Во-первых, действия работника должны быть противоправными, то есть нарушать законодательство, либо локальные нормативные акты, либо требования трудового договора.
Во-вторых, действия работника причинили вред работодателю независимо от его характера. Это может быть имущественный ущерб либо вред, нанесенный порядку, существующему в организации.
В-третьих, вина. При отсутствии вины работника привлечение его к ответственности недопустимо.
Также в работе проанализирован порядок наложения и исполнения дисциплинарных взысканий.
До наложения взыскания от сотрудника ОВД согласно ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.
Наложено дисциплинарное взыскание должно быть до истечения 10 суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном дисциплинарном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении – не позднее 1 месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения судом, иным компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения (не считая времени болезни виновного сотрудника ОВД или нахождения его в отпуске).[92]
Однако дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника ОВД либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более 6 месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – более 2 лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника ОВД в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.
Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение, как правило, немедленно либо через определенный срок, но не позднее 1 месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. Служебная дисциплина сотрудников внутренних дел есть точное и неуклонное соблюдение сотрудниками органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, обязательств, предусмотренных контрактом о службе, приказов прямых и непосредственного начальников, а также положений Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Преимущество данного определения заключается, на наш взгляд в том, что в нем учтены этические требования, предъявляемые к сотрудникам внутренних дел.
2. На основе результатов исследования нормативных правовых актов, в первую очередь Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ 23 декабря 1992 г.[93], а также научной литературы[94], в которой в той или иной степени рассматривается феномен служебной дисциплины сотрудников милиции, мы можем выделить следующие ее особенности. Служебная дисциплина сотрудников милиции:
1) основывается на строгом единоначалии;
2) предполагает глубокое понимание сотрудниками милиции своего служебного долга и личной ответственное-то за исполнение служебных обязанностей;
3) отличается характером власти и подчинения; требует безусловного соблюдения порядка и правил, установленных законами и иными нормативными актами;
4) предусматривает применение специальных мер дисциплинарного воздействия на сотрудников;
5) предоставляет начальникам органов, учреждений и подразделений больший объем дисциплинарной власти, чем руководителям других государственных органов;
6) строится на основе установленных государством строгих правил служебного этикета и атрибутики;
7) распространяется не только на служебную деятельность сотрудников, но в ряде случаев и на их поведение вне службы;
8) предъявляет значительно более высокие требования к сотрудникам, нежели трудовая – к работникам.
3. Основной особенностью служебной дисциплины в органах внутренних дел является ее специальное нормативное регулирование. Правовую основу служебной дисциплины составляют федеральные законы, регламентирующие деятельность органов внутренних дел, Положение о службе в органах внутренних дел Российской федерации, Присяга, контракт о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, приказы Министра внутренних дел Российской Федерации и прямых начальников.
4. Дисциплинарная практика органов внутренних дел – это основанная на законах юридическая деятельность начальников органов внутренних дел и их подразделений в процессе оценки служебной дисциплины подчиненных, выраженная в форме издания индивидуальных правовых актов по применению мер дисциплинарных поощрений и взысканий, объективированная в статистической информации.
5. Функции дисциплинарной практики проявляются на двух уровнях:
– на внешнем, когда роль, которую выполняет социальный институт или система относительно потребностей или интересов всей социальной системы государства, общества, т.е. организации (системы) более высокого уровня. Так, институт дисциплинарной практики в органах внутренних дел, являясь типом практики юридической, выполняет свою роль внутри системы органов исполнительной власти;
– на внутреннем – когда роль, которая ставится в зависимость и наблюдается между различными компонентами единого социального процесса, когда изменения одной части системы оказываются производными от изменений в другой ее части. Например, изменив (ужесточив или ослабив) нормы дисциплинарной ответственности за какой-либо вид дисциплинарных проступков, правомерно и логично ожидать изменений в правоотношениях субъектов дисциплинарной практики.
Кроме общесоциальных можно выделить две основные собственно юридические функции дисциплинарной практики: регулятивную и охранительную.
