Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций

Так как гарантами осуществления тех или иных свобод граждан в любом правовом государстве являются конституция и законы страны, общественность страны, и особенно религиозная, стали настаивать на необходимости издания закона СССР о свободе совести, который бы закрепил демократические завоевания в области свободы вероисповедания. После длительного обсуждения 2 октября 1990 года Верховный Совет СССР принял такой Закон - "О свободе совести и религиозных организациях". Закон гарантировал социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов граждан независимо от их отношения к религии. Закон отменил запрет на религиозную пропаганду, фактически имевший место с 1929 года, разрешил обучение религии частным образом, в том числе в специальных учебных заведениях. Впервые в истории советского общества религиозные организации получили полные права юридического лица. Закон значительно расширил права религиозных организаций и граждан, связанные со свободой совести, впервые предоставил гражданам СССР реальные политические, юридические, материальные гарантии свободы совести.

После союзного закона был принят Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий". 5 мая 1991 года Верховный Совет ДАССР принял закон "О свободе совести и религиозных организациях", который, как союзный и российский законы, предоставил гражданам необходимые гарантии осуществления свободы в вопросах религии и атеизма.

Законодательное закрепление полной свободы вероисповедания способствовало резкой активизации деятельности религиозных организаций в Дагестане, особенно в 90-е годы. По данным Комитета Правительства РД по делам религий, в 1994 г. в республике уже насчитывалось 720 мечетей, 2 исламских университета, 6 исламских институтов, 111 медресе, 2 общины адвентистов седьмого дня - АСД, 2 организации ЕХБ - евангельских христиан-баптистов, 3 синагоги. На стадии завершения строительства находилось 139 мечетей и 1 церковь.

О росте религиозной активности дагестанцев говорит тот факт, что если в 1990 г. на хадж, паломничество в Мекку, отправились 365 мусульман республики, то в 1991 г. - уже 1200 человек, в 1992 г. - 6000 , в 1995 г. -9398, в 1996 г. - 12525, в 1997 г. - 12208, в 1998 г. - 13268, в 2001 г. - около 14000, в 2004 году - более шестнадцати с половиной тысяч дагестанцев.

В годы перестройки и реформ религиозные организации получили возможность в полной мере использовать все возможности для расширения рядов своих последователей, идеологического воздействия на население, усиление своего влияния на общественно-политическую жизнь республики. Бурный рост количества религиозных организаций, свободное распространение религиозной литературы, активная миссионерская деятельность как иностранных, так и местных проповедников, расширение системы религиозного обучения, активизация паломничества к святым местам и т.д. - все эти составляющие религиозного возрождения присутствовали в Дагестане в 90-е годы.

Однако процесс осуществления полной свободы вероисповедания в республике, как и в стране в целом, вскрыл и некоторые серьезные проблемы, которые могли и могут стать факторами нестабильности и дезинтеграции в обществе. Одна из таких проблем - широкое проникновение в нашу страну различных нетрадиционных религий и сект. Необходимость регуляции этого процесса стала одной их причин принятия в сентябре 1997 года Закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Вскоре после его принятия, в декабре 1997 года, в Дагестане был подготовлен, обсужден и принят Народным Собранием Республики Дагестан Закон "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях" Принятие республиканского закона было вызвано необходимостью учета некоторых этноконфессиональных особенностей Дагестана.

В целом правовые нормы Закона Республики Дагестан "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях" не противоречат федеральному закону, хотя есть и существенные отличия. В Законе Республики Дагестан не дается определение религиозных объединений, религиозных групп. Все добровольные объединения граждан республики, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РД, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающие соответствующими для этой цели признаками, рассматриваются в дагестанском законе как религиозные организации (ст. 10, п.1 Закона РД). Кроме того, в зависимости от территориальной сферы деятельности религиозные организации подразделяются на местные и республиканские (ст. 10, п.4).

Важная особенность дагестанского закона - признание республиканской организацией религиозной организации, состоящей более чем из половины, но не менее чем из трех религиозных местных организаций соответствующего вероисповедания (ст. 10, п.4). Таким образом, в Республике Дагестан не может быть зарегистрировано более одной республиканской религиозной организации одного и того же вероисповедания.

Спецификой этноконфессиональной обстановки в республике объяснялось внесение в закон нормы, запрещающей создание исламской республиканской религиозной организации по национальному признаку ( ст. 10, п.6). В Закон Республики Дагестан "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях" введена статья, не имеющаяся в федеральном законе: о государственном органе по делам религий РД (ст.6). Этот специальный государственный орган наделяется законом координационными, организационными, консультативными и информационными функциями. Таким органом в Дагестане является Комитет Правительства РД по делам религий, преобразованный из Управления в октябре 1998 года.

В Законе Республики Дагестан специальная глава посвящена порядку осуществления миссионерской деятельности на территории Республики Дагестан (гл.5). Осложнением религиозной ситуации в республике объяснялось введение в статью о религиозном обучении требования регистрации в государственном органе по делам религий РД контрактов (договоров), заключаемых для организации религиозного обучения граждан РД в иностранных государствах (ст.9. п.5).

Некоторые дополнения внесены в статью о праве граждан на получение религиозного образования: родители или лица, их заменяющие, независимо от права детей на получение религиозного образования, обязаны обеспечивать получение ими основного общего образования (ст.7. п.4). Дополнены требования к государственной регистрации религиозной организации. По Закону РД документы на государственную регистрацию подаются в течение 2-х месяцев со дня проведения учредительного собрания (конференции) (ст. 13.п.5).

Таким образом, Закон Республики Дагестан "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях" в целом закрепил гарантии обеспечения и реализации конституционных прав человека на свободу совести и вероисповеданий с учетом дагестанских особенностей.

Принятие федерального и дагестанского законов изменило порядок регистрации религиозных организаций на территории республики. Раньше местные организации регистрировались в горрайадминистрациях, а республиканские - в Минюсте. Теперь регистрацией и перерегистрацией всех религиозных организаций занимается исключительно Министерство юстиции РД.

На основе документов Министерства юстиции РФ и Минюста РД были разработаны документы, разъясняющие порядок и процедуру регистрации религиозных организаций в республике, такие, как: правила регистрации религиозных организаций, порядок делопроизводства, бланки свидетельств о государственной регистрации религиозных организаций и другие регистрационные документы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1998 года "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" в Министерстве юстиции РД с апреля 1999 года действует экспертный совет по проведению религиоведческой экспертизы. Сразу после принятия федерального и дагестанского законов, обязавших религиозные организации пройти регистрацию и перерегистрацию до конца 1999 года, мусульманские, христианские и иудейские организации республики приступили к этому ответственному делу. Наиболее активно проходила регистрация протестантских общин. Наличие в законах РФ и РД нормы, устанавливающей в качестве условия, необходимого для регистрации, существование организации на соответствующей территории не менее 15 лет, подтолкнуло религиозные организации, не соответствующие этому условию, к поиску путей сохранения прав юридического лица в полном объеме. Зачастую избирался вариант поиска централизованной религиозной организации, зарегистрированной в Минюсте РФ и согласной стать учредителем местной дагестанской организации.

В целом проблем с регистрацией и перерегистрацией христианских и иудейских организаций в республике не было. Мусульманские же организации, даже при отсутствии каких-либо препятствий с чьей-либо стороны, активной помощи государственных органов, не проявили необходимой заинтересованности в деле регистрации своих уставов. В результате, в положенные сроки регистрацию в Министерстве юстиции РД прошли около одной десятой всех мусульманских организаций республики.

Одной из главных целей, которые преследовались при принятии Закона Республики Дагестан "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях", являлось недопущение распространения в республике религиозного экстремизма. Организации фундаменталистского или так называемого ваххабитского направления, не проходя никакой официальной регистрации, действовали к этому времени во многих районах республики. Они представляли особую опасность для стабильности и мира в республике. Вся их пропаганда и деятельность были направлены на разжигание религиозного фанатизма, противопоставление их "чистого ислама" традиционно исповедуемой дагестанцами вере.

Главной целью ваххабиты провозгласили создание на территории Чечни и Дагестана исламского государства, в котором действовали бы оторванные от реалий современного общества идеализированные шариатские правила. Для достижения своих целей ваххабиты предполагали использовать все методы, не отвергая даже идею вооруженной борьбы. Несмотря на многочисленные попытки руководства республики решить проблему религиозного экстремизма мирным путем, без кровопролития, путем достижения компромиссов и развертывания идеологического противодействия крайним проявлениям религиозного экстремизма, принятые меры, комплексные мероприятия в этом плане не дали позитивных результатов.

В августе-сентябре 1999 года нападение на Цумадинский, Ботлихский и Новолакский районы нашей республики вооруженных бандформирований из Чечни под руководством ваххабитских лидеров и поддержке их со стороны ваххабитов - дагестанцев полностью разоблачило экстремистскую сущность ваххабитских организаций. 16 сентября 1999 г. НС РД приняло Закон "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан".

Принятие специального закона, запрещающего конкретное религиозное экстремистское течение ваххабизм, явилось прямым следствием развязанной ваххабитами в Дагестане войны и в связи с этим требованием всего населения республики ужесточить борьбу с экстремистским течением, законодательно его запретить. Причем, если раньше борьба с ваххабизмом рассматривалась многими как чисто идейная, несовместимая с провозглашенной в стране свободой совести, то сегодня ваххабиты сами поставили себя вне закона, полностью себя скомпрометировали.

Важно отметить, что не только действия лидеров экстремистов, развязавших войну против мирного мусульманского населения, но и само учение ваххабизма носит антигуманный, антиконституционный характер, т. к. идеология ваххабизма предусматривает устройство политической жизни общества и экономики на основе идей "чистого ислама" путем захвата власти и насильственного утверждения псевдошариатского правления. Агрессивное враждебное отношение ко всем мусульманам, не принимающим ваххабитские идеи, урон, нанесенный ими исламу в Дагестане, позволяют назвать ваххабизм и антиисламским учением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты