Законодательство РФ, возложив на начальников органов и подразделений внутренних дел ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, уровень профессиональной, служебной и государственной подготовки, предоставило им широкие полномочия по поддержанию порядка и служебной дисциплины. Это объясняется тем, что нарушение служебной дисциплины сотрудниками милиции обладает в ряде случаев значительно большей степенью общественной опасности, чем нарушение, совершенное работником любой организации.
6. Специфическим свойством дисциплины в органах внутренних дел является то, что она строится на основе установленных законодателем и министром внутренних дел РФ строгих правил этикета и атрибутики[22], которые включают в себя наличие специальных званий[23], правила отдания чести и ношения единой формы одежды установленного образца.
Старшие по специальному званию и по должности, а при равных должностях старшие по специальному званию во всех случаях обязаны требовать от младших по специальному званию соблюдения ими дисциплины, формы одежды и правил отдания чести[24].
Сотрудникам милиции выдается форменная одежда – комплект предметов обмундирования и знаков различия. Образцы одежды утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. № 445 «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, имеющих специальные звания милиции или юстиции».[25]
Дисциплинированность сотрудника должна проявляться и в таких внешних признаках, как подтянутость, чистота и аккуратность. Внешняя подтянутость является проявлением внутренней организованности и дисциплинированности всех лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
И, наконец, служебная дисциплина предполагает отношения между сотрудниками, построенные на основе строгой субординации или подчинения младших старшим.
7. Особенность служебной дисциплины сотрудников милиции состоит и в том, что она распространяется не только на их служебную деятельность, но и на их поведение вне службы. Если, например, правила трудовой дисциплины действуют только во время выполнения работником своей трудовой функции и не регулируют его поведение вне организации, то служебная дисциплина требует определенного поведения сотрудника милиции в ряде случаев и не при исполнении служебных обязанностей. Такая норма сформулирована в п. 9 Кодекса чести рядового и начальствующего состава, которая дословно гласит: «Всем своим поведением подавать пример высокой порядочности и этичного обращения с окружающими как на службе, так и в семье и в быту».[26]
Это, конечно, не значит, что служебная дисциплина распространяет свое действие на всю внеслужебную деятельность сотрудников милиции. Она устанавливает правила поведения только в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения служебной дисциплины в объективном смысле, нравственно-правовых взаимоотношений сотрудников между собой и с населением, а также вытекает из задач службы милиции, способствует их выполнению.
Так, ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гласит, что сотрудники органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение службы в указанных органах. В соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ к сотрудникам органов внутренних дел не может быть применено административное наказание в виде административного ареста.
8. В отличие от трудовой дисциплины требования служебной дисциплины к сотрудникам милиции значительно более высокие, нежели трудовой к работникам. Более высокие требования к служебной дисциплине сотрудника определяются нормами, сформулированными в тексте Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Верховным Советом РФ 23 декабря 1992 г. В соответствии с Присягой, которую дает при поступлении на службу в милицию каждый гражданин, сотрудник обязан: достойно переносить связанные со службой в органах внутренних дел трудности; быть честным, мужественным, бдительным сотрудником; не щадить своей жизни при охране установленного Конституцией и законами РФ правового порядка.[27]
Подобных требований не содержит ни трудовая, ни другие виды государственной дисциплины, кроме воинской.
Сущность служебной дисциплины может быть выявлена, на наш взгляд, на основе признания ее комплексного характера. Поэтому служебную дисциплину можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как совокупность правовых норм, устанавливающих служебные обязанности, права и ограничения для государственных служащих; во-вторых, как практическое соблюдение этих правил, т.е. в объективном и субъективном смыслах.
К основным условиям, обеспечивающим служебную дисциплину, можно отнести:
1) персональную ответственность государственного служащего за исполнение должностных обязанностей;
2) соблюдение государственными служащими законов и иных нормативных актов, устанавливающих формы, методы и содержание управленческой деятельности, административных процедур;
3) соблюдение правил внутреннего распорядка в государственном органе;
4) соблюдение установленного порядка работы со служебной информацией;
5) признание, обеспечение и правовую защиту прав и свобод граждан; корректное поведение при исполнении должностных обязанностей;
6) постоянное соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к занимаемой государственной должности государственной службы; поддержание каждым государственным служащим уровня квалификации, необходимого для исполнения своих должностных обязанностей;
7) постоянный контроль руководителя государственного органа за исполнением подчиненными должностными лицами и государственными служащими своих должностных обязанностей; умелое, справедливое, обоснованное и законное применение руководителем государственного органа по отношению к подчиненным мер стимулирования (поощрения) и дисциплинарной ответственности.