6. Таким образом, рассмотрение дисциплинарной практики органов внутренних дел позволяет сделать вывод о том, что:
– функции дисциплинарной практики – это относительно обособленные направления однородного ее воздействия на субъективную и объективную реальность, в которых конкретизируется ее природа, проявляются динамизм, творчески преображающий характер, социально-правовое назначение, место и роль в правовой системе (жизни) общества;
– в функциях выражается сущность дисциплинарной практики, особенности ее отдельных сторон и свойств. Изменение функций влияет на структуру дисциплинарной практики, определенные элементы, ее содержания и формы;
– в функциях особенно четко проявляется организационно-конструктивный и динамичный характер дисциплинарной практики, способность связывать воедино ее разнообразные элементы, формировать нормативную базу, объяснять и конкретизировать правовые предписания, обеспечивать их интеграцию и реализацию.
7. Процедура наложения дисциплинарного взыскания должна включать следующие стадии:
1) выявление дисциплинарного проступка и расследование дела.
2) вынесение решения о необходимости привлечения сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности и выбор применяемой меры ответственности.
3) исполнение дисциплинарного взыскания.
4) обжалование взыскания.
5) прекращение дисциплинарного дела в связи с окончанием срока действия дисциплинарного взыскания или досрочным его снятием.
8. В соответствии с требованиями п. 13.4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации[95] взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины.
9. Состав дисциплинарного проступка включает в себя четыре элемента:
субъект (сотрудник органов внутренних дел),
субъективная сторона (вина сотрудника органов внутренних дел),
объект (общественные отношения, складывающиеся в связи с выполнением задач, возложенных на сотрудников органов внутренних дел отношения, связанные с соблюдением служебной дисциплины, а также морально-нравственных установлений в органах внутренних дел),
объективная сторона (конкретное действие или бездействие сотрудников органов внутренних дел, которое нарушает служебную дисциплину).
10. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое. При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины сотрудника в совершенном проступке).
Крайней мерой дисциплинарного взыскания признается увольнение из органов внутренних дел.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие предложения и рекомендации:
1. Недостаточная эффективность как положительного, так и отрицательного стимулирования вызывается, по нашему мнению следующими причинами:
– запаздыванием стимулирования, особенно положительного (В среднем поощрения за качественно выполняемую работу, проявленную инициативу, упорство, большой объем проделанной работы и т.д. сотрудники получают спустя 4-5 дней, а в отдельных случаях и немного позже);
– отсутствием морального поощрения за какие-то действия, работу и т.д., которые по своей значимости не являются существенными и в силу этого, с одной стороны не могут служить основанием для серьезного поощрения, но с другой - отражают происходящие у сотрудников изменения в лучшую сторону в отношении к выполнению данного им поручения, в качестве выполняемой работы, ответственности в ситуации, когда можно было от нее и уклониться и т.д.;
– отсутствием у сотрудников при получении ими премий по итогам деятельности за квартал, полугодие, год ощущения связи этих поощрений с индивидуальным их вкладом в общие результаты деятельности;
– недостаточной объективностью руководителей при исполнении ими санкций на своих подчиненных.
Мы считаем, что для укрепления служебной дисциплины в органах внутренних дел необходимо конкретизировать основания применения всех форм поощрения и санкций и более детально урегулировать порядок применения к сотрудникам мер дисциплинарного воздействия.
2. Целесообразно рекомендовать руководителям для достижения позитивных результатов в укреплении дисциплины:
– раскрывать нравственное положение норм служебной дисциплины, этикета, такта, профессионально-ориентированного поведения;
– обеспечить поддержание в органах внутренних дел уставного порядка, четкой регламентации деятельности личного состава, систематически повторяемых действий, приучающих к служебной дисциплине (развод, инструктаж, занятия, доклад о выполнении, разбор, подведение итогов);
– добиваться выработки у личного состава привычки к организованности, пунктуальности, безупречности поведения;
– использовать коллективное и общественное мнение, моральные санкции и силу группового мнения, собраний, общественных организаций, комиссий, советов ветеранов, наставников;
– обеспечить адекватное использование дисциплинарной практики.
Для выполнения данных предложений необходимо совершенствование правовых нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательные и другие официальные материалы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13