Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций

Целесообразно подчеркнуть, что право человека выбирать, иметь и менять убеждения не ограничено ничем и предусматривает право относить себя к любой религии, состоять в любом религиозном объединении, в которое его примут, переходить из одного религиозного объединения в другое. В соответствии с Законом никто не обязан сообщать о своем отношении к религии, и не может быть подвергнут принуждению при определении своего отношения к религии.

Рассмотрение системы взаимоотношений государства и религиозных организаций в России позволяет сделать следующие выводы:

4.  С середины 1990-х годов в России РПЦ и некоторые иные крупнейшие религиозные объединения приобрели привилегированный статус. В последнее время он в ряде случаев закрепляется в подзаконных нормативных правовых актах, которые устанавливают льготы для избранных религиозных организаций (предоставление руководителям религиозных объединений права устанавливать на служебные машины особые номерные знаки, использовать залы аэропортов для официальных делегаций и т. п.).

5.  Ведущие конфессии сотрудничают с государством на основании договоренностей высших иерархов с представителями власти и соглашений с государственными органами, чей правовой статус вызывает вопросы и которые в значительной мере сводятся к декларациям о намерении сотрудничать. В ближайшей перспективе наиболее влиятельные конфессии заинтересованы в такой ситуации, поскольку она позволяет им сохранять привилегированное положение.

6.  Перспективным путем развития законодательства о свободе совести и религиозных объединениях, на наш взгляд, является установление гарантий реализации свободы совести во всех сферах – в армии, медицинских учреждениях и др. – путем установления ответственных должностных лиц, порядка и сроков принятия решений, оснований принятия решений (заявлений, ходатайств и т. п.), ответственности должностных лиц за нарушение данного порядка. Это позволит реализовать один из важнейших принципов светского государства – обеспечение правовой формы государственно-конфессиональных отношений, а также создаст надежную основу для долговременного развития государственно-конфессиональных отношений, гарантирующих соблюдение прав религиозных объединений при изменении политического курса.

Говоря об особенностях взаимоотношений государства и религиозных организаций на уровне Республики Татарстан, необходимо привести слова Президента РТ М.Ш. Шаймиева, прозвучавшие в Послании Государственному Совету Республики Татарстан: “будучи отделенными от государства, религиозные организации не отделены от общества. Поэтому государство осознает необходимость конструктивного сотрудничества с конфессиями в решении многих социально значимых проблем, и прежде всего это касается консолидации нашего общества. Именно этому, мы считаем, способствовал визит в республику Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который продемонстрировал глубокое уважение к государственности Татарстана, выявил высокую степень готовности к сотрудничеству православной и мусульманской конфессий.

Непростые процессы, как известно, протекают в мусульманской общине республики. Тем не менее, ведущей тенденцией стало стремление к консолидации, разрешению организационных и иных споров. Как бы ни старались отдельные силы преподнести это в негативном свете, в целом из средств массовой информации видно, что в обществе есть понимание необходимости единения. В данном случае государство и материально, и в организационном плане будет способствовать тому, чтобы консолидация прошла на высоком уровне. Религиозные конфессии сейчас переживают примерно те же процессы, какие общество проходило в своей политической жизни несколько лет тому назад. Президент и иные органы государственной власти приложили свои усилия, чтобы выйти на консолидацию. Все население нашей республики заинтересовано в этом”.

На сегодняшний день в Нижнекамском муниципальном районе сложилась устойчивая система взаимоотношений в сфере этноконфессиональных отношений. Все религиозные объединения и группы находятся в поле зрения Совета по взаимоотношению с религиозными объединениями при Исполнительном комитете Нижнекамского муниципального района.

На территории города и района функционируют 43 религиозных организации и групп. Из них мусульманских – 21, православных – 13 и протестантских – 9.

В муниципальном районе создаются необходимые условия, способствующие строительству культовых объектов традиционных конфессий, что, на наш взгляд, открывает новые возможности для духовного возрождения общества.

Религиозным организациям и верующим со стороны Исполнительного комитета муниципального района оказывается всесторонняя помощь по проведение религиозных праздников.

В целом религиозная ситуация в Нижнекамском муниципальном районе устойчива. Руководители религиозных организаций согласуют свою деятельность с руководителями Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района и функционируют в соответствии с законами РФ и РТ «О свободе совести» и «О религиозных объединениях», основополагающими принципами их деятельности являются отделение религии от государства, невмешательство религиозных объединений в дела государства и политику.

Рассмотрев опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций на примере республики Дагестан, необходимо заключить, что верующие Дагестана имеют возможность реализовать свои права на свободу вероисповедания в полном объеме и без ограничений, что является одним из важнейших признаков движения республики в направлении построения демократического правового общества.

В настоящее время Республика Татарстан принимает меры по развитию законодательства о свободе вероисповедания и деятельности религиозных объединений с целью последовательного обеспечения реализации данной свободы и создания правового режима существования религиозных объединений, позволяющего как удовлетворять религиозные потребности, так и заниматься социально - полезной деятельностью, сотрудничать с государством в решении социальных и иных проблем, стоящих перед обществом. Однако, несмотря на проводимую работу, в настоящий момент, на наш взгляд, является актуальным формирование основных концепций региональной политики в области взаимоотношений государства (в лице республиканских и муниципальных органов власти) и религиозных организаций, в связи с чем нами предлагаются следующие основные направления:

-       республиканская политика в вопросах религиозного образования;

-       взаимоотношение государства и религиозных объединений в сфере благотворительности;

-       обеспечение прав на свободу вероисповедания верующих, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы и в Вооруженных Силах;

-       совершенствование деятельности государственных органов в отношениях с религиозными объединениями и верующими;

-       создание системы религиоведческой и правовой подготовки в сфере религии;

-       основные направления информационной политики по освещению религиозных процессов в Татарстане.

К тому же, для совершенствования взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций целесообразно в рамках Нижнекамского муниципального района содействие укреплению межнационального и межконфессионального мира и согласия, организация работы по созданию необходимых условий, способствующих строительству культовых объектов традиционных конфессий, расширение взаимоотношений с нетрадиционными религиозными объединениями, функционирующими на территории города и района, оказание организационной, юридической и методической помощи в деятельности религиозных организаций Нижнекамского муниципального района.



Ссылки на использованные источники


1. Федеральный закон № 125 от 26.09.97 “О свободе совести и религиозных объединениях”– [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система Консультант Плюс.

2. Конституция Российской Федерации – [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система Консультант Плюс.

3. Акулов, В.А. Религия и право. Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 238 с.

4. Варламова, С.Н. Гражданин, закон и публичная власть./ С.Н. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова// Социс. – 2006. – №11. – С. 61–72.

5.       Шевченко, И.О. Государство и церковь: особенности взаимоотношений / И.О. Шевченко// Социс. – 2005. – №1. – С. 95–101.

6.        Венер, А. История религиозного становления / А. Венер// Государство и религия. – 2006. – №7. – С. 11–13.

7.       Пахомов, А.А. Особенности трансформации религии и государственной религиозной политики// Социс. – 2005. – №12. – С. 101–108.Ковалев, В. Религия и идея российской цивилизации // Безопасность Евразии. – 2003. – № 4. – С. 98–104.

8.       Подберезский, И. Где кому молиться?//Религия и право. 2000. - № 6. С. 18 – 19.

9.       Социальная политика: Учебник./ Под общей редакцией Н.А. Волгина. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 736 с.О социальной концепции русского православия. М., 2002. С. 149

10.  Филатов, С. Конец 90-х: возрождение религиозной нетерпимости//Нетерпимость в России: старые и новые фобии. М., 2002. С. 146 – 147.

11.  Рыбинский, Е.М. История развития государственно-церковных отношений: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.

12.  Жукова, Л.Г. Основы православной культуры, или апология православия // Проблемы регионального религиоведения и актуальные вопросы преподавания религиоведения в высшей школе. Материалы IV Российской конференции, 10 – 11 декабря 2002 года. М., 2003. С. 23 – 28.

13.  Хараламбос, К. История государственно-церковных отношений в России - [Электронный ресурс] // #"#" title="Санкт-Петербургское философское общество">Санкт–Петербургское философское общество, 2002. – С.12–17.

16.  Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 – [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система Консультант Плюс.

17.  Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система Консультант Плюс.

18.  Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 24 "О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу" – [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система Консультант Плюс.

19.  Градировский, С. Противоречия статусности религиозных организаций и объединений//Преодолевая государственно-конфессиональные отношения. Сборник статей. Нижний Новгород, 2003. С. 99 – 102.

20.  Закон Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" – [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система Консультант Плюс.

21.  Закон Республики Дагестан "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях" – [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система Консультант Плюс.

22.  Закон Волгоградской области от 27 ноября 2001 г. "О защите прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области" – [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система Консультант Плюс.

23.  Закон Тюменской области от 8 февраля 2001 г. "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области" – [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система Консультант Плюс.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты