Нормы права, регламентирующие вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел

Нормы права, регламентирующие вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРАКТИКИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1.1 Сущность, значение служебной дисциплины в органах внутренних дел и меры по ее обеспечению

1.2 Механизм правового регулирования служебной дисциплины в органах внутренних дел

1.3 Предмет и функции дисциплинарной практики в органах внутренних дел

ГЛАВА 2. ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

2.1 Содержание и виды мер дисциплинарного воздействия в органах внутренних дел

2.2 Основания привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности

2.3 Дисциплинарное производство. Порядок наложения и исполнения дисциплинарных взысканий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Дисциплина – неотъемлемый элемент жизни и деятельности любой организации как объединения людей. Она направлена на обеспечение единства членов организации и достижение поставленных целей, выступает в качестве необходимого условия всякой общей работы.

Органы внутренних дел в системе исполнительной власти занимают особое место. Они непосредственно и повседневно охраняют права и свободы граждан, обеспечивают правопорядок и законность. Такая деятельность требует высокой профессиональной подготовки, моральной стойкости, физической выносливости, личного мужества при выполнении служебного долга. К лицам, поступающим на службу в органы внутренних дел, предъявляются специальные требования морального, физического, возрастного и общеобразовательного характера. В то же время служебная дисциплина в органах внутренних дел требует от всех сотрудников высокой дисциплинированности, исключительной честности, сознательности, точности и исполнительности, большой организованности. Все это обусловливает установление для лиц, занимающих должности рядового и начальствующего состава, особой служебной дисциплины. «За девять месяцев 2005 года к уголовной и дисциплинарной ответственности привлечены свыше 20 тысяч милиционеров, – сообщил министр внутренних дел России Рашид Нургалиев, – из года в год растет число правонарушений среди сотрудников милиции. Только за 9 месяцев текущего года их число возросло более чем на 41%, превысив цифру в 29 тысяч нарушений. Это – только выявленные правонарушения».[1]

В юридической науке вопросы укрепления дисциплины всегда занимали значительное место. В настоящее время эту проблему нельзя считать окончательно решенной, поскольку многие вопросы, связанные с понятием и сущностью государственной дисциплины и, в частности, ее разновидности – служебной дисциплины, остаются дискуссионными и нуждаются в дальнейшем исследовании.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с совершением сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка и привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Предмет исследования – нормы права, регламентирующие вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел.

Цель исследования – дать анализ нормативным основам дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел.

Названная цель реализуется в решении следующих задач:

– рассмотреть сущность, значение служебной дисциплины в органах внутренних дел и меры по ее обеспечению;

– проанализировать предмет и функции дисциплинарной практики в органах внутренних дел;

– указать механизм правового регулирования служебной дисциплины в органах внутренних дел;

– рассмотреть содержание и виды мер дисциплинарного воздействия в органах внутренних дел;

– выявить основания привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности;

– проанализировать порядок наложения и исполнения дисциплинарных взысканий.

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена тем, что ее результаты могут использоваться в практической деятельности органов милиции по предупреждению и пресечению дисциплинарных правонарушений.

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него специальные методы исследования: формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурного анализа и др.

Работа выполнена с позиций системного подхода к исследованию социально-правовых объектов.

Научная разработанность темы. Проблемам дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел посвящены отдельные аспекты работ таких авторов, как С.С. Алексеева, А.И. Коваленко, С.А Комарова, И.С. Самощенко, рассматривающих данную проблему с точки зрения теории государства и права, а также работы представителей отдельных отраслей юридической науки таких, как В.Н. Манохина, Ю.С. Адуликина, Д.Н. Бахраха, З.А. Багишаева, Д.М. Овсянко, В.Г. Розенфельда, Ю.Н. Старилова, трактующих понятие дисциплинарной ответственности с точки зрения государственного управления.

Следует также отметить диссертационные исследования Ю.А. Жуковой, О.И. Карпенко, В.В. Касюлина, Н.В. Матвеевой, посвященные проблемам государственной службы и дисциплинарной ответственности.

Основной базой исследования стали действующее дисциплинарное законодательство, нормативные акты.