В результате анализа высказанных в литературе взглядов на понятие дисциплины и ее значение, мы пришли к выводу, что служебная дисциплина в органах внутренних дел – это особый вид государственной дисциплины, система общественных отношений, субъектами которых являются сотрудники органов внутренних дел, строго и точно соблюдающие должностные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, приказами Министра внутренних дел Российской Федерации и прямых начальников, реализующие свои полномочия и соблюдающие ограничения в процессе профессиональной деятельности.
1.2 Механизм правового регулирования служебной дисциплины в органах внутренних дел
служебная дисциплина орган внутренних дел
В теории права метод правового регулирования понимается как совокупность приемов и способов, используемых при регламентации конкретных общественных отношений для достижения определенных целей.[28] Одним из основных методов является административно-правовой. Он применяется для регулирования управленческих отношений, где субъекты права чаще всего находятся в соподчиненном отношении друг к другу. Объем их взаимных прав и обязанностей определяется нормативными актами, а не взаимными соглашениями, как это присуще гражданско-правовому методу.
В научной литературе традиционно используется понятие «механизм административно-правого регулирования», представляющий собой «систему административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества»[29]. При этом в его структуру включаются такие элементы (средства), как нормы административного права и его принципы, объективированные в законах и других нормативных актах, акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами и акты их применения, а также административно-правовые отношения. Профессор Ю.Н. Старилов говорит «о системе административно-правового регулирования, элементами которой являются административно-правовые нормы, их применение субъектами права, в процессе которого… субъекты занимаются толкованием норм административного права и, наконец, административно-правовые отношения».[30]
Обобщая суждения ученых о понятии и структуре правового регулирования, можно сделать вывод о том, что административно-правовое регулирование служебной дисциплиной в органах внутренних дел представляет собой основанный на законах и других нормативно-правовых актах процесс последовательного использования субъектами дисциплинарной практики административно-правовых средств для достижения целей укрепления служебной дисциплины.
Первым элементом правового регулирования является административно-правовая норма. Комплексное исследование назначения и характера правовых норм, регулирующих отношения служебной дисциплины в органах внутренних дел, позволяет систематизировать их на следующие группы.[31]
Нормы поощрительные (стимулирующие), которые несут в себе воспитательную нагрузку. Особое место в системе норм государственного поощрения занимает Положение о государственных наградах Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. № 442[32], в котором говорится, что государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан. А в ст. 36 Положения о службе в органах внутренних дел записано, что «за особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации».[33]
Вторая группа норм – это нормы, имеющие охранительные назначения, которые устанавливают виды юридической ответственности (дисциплинарную и материальную) за нарушение дисциплины и законности в сфере деятельности органов внутренних дел. Нормы дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел в основном сконцентрированы в Положении о службе в органах внутренних дел.
Третья группа норм – дисциплинарно-процессуальные. Прежде всего, это нормы, определяющие порядок дисциплинарного производства, приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений сотрудников органов внутренних дел и т.п.
Следующим рассматриваемым элементом механизма правового регулирования являются акты применения. Действующим законодательством не установлены единые для дисциплинарной ответственности форма и содержание решений о наложении взыскания. Дисциплинарная ответственность реализуется в дисциплинарных взысканиях, которые устанавливаются: 1) федеральными законами; 2) законами субъектов РФ; 3) Трудовым кодексом РФ; 4) дисциплинарными уставами и специальными положениями о дисциплине; 5) правилами внутреннего трудового распорядка.[34] Анализируя нормативно правовые акты можно прийти к выводу, что ими может быть, приказ.
Федеральным законодательством не определен порядок толкования норм дисциплинарного права, применяемых в органах внутренних дел.
Что касается актов толкования дисциплинарных норм, применяемых в органах внутренних дел, то к ним в первую очередь необходимо отнести Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации[35], цель которой – раскрытие, развертывание содержания норм Положения для приближения их к конкретной ситуации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13