Нормы права, регламентирующие вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел

Наложенное на сотрудника дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

Наложенное дисциплинарное взыскание сотрудником милиции может быть обжаловано в суд[80] и (или) вышестоящему в порядке подчиненности начальнику. Между тем подача такой жалобы не приостанавливает приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания.

Однако зависимость между дисциплинарным проступком и дисциплинарным взысканием не объясняет наказуемости, не отвечает на вопрос, почему виновного следует наказывать, привлекать к дисциплинарной ответственности. Командир (начальник) имеет определенные дозволения, связанные с применением дисциплинарного взыскания. Подводя итог данному параграфу, отметим, что основанием дисциплинарной ответственности является нарушение сотрудниками органов внутренних дел служебной дисциплины, выраженное в дисциплинарном проступке. Дисциплинарный проступок можно определить как неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником органов внутренних дел по его вине возложенных на него должностных обязанностей, не соблюдение требований морали и нравственности, предъявляемых к субъектам правоохранительной деятельности международными правовыми актами и обществом в целом, не влекущее уголовной ответственности.

2.3 Дисциплинарное производство. Порядок наложения и исполнения дисциплинарных взысканий

Конституционное закрепление административного судопроизводства в качестве самостоятельной формы правосудия[81] позволяет констатировать надобность законодательного развития такого важного процессуального института, как дисциплинарное производство. По традиции отечественной науки дисциплинарное производство рассматривается в рамках административного процесса. Поэтому формирование модели дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел должно осуществляться с учетом особенностей данного вида судопроизводства.

Вопросы о привлечении сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности решаются в ходе дисциплинарного производства. Под дисциплинарным производством в юридической литературе понимаются нормативно установление порядок и формы осуществления юридических действий рассмотрения и разрешения дисциплинарных проступков, а также юридические формы результатов соответствующих процессуальных действий.[82]

Правовую основу дисциплинарного производства в отношении сотрудников органов внутренних дел составляют Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и раздел 13 Инструкции о порядке применения данного Положения.

Еще в 1888 году Н.О. Куплевасский писал: «Дисциплинарное разбирательство часто не имеет в виду взыскание за проступок, а имеет в виду разрешение спорного вопроса – совместимо ли данное положение служащего лица с обязанностями службы, или нет. Под дисциплинарными взысканиями разумеются такие, которые налагаются или для того, чтобы направить данное должностное лицо на путь, требуемый его долгом, то есть с целью улучшения его для государственной службы, или же, в крайних случаях, для того, чтобы очистить среду должностных лиц путем удаления из нее лиц, по нравственным качествам непригодных».[83]

Всемерное укрепление законности и дисциплины является одной из важнейших задач руководителей органов внутренних дел и их подразделений. При нарушении служебной дисциплины подчиненным сотрудником начальник обязан предупредить его о недопустимости таких действий, а при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени вины, провести служебную проверку, наложить на виновного дисциплинарное взыскание или передать материалы о проступке на рассмотрение суда чести.

В российском законодательстве термины «расследование» и «служебное расследование» употребляются в уголовном и административном процессах. В уголовном процессе этот термин обозначает понятие форм предварительного расследования (ст. 150 УПК РФ). Названные термины закреплены также в позитивном (правоприменительном) и юрисдикционном видах административного процесса.

КоАП РФ содержит ст. 28.7 «Административное расследование», определяющую порядок этой процедуры. Дисциплинарное (или кадровое) производство, представляющее собой вид административно-юрисдикционного процесса, включает такую стадию, как возбуждение дела о дисциплинарном проступке (служебное расследование).

Термин «расследование» определяет большую группу производств позитивного процесса по установлению причин происшествий природного и техногенного характера. При этом единого понимания этого термина в различных нормативных актах, регулирующих производство расследования, нет. Трудовым кодексом РФ узаконено расследование несчастных случаев на производстве. Появилась новая форма расследования – парламентское.

Процедура наложения дисциплинарного взыскания должна включать следующие стадии:

1) выявление дисциплинарного проступка и расследование дела.

2) вынесение решения о необходимости привлечения сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности и выбор применяемой меры ответственности.

3) исполнение дисциплинарного взыскания.

4) обжалование взыскания.