Структура исследования предопределена его целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРАКТИКИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1.1           Сущность, значение служебной дисциплины в органах внутренних дел и меры по ее обеспечению


Коренные преобразования в деятельности органов милиции внесли много нового в организацию борьбы с преступностью, укрепление общественного порядка. Изменения в структуре органов, совершенствование организационных форм их работы, методов управления силами и средствами вызывают к жизни служебную дисциплину, отличную от иных видов государственной дисциплины. Своеобразный характер государственных функций, выполняемых лицами рядового и начальствующего состава органов милиции, также определяет ряд существенных особенностей их служебной дисциплины.[2]

В Толковом словаре В. И. Даля дисциплина определяется как повиновение, послушание, порядок подчиненности[3].

Дисциплина, по словам Д. А. Гавриленко, означает подчинение участников совместных действий установленному порядку и единому руководству[4].

Дисциплину в зависимости от характера регулируемых общественных отношений различных социальных систем, базирующихся на той или иной форме собственности, можно разграничить на общественную и государственную.

Деятельность субъектов общественных отношений определяется не только правовыми, но и другими социальными нормами. Общественная дисциплина многогранна и сложна. Это явление комплексное, поскольку во всех областях общественных отношений одновременно и в неразрывном единстве действуют различные социальные нормы. Государственная дисциплина имеет достаточное освещение в юридической литературе и в различных аспектах. Этим и объясняются неодинаковые формулировки, даваемые в научных трудах о понятии государственной дисциплины.

Как отмечает В.М. Манохин, сущность государственной дисциплины состоит в практическом, реальном исполнении тех норм и основанных на них конкретных предписаний, которые исходят от государства в лице его органов и должностных лиц[5].

По сферам трудовой деятельности дисциплину в государственных органах и организациях можно классифицировать на служебную, воинскую, трудовую, учебную и др. Одной из отраслевых разновидностей государственной дисциплины является служебная дисциплина. Согласно закрепленному в Положении о службе в органах внутренних дел определению, служебная дисциплина – это соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий[6]. На основе результатов исследования нормативных правовых актов, в первую очередь Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ 23 декабря 1992 г.[7], а также научной литературы, в которой в той или иной степени рассматривается феномен служебной дисциплины сотрудников милиции[8], мы можем выделить следующие ее особенности. Служебная дисциплина сотрудников милиции:

1) основывается на строгом единоначалии;

2) предполагает глубокое понимание сотрудниками милиции своего служебного долга и личной ответственное-то за исполнение служебных обязанностей;

3) отличается характером власти и подчинения; требует безусловного соблюдения порядка и правил, установленных законами и иными нормативными актами;

4) предусматривает применение специальных мер дисциплинарного воздействия на сотрудников;

5) предоставляет начальникам органов, учреждений и подразделений больший объем дисциплинарной власти, чем руководителям других государственных органов;

6) строится на основе установленных государством строгих правил служебного этикета и атрибутики;

7) распространяется не только на служебную деятельность сотрудников, но в ряде случаев и на их поведение вне службы;

8) предъявляет значительно более высокие требования к сотрудникам, нежели трудовая – к работникам.

Рассмотрим названные особенности служебной дисциплины сотрудников милиции более детально.

1. В юридической литературе в качестве важного условия поддержания служебной дисциплины в милиции и ее атрибута выделяется институт единоначалия[9]. Однако понятия «единоначалие» и «институт единоначалия» в настоящее время носят пока только доктринальный характер. Никаким нормативным актом, регулирующим государственную службу и дисциплину, он не определяется. В научных работах, начиная со средины XX столетия единоначалие как особенность служебной дисциплины сотрудников милиции стало изучаться тогда, когда служебная дисциплина однозначно устанавливалась «применительно к воинской». Хотя неполное единоначалие в РККА было введено еще 22 апреля 1918 г. декретом ВЦИК от 22 апреля 1918г.[10], а полное – приказом Реввоенсовета СССР № 234 от 2 марта 1925 г. Нормативное закрепление полного единоначалия в органах милиции произошло в начале 1930 г.[11]

Впервые это было установлено Положением о советской милиции, утвержденным в 1962 году[12], и закреплено в ст. 1 Дисциплинарного устава органов внутренних дел, утвержденного Указом Президиума ВС СССР от 30 марта 1971 г.[13]

При единоначалии достигается безусловное и строжайшее единство воли и обеспечивается наилучшее использование возможностей органа, подразделения, учреждения. Органы милиции, призванные стоять на страже правопорядка, могут успешно решать эти важнейшие государственные вопросы лишь при условии абсолютной согласованности действий личного состава. Такая согласованность достигается благодаря максимальному единству воли и деятельности и является необходимым условием их мобильности, организованности и оперативности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты