Говоря об эффективности взаимоотношений государства и религиозных организаций, нужно учитывать как рациональное использование управленческого ресурса, так и организацию процесса успешного государственного управления.
В настоящее время взаимоотношение с религиозными объединениями составляет часть полномочий Президента и Правительства России.
На федеральном уровне в рамках исполнительной власти регулирование государственно-конфессиональных отношений относится также к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной регистрационной службы, Отдела по взаимоотношению с религиозными объединениями Главного управления внутренней политики Администрации Президента Российской Федерации, Совета по взаимоотношению с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации. Кроме того, значительное внимание взаимоотношению с религиозными объединениями уделяется на уровне института Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Главный критерий социальной значимости взаимоотношений государства и религиозных организаций – максимальная степень удовлетворения интересов обеих сторон, чего не всегда удается достичь. Для достижения баланса интересов необходимо стремиться к социально-экономической эффективности.
В современной теории менеджмента управление считается эффективным в том случае, если организации достигают своих целей, поэтому эффективность в управлении взаимоотношением государства и религиозных организаций следует рассматривать с позиций представителей религиозных организаций, органов государственной власти или территориального управления, населения.
Эффективность с позиций представителей религиозных организаций определяется, прежде всего, как уровень, определяемый государством, который является необходимым и достаточным для осуществления религиозными организациями своей деятельности. Если такие условия не предоставляются, то религиозные организации вынуждены или подстраиваться под существующие нормативы, или отстаивать свои права через суды и т.д.
Эффективность деятельности религиозных организаций с позиций представителей власти определяется как полное и неукоснительное соблюдение первыми норм и правил, установленных государственными органами.
Несмотря на проводимую работу государственных органов по совершенствованию взаимоотношений с религиозными организациями, в настоящий момент, на наш взгляд, для обеспечения социально-экономической эффективности подобного взаимоотношений целесообразным является формирование основных концепций региональной политики в области взаимоотношений государства (в лице республиканских и муниципальных органов власти) и религиозных организаций, в связи с чем могут быть предложены такие направления, как республиканская политика в вопросах религиозного образования; взаимоотношение государства и религиозных объединений в сфере благотворительности; обеспечение прав на свободу вероисповедания верующих, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы и в Вооруженных Силах; совершенствование деятельности государственных органов в отношениях с религиозными объединениями и верующими; создание системы религиоведческой и правовой подготовки в сфере религии; информационная политика по освещению религиозных процессов в Татарстане.
Эффективность реализации плана мероприятий должно обеспечивается за счет:
- исключения возможности влияния бюрократических факторов при принятии и реализации управленческих решений;
- привлечения компетентных представителей властных и религиозных структур для решения существующих проблем;
- привлечения независимых объективных консультантов по различным аспектам возникающих вопросов;
- создания эффективных механизмов оценки и реализации намеченного плана.
Оценка эффективности реализации программы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
- повышения уровня объективности и эффективности при принятии управленческих решений;
- приведение в соответствие федеральных, региональных и местных нормативно – правовые актов, касающихся регулирования взаимоотношений государства и религиозных организаций;
- учет и оценка региональных и местных особенностей при формировании государственной политики в области взаимоотношений государства и религиозных организаций.
Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить:
- повышение уровня качественного взаимоотношений государства и религиозных организаций;
- рост информированности и доброжелательности общества по отношению к религиозным организациям;
- повышение качества и надежности взаимоотношений государства и религиозных организаций;
- создание устойчивой институциональной основы для участия религиозных организаций в формировании федеральной и региональной политики в отношении религиозных объединений.
4.2 Математическое и статистическое обоснование выпускной квалификационной работы
Внедрение в жизнь предложенных мероприятий требует определенных затрат. В основном, это дополнительные затраты рабочего времени, затраты на повышение квалификации служащих, затраты, связанные с организацией и проведением различных мероприятий (конференции, презентации, демонстрации и т.д.) И, если говорить об эффективности в целом (эффективность складывается из экономической и социальной составляющих), нужно отметить, что данная концепция рассчитана в большей мере не на экономическую эффективность, а на социальную.
Разработка и реализация программы поможет повысить уровень качественного взаимоотношений государства и религиозных организаций, усилить информированность и доброжелательность общества по отношению к религиозным организациям, повысить качество и надежность взаимоотношений государства и религиозных организаций, создать устойчивую институциональную основу для участия религиозных организаций в формировании федеральной и региональной политики в отношении религиозных объединений.
Для получения количественной оценки результатов социологического исследования особое значение имеет применение математико-статистического метода расчета.
Нами было проведено исследование проблем взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций г. Нижнекамска с использованием экспертного опроса. В качестве основного инструментария использовалась анкета. Проведем статистические расчеты проведенного исследования.
На вопрос, должна ли вся официальная информация, касающаяся вопросов взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций, размещаться на городском Интернет-сайте, 67 процентов опрошенных дали утвердительный ответ, однозначно отрицательно высказались 13 процентов, остальные 20 процентов отметили, что не всегда.
Ответы на вопрос, следует ли школам и вузам заниматься религиозным воспитанием молодежи, распределились следующим образом:
1) безусловно, да – 13 процентов;
2) скорее да – 60 процентов
3) скорее нет – 20 процентов
4) безусловно, нет – 0 процентов
5) затрудняюсь ответить – 7 процентов
Следует отметить высокую степень осведомленности опрошенных о нормативно – правовых актах, касающихся взаимоотношений государства и религиозных организаций – 80 процентов.
На вопрос, что необходимо делать государству для совершенствования восприятия населением религиозных организаций, большинство респондентов (60 процентов) отметили, что необходимо религиозное воспитание в детском саду, школе, институте, в семье и улучшение условий жизни религиозных организаций. 33 процента отметили необходимость создания религиозных кружков, организаций, клубов, проведение религиозно – культурного просвещения и 13 посчитали, что необходимо больше тем религиозной направленности в СМИ и больше религиозных фильмов и литературы.
Необходимо отметить абсолютное единодушие респондентов (100 процентов) в отношении необходимости существования диалога между государством и религиозными организациями. Однако подавляющее большинство (60 процентов) высказались против вовлечения религиозных организаций в политические процессы, происходящие в стране.
Никто из респондентов не отметил существования напряженной или критической межэтнической и межконфессиональной ситуации в Республике Татарстан и в России в целом.
4.3 Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы
Нормативно–правовое обеспечение выпускной квалификационной работы составили различные правовые акты. Традиционно в работе была использована нормативно-правовая литература, документация трех уровней власти: федерального, регионального и местного.
Конституция Российской Федерации – это основной закон страны, выполняющий роль юридического фундамента и предусматривающий основы демократии. В статье 44 закреплено право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ.
Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Федеральный закон № 125 от 26.09.97 “О свободе совести и религиозных объединениях” регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.
Закон Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" запрещает организацию и проведение ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан.
Закон Республики Дагестан "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях" регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания на уровне Республики Дагестан, а также правовое положение религиозных объединений Республики Дагестан.
Закон Волгоградской области от 27 ноября 2001 г. "О защите прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области" регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области, а также правовое положение религиозных объединений на территории Волгоградской области.
Закон Тюменской области от 8 февраля 2001 г. "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области" регулирует правовое положение религиозных объединений.
Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21