые.
В частности, можно отметить интересные и актуальные исследования В.В. Локосова, изучающего особенности влияния политических процессов на религиозные объединения. В работах этого автора немаловажное значение придается проблематике вовлечения церкви и религиозных организаций в политические и социальные процессы, происходящие в стране и отдельных регионах.
Нельзя не отметить и работы Л.Н. Салахатдиновой, сосредоточенные на выявлении особенностей представления информации о религиозных организациях и объединениях в СМИ.
Особое место отводится исследованиям В.С. Сычевой, рассматривающей сферу политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей.
В работе используются статистические данные, представленные в исследованиях С.Б. Филатова и Р.Н. Лункина.
Однако, несмотря на большой объем публикаций и исследований проблем взаимоотношений государства и религиозных организаций, существует множество нерешенных и до конца не исследованных проблем, в частности, это касается нормативно-правовых аспектов рассматриваемого взаимоотношений.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций.
Задачи работы:
изучить теоретические основы организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций
рассмотреть систему взаимоотношений государства и религиозных организаций на федеральном и региональном уровнях;
провести анализ организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций;
провести исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере города Нижнекамска;
рассмотреть опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций;
разработать программу мероприятий по совершенствованию взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на уровне Республики Татарстан и Нижнекамского муниципального района.
Объект – религиозные организации и связанные с ними государственные структуры.
Предмет – формы и методы взаимоотношений государства и религиозных организаций.
Практическая значимость. Данная работа вносит определенный вклад в изучение взаимоотношений государства и религиозных организаций и определяет пути совершенствования обозначенного взаимоотношений. Она может быть использована органами муниципальной власти для подготовки предложений по совершенствованию взаимоотношений государства и религиозных организаций; студентами, обучающимися по специальности «Государственной и муниципальное управление» для подготовки к семинарским занятиям по различным учебным дисциплинам.
Методологическая база.
В работе использовался комплексный подход, позволивший изучить элементы системы взаимоотношений государства и религиозных организаций, наиболее полно отобразить проблему исследования, выявить основные формы и принципы взаимоотношений государства и религиозных организаций; определить административно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций.
Также при написании данной работы использовался структурно-функциональный метод (были изучены структура и функции системы взаимоотношений государства и религиозных организаций); сравнительный метод использовался в основном при анализе нормативно-правовой базы регулирования взаимоотношений государства и религиозных организаций в субъектах РФ; применение нормативно-правового метода обусловлено необходимостью анализа нормативно правового материала, внутренней документации отдела по связям с общественными формированиями и национальным вопросам Нижнекамского муниципального района.
Для проведения социологического исследования был применены метод экспертного опроса, а для получения количественной и качественной информации об аспектах взаимоотношений государства и религиозных организаций применен метод анализа документов.
Эмпирическая база.
В работе использовались следующие материалы: отчеты отдела по связям с общественными формированиями и национальным вопросам Нижнекамского муниципального района;
аналитические отчеты о работе религиозных организаций, находящихся в рамках Нижнекамского муниципального района за 2005, 2006, 2007 года;
положение о регулировании деятельности религиозных организаций;
результаты социологического исследования в городе Нижнекамск;
программы и проекты по совершенствованию взаимоотношений государства и религиозных организаций, разрабатываемые и действующие на территории субъектов РФ.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, заключения, ссылок на использованные источники, списка использованных источников, приложений и папки-файла. Основная часть работы состоит из четырех разделов.
Первый раздел называется “Теоретические основы организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций”, который в свою очередь состоит из трех подразделов, где раскрываются понятие, сущность и виды религиозных объединений, определяются исторические аспекты и этапы развития взаимоотношений государства и религии, а также анализируется административно-правовой статус религиозных организаций.
Второй раздел называется “Анализ организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций”. Данный раздел включает три подраздела, в которых рассматривается система взаимоотношений государства и религиозных организаций в России, выявляются региональные аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций и производится исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере города Нижнекамска.
Третий раздел называется “Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций”. Данный раздел включает два подраздела, в которых анализируется опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций на примере республики Дагестан и предлагается программа мероприятий по совершенствованию взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций.
Четвертый раздел называется «Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы» и включает пять подразделов.
В заключении подводятся все итоги по выпускной квалификационной работе в соответствии с целями и задачами, поставленными в начале работы.
В работе имеются приложения. В Приложении А дана структура взаимоотношений управления по связям с общественными, национальными и религиозными организациями с органами государственной власти, местного самоуправления и с общественными организациями
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21