Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 24 "О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу" определяет порядок предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу и в связи с сокращением срока военной службы по призыву.
4.4 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы
Программа социологического исследования организационно–правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций
Обоснование проблемы исследования
Государственно-религиозные отношения на протяжении многих веков выступают составной частью системы общественных отношений любого общества. В силу целого ряда специфических особенностей они могут быть отнесены к одному из видов так называемых «синтетических» общественных отношений, которые складываются в результате тесного взаимоотношений материальных и идеологических связей в обществе. Эти отношения, будучи относительно самостоятельными, находятся в тесной взаимосвязи с социально-экономическими, политическими и нравственными отношениями. История свидетельствует, что они постоянно развиваются и изменяются в зависимости от развития общества.
Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях". В случае противоречия Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует Федеральный закон.
Это конкретизирует применительно к предмету настоящего Федерального закона требования статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - только защита указанных прав и свобод. В то же время в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания действуют и другие федеральные законы.
В этой связи представляется очень важным, чтобы принятие федеральных законов, действующих в данной сфере, не порождало коллизий в самом федеральном законодательстве. С другой стороны, не менее важной является проблема реализации федерального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
Подчеркнем, что на уровне муниципального образования “Нижнекамский муниципальный район” не существует острых проблем в вопросах взаимодействия государства и религиозных организаций, однако необходимость совершенствования взаимодействия муниципальных органов власти и религиозных организаций существует и в рамках Нижнекамского муниципального района.
Объект исследования: религиозные организации и связанные с ними государственные и муниципальные учреждения, находящиеся в рамках муниципального образования “Нижнекамский муниципальный район”.
Предмет исследования: процесс формирования взаимоотношений государства и религиозных организаций.
Цель исследования: проанализировать организационно – правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций и сформировать предложения по совершенствованию взаимоотношений.
Гипотеза исследования основывается на том, что в современной России, а также в большинстве регионов, отсутствует устойчивое, основанное на нормативно-правовых актах, взаимоотношение государства и религиозных организаций, а нередко подобное взаимоотношение выходит за рамки законодательства. Существующие федеральные законы и нормативно-правовые акты не всегда учитывают региональную специфику и зачастую не способствуют нормализации межконфессионадьных отношений.
Для утверждения или опровержения гипотезы автор работы ставит следующие задачи:
- провести анализ федерального и регионального законодательства, касающегося различных аспектов деятельности религиозных объединений;
- рассмотреть организационно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций;
- рассмотреть опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций;
- провести исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере Республики Татарстан;
- выработать предложения по совершенствованию взаимоотношений государства и религиозных организаций.
Рабочий план исследования представлен в таблице 2.
Основными методами сбора информации являются анализ статистических данных, экспертный опрос, вторичный анализ данных социологических исследований.
Таблица 1
Календарный план работы
Вид работы |
Срок |
1. Выбор темы и составление библиографии |
с 5.01.08 по 27.01.08 |
2. Изучение состояния разработанности проблемы в литературе |
с 27.01.08 по 10.02.08 |
3. Сбор фактического материала |
с 26.01.08 по 22.03.08 |
4. Уточнение цели, задач и обоснование концепции работы |
с 10.03.08 по 30.03.08 |
5. Обработка собранного материала |
с 30.03.08 по 7.04.08 |
6. Подготовка текста первой главы |
с 7.03.08 по 24.03.08 |
7. Подготовка текста второй главы |
с 24.03.08 по 7.04.08 |
8. Подготовка текста третьей главы |
с 7.04.08 по 21.04.08 |
9. Подготовка текста четвертой главы |
с 21.04.08 по 5.05.08 |
10. Оформление работы |
с 15.05.08 по 05.06.08 |
Таблица 2
Рабочий план подготовки и проведения социологического исследования
Наименование мероприятия |
Сроки выполнения |
Исполнитель |
Примечания |
1 Составление и утверждение программы социологического исследования |
Январь |
Дипломант совместно с научным руководителем |
|
2 Подготовка методического инструментария |
Февраль |
Дипломант |
Тиражирование анкет в количестве 15 экземпляров |
3 Проведение социологического исследования |
Март |
Дипломант совместно с научным руководителем |
|
4 Подготовка анкеты для обработки |
Март |
Дипломант |
|
5 Обработка собранной информации на компьютере |
Март |
Дипломант |
|
6 Анализ результатов исследования |
Апрель |
Дипломант |
|
7 Обсуждение результатов исследования |
Апрель |
Дипломант совместно с научным руководителем |
|
8 Оформление отчета о проведении исследования |
Апрель |
Дипломант |
|
Таблица 3
Логическая структура инструментария
Операциональные понятия |
Индикаторы |
Тип шкалы измерения |
Номер вопроса в анкете |
1 |
2 |
3 |
4 |
Оценка необходимости размещения информации |
Факт необходимости |
ранговая |
1 |
Оценка необходимости религиозного воспитания молодежи |
Факт необходимости |
ранговая |
2 |
Осведомленность респондента о нормативно-правовых актах |
Оценка осведомленности |
номинальная |
3,4 |
Влияние религиозных организаций на общество |
Степень влияния |
ранговая |
5 |
Оценка необходимости совершенствования взаимодействия |
Факт взаимодействия |
номинальная |
6 |
Оценка необходимости диалога государства и религиозных организаций |
Факт необходимости |
ранговая |
7 |
Формы диалога государства и религиозных организаций |
Формы диалога |
номинальная |
8 |
Вовлечение религиозных организаций в политические процессы |
Факт вовлечения |
ранговая |
9 |
Оценка межэтнических и межконфессиональных отношений |
Характер отношений |
номинальная |
10 |
Проблемы разжигания межнациональной напряженности |
Наличие напряженности |
ранговая |
11 |
Оценка активности государства по урегулированию конфликтов |
Факт регулирования |
ранговая |
12 |
Оценка активности религиозных организаций |
Наличие деятельности |
номинальная |
13 |
Пол |
Пол |
номинальная |
14 |
Возраст |
Число лет |
интервальная |
15 |
Образование |
Уровень образования |
ранговая |
16 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21