5) прекращение дисциплинарного дела в связи с окончанием срока действия дисциплинарного взыскания или досрочным его снятием.[84]

1). На стадии выявления дисциплинарного проступка и расследования представитель нанимателя до применения дисциплинарного взыскания должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме (согласно ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел). При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.[85]

Затребовав указанное объяснение, представитель нанимателя сможет установить в действиях работника вину, правильно оценить ее степень, выявить причины и обстоятельства нарушения служебной дисциплины, а следовательно, и определить справедливую меру наказания. При этом отказ гражданского служащего дать указанное объяснение в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. В этом случае составляется соответствующий акт.

В работе по укреплению служебной дисциплины и законности важную роль играет обучение руководящего состава органов внутренних дел практике проведения служебных проверок. Их назначение состоит в том, чтобы обеспечить субъекта дисциплинарной Власти подробной информацией, необходимой для законного и объективного решения дела, Она может иметь место лишь при наличии данных, указывающих на совершение лицом дисциплинарного или иного проступка. С целью обучения личного состава ОВД методике и порядку проведения служебных проверок учебными заведениями ОВД периодически издаются методические рекомендации о порядке проведения служебных проверок.

Задачами служебной проверки в органах внутренних дел являются:

– полное, объективное и всестороннее исследование обстоятельств нарушения служебной дисциплины или иных правонарушений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел;

– выявление причин и условий, способствовавших их совершению;

– установление виновных и обеспечение правильного применения действующих нормативных актов с тем, чтобы каждый, совершивший нарушение, был подвергнут справедливому наказанию[86] и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.

К проведению служебных проверок в первую очередь привлекаются руководители, сотрудники кадровых аппаратов, службы собственной безопасности. В отдельных случаях на основании письменного приказа или распоряжения их можно поручать сотрудникам, обладающим опытом следствия или дознания, а также знающим специфику той служебной деятельности, в сфере которой совершено нарушение.

В процессе служебной проверки должны быть установлены:

1) событие и виновность сотрудника (время, место, способ и другие обстоятельства совершения проступка);

2) причастность сотрудника к совершению проступка (цели и мотивы нарушения);

3) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности нарушителя, как отягчающие, так и смягчающие его вину;

4) деловые и моральные качества лица, совершившего проступок, и другие данные, характеризующие его личность;

5) причины и условия, способствовавшие совершению данного проступка.

Для решения поставленных вопросов применяются различные методы и средства собирания доказательств. К ним относятся: получение объяснений и справок; истребование и анализ необходимых документов; назначение инвентаризации, документальной ревизии и др. Доказательства совершения сотрудником дисциплинарного проступка должны быть закреплены письменно. В необходимых случаях опрашиваются очевидцы проступка, которые могут и не являться сотрудниками данной организации. Показания свидетелей оформляются объяснительными записками на имя лица, проводившего проверку, или протоколами опроса, составляемыми со слов очевидцев и подписанными ими. В ходе проверки от сотрудника должно быть истребовано письменное объяснение.

По окончании служебной проверки должно быть подготовлено мотивированное заключение для утверждения. Служебная проверка должна быть закончена не позднее чем в месячный срок со дня поступления в орган внутренних дел заявления, жалобы, информации, сообщения о правонарушении.[87]

2). На стадии вынесения решения о необходимости привлечения сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности и выбор применяемой меры ответственности.

В отношении нарушителя служебной дисциплины избирается мера дисциплинарного взыскания, о чем издается соответствующий акт. За каждое нарушение трудовой дисциплины, как уже отмечалось, может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Однако понижение в должности (то есть фактически перевод на другую работу) как средство поддержания дисциплины (в том числе в системе государственной службы) считается в соответствии с международными нормами формой принудительного труда.

Так, в статье 2 Конвенции Международной Организации Труда № 29 «О принудительном или обязательном труде»[88] под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Статья 1 Конвенции Международной Организации Труда № 105 «Об упразднении принудительного труда»[89] обязывает каждого Члена Международной Организации Труда, ратифицировавшего настоящую Конвенцию, упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме, в том числе в качестве поддержания трудовой дисциплины. Кроме того, в Российской Федерации принудительный труд запрещен Конституцией (п. 2 ст. 37).

Дисциплинарные взыскания объявляются приказами лично, перед строем или на собрании (совещании). Замечание и выговор могут быть объявлены устно (без вынесения соответствующего приказа).

Наложено дисциплинарное взыскание должно быть до истечения 10 суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном дисциплинарном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении – не позднее 1 месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения судом, иным компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения (не считая времени болезни виновного сотрудника ОВД или нахождения его в отпуске)[90].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты