Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций

1. Республиканская политика в вопросах религиозного образования

Республике необходимо придерживаться принципа отделения государственной системы образования и воспитания от религиозных объединений и осуществления светского характера образования.

По нашему мнению, не следует допускать преподавание религиозных дисциплин в государственных образовательных учреждениях. При организации отдельных встреч и мероприятий (например, оказание благотворительной помощи) с представителями конфессий, администрации государственных учреждений образования следует принимать меры по недопущению религиозной пропаганды, оскорбления верующих и неуважительного отношения к другим конфессиям во время таких встреч.

Вместе с тем администрация и педагогический состав государственных учреждений образования должны уважать религиозные чувства учеников (воспитанников) и не могут заниматься антирелигиозной пропагандой, навязыванием атеистических убеждений, нарушать права учеников (воспитанников) и их родителей в зависимости от религиозных убеждений.

В республиканской системе образования и воспитания следует допускать преподавание дисциплин, связанных с религией, однако такое преподавание должно иметь не теологическую, а религиоведческую и культурологическую направленность и не может сопровождаться выполнением религиозных обрядов или пропагандой религиозной исключительности.

В негосударственной системе образования и воспитания целесообразно допускать преподавание и изучение религиозных и религиоведческих дисциплин на добровольных началах (за исключением негосударственных учреждений образования, созданных религиозными объединениями, в которых изучение религиозных и религиоведческих дисциплин может являться обязательным).

Религиозные объединения могут создавать учреждения образования как для предоставления светского образования, так и для подготовки религиозных служителей и предоставления религиозного образования. В первом случае они должны отвечать государственным стандартам, иметь лицензию и соблюдать другие правила, установленные в сфере образования. В случае создания учебного заведения исключительно для подготовки религиозных служителей и предоставления религиозного образования, деятельность такого заведения не будет лицензироваться государством, хотя учебное заведение обязано соблюдать определенные правила, установленные государством для общественных учреждений.

Религиозные объединения, на наш взгляд, должны иметь возможность создания воскресных школ, курсов, семинаров и других форм религиозного обучения, не требующих государственной регистрации и лицензирования, отправлять учеников (воспитанников) на обучение в соответствующие учебные заведения других стран. Государственные органы с привлечением органов (должностных лиц) по связям с религиозными объединениями будут иметь право в порядке, установленном законом, осуществлять проверки образовательной деятельности религиозных объединений, не вмешиваясь непосредственно в эту деятельность.

Государство должно уважать права родителей воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, равно как право ребенка иметь собственные религиозные или атеистические убеждения, отличные от убеждений родителей. Действия по принудительному привлечению детей к религии, сопряженные с физическим или иным противоправным воздействием, наказываются в соответствии с законодательством Республики. Родители могут приобщать детей к религии как в частном порядке, в том числе совместно с другими родителями, так и в различных заведениях, созданных религиозными объединениями, а также отправлять их для обучения в религиозные учебные заведения других стран.

2. Взаимоотношение государства и религиозных объединений в сфере благотворительности

Принцип отделения религиозных объединений от государства не означает полной изоляции государственных и религиозных институтов. Одной из сфер возможного сотрудничества двух социальных субъектов является благотворительность. Благотворительная деятельность является одним из важнейших видов деятельности любого религиозного объединения и государство признает значительный позитивный социальный потенциал религиозных организаций в делах благотворительности и социальной опеки.

Различные конфессиональные структуры имеют огромный опыт работы с людьми и организациями, требующими повышенного общественного внимания, в том числе с детьми и престарелыми, лицами страдающими различными заболеваниями, включая алкоголизм и наркоманию, бездомными и малоимущими. Даже сравнительно небольшой постсоветский период деятельности религиозных организаций показал огромную активность религиозных организаций в сфере благотворительности. Большинство религиозных объединений Республики Татарстан проводят благотворительные программы в различных формах.

С другой стороны, государственные органы в силу различных причин не всегда эффективно действуют в сфере благотворительности и социальной защиты. Таким образом, существует объективная потребность во взаимоотношении государственных и религиозных структур в вопросах благотворительности.

На наш взгляд, должны быть предприняты меры по предоставлению религиозным организациям больших организационно-правовых возможностей для осуществления благотворительной деятельности. В частности, в законодательстве необходимо закрепить право проводить такую деятельность как самостоятельно, так и через создаваемые ими структуры, а также в сотрудничестве с различными государственными и негосударственными организациями. В налоговом законодательстве следует закрепить льготы для организаций, занимающихся благотворительностью.

Государственным органам различных видов и уровней рекомендуется использовать возможности религиозных объединений в сфере благотворительности и при этом исключить любые проявления административного нажима и принуждения к такой деятельности. Позитивный опыт сотрудничества государства и религиозных объединения должен найти свое отражение в средствах массовой информации.

Благотворительная деятельность религиозных объединений будет осуществляться с уважением к религиозным или нерелигиозным чувствам граждан.

3. Обеспечение прав на свободу вероисповедания верующих, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы и в Вооруженных Силах

Конституционным правом на свободу совести обладает каждый, находящийся на территории Республики Татарстан, включая лиц, чьи права и свободы в силу различных причин ограничены по сравнению с большинством населения Республики.

Одна из таких категорий граждан - лица, приговоренные к различным видам наказания, связанным с изоляцией от общества. Государство признает, что осужденные также имеют права на свободу совести и вероисповедания. Для обеспечения этого права государственным органам следует разрешать гражданам, находящимся в изоляции, получать и пользоваться религиозной литературой и предметами религиозного назначения, осуществлять религиозные обряды.

Администрация пенитенциарных учреждений будет устанавливать контакты с религиозными объединениями на соответствующей территории и при необходимости приглашать представителей этих объединений для отправления религиозных обрядов или церемоний. При этом должно сохраняться равное отношение к любым религиозным убеждениям осужденных. При достаточно большом количестве верующих одного вероисповедания на территории учреждения могут быть построены или приспособлены здания или помещения для религиозных служб.

Одной из задач пенитенциарных учреждений будет сотрудничество с религиозными объединениями, использование нравственного и духовного потенциала служителей различных религий, большого опыта работы религиозных объединений по исправлению и перевоспитанию осужденных. В рамках этого сотрудничества администрация и религиозные объединения будут проводить совместные мероприятия, включая благотворительные, просветительские, образовательные акции.

Специфика содержания лиц, изолированных от общества, требует учета режимных правил при отправлении религиозных обрядов осужденными и деятельности религиозных объединений. Однако режимные правила, ограничивающие права на свободу вероисповедания, должны применяться только там и тогда, где и когда это вызвано действительной необходимостью.

В соответствии с Конституцией Республики Татарстан, защита Республики Татарстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина и подавляющее большинство верующих достойно несут эту обязанность. При этом государство относится с уважением и пониманием к религиозным убеждениям верующих-военнослужащих, что проявляется в предоставлении возможностей отправления религиозных обрядов, пользования предметами культа и религиозной литературой с учетом особенностей несения военной службы и воинских уставов. Командование воинских частей и соединений не должно препятствовать акциям религиозных объединений, проводимым в руководимых ими подразделениях и направленных на патриотическое воспитание, укрепление морального духа военнослужащих, искоренение недостатков в межуставных отношениях. Там, где это вызвано необходимостью, командование воинских частей и соединений будет приглашать служителей религиозных объединений для отправления культа.

Вместе с тем, командирам следует с высокой степенью ответственности относиться к приглашению духовенства для освящения различной деятельности или объектов или для присутствия на воинских мероприятиях, учитывая разнообразные религиозные убеждения военнослужащих. Одна из задач командиров состоит в создании толерантной обстановки в воинских подразделениях, недопущении конфликтов на религиозной почве.

Государство осознает, что среди его граждан есть верующие, чьи убеждения не позволяют брать в руки оружие. Для согласования интересов государства и религиозных убеждений граждан, на наш взгляд, необходимо внести соответствующие поправки в закон об альтернативной военной службе, который позволит верующим исполнить свой гражданский долг без ущемления своих религиозных чувств. На период подготовки поправок к этому закону необходимо объявить мораторий на привлечение к уголовной ответственности за уклонение от военной службы.

4. Совершенствование деятельности государственных органов в отношениях с религиозными объединениями и верующими

В условиях, когда религиозные объединения признаются неотъемлемой и стабильной частью социальной структуры общества, а верующие - полноправными гражданами, для деятельности государственных органов принципиально важен перенос акцентов с односторонне-властных, надзорно-разрешительных функций на отношения сотрудничества и взаимопомощи. В современных условиях религиозные объединения должны рассматриваться как социальные партнеры, коллективная форма удовлетворения религиозных потребностей, а не как образования, чуждые социальному строю, за деятельностью которых требуется пристальное наблюдение. При этом государственные органы оставляют за собой право на применение властных функций в случаях правонарушений со стороны религиозных объединений и верующих.

Основываясь на таких предпосылках, в республике не должны создаваться специальные государственные органы, выполняющие управленческие функции по отношению к верующим и религиозным объединениям.

В аппаратах местных органов власти могут создаваться подразделения (должности) по связям с религиозными объединениями, задачами которых будут проведение мониторинга в религиозной сфере, подготовка предложений по улучшению государственно-конфессиональных отношений, содействие религиозным объединениям в отношениях с государственным органами и государственным органам по вопросам, связанным с религией. Эти подразделения (государственные служащие) не могут выполнять каких-либо разрешительных, контрольных или надзорных функций.

Различные государственные органы Республики Татарстан будут взаимодействовать с религиозными объединениями в пределах своей компетенции и не будут наделены дополнительными государственно-властными полномочиями в связи с религиозной характеристикой организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты