Основные понятия и функции государства и права

Полномочия Государственной Думы делятся на 3 группы:

а) исключительные полномочия (ст.103) дача согласия Президенту на назначение Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и половины состава аудиторов, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента для отречения его от должности;

б) законодательные полномочия Государственная Дума реализует в форме принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов. Конституционные законы - по таким вопросам, как режим чрезвычайного положения, принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъекта Российской Федерации, описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна, референдум, режим военного положения, порядок деятельности Правительства.

Структура Государственной Думы

Избирается Председатель, первым заместителем и еще заместителем. В составе Государственной Думы создаются депутатские объединения - фракции и депутатские группы. Их цель - совместная деятельность и выражение единой позиции по вопросам, рассматриваемых в Государственной Думе. Комитеты - это структурные подразделения Государственной Думы. Существуют и аппараты.

Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания.

В Конституции (ст.101) предусматривается право создания комитетов и комиссий. Палаты очень активно пользуются этим предоставленным им Конституционным правом.

Комитеты - это постоянно действующие органы палат. Одни из них имеют отраслевую направленность, другие функциональную, т.е. создается для рассмотрения специальных вопросов.

Комиссии - это структуры палат, носящие временный характер и созданные для выполнения определенных задач (н., комиссии для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах; для подсчета результатов тайного голосования).

Рабочие группы - для подготовки рассматриваемых вопросов и организаций парламентских слушаний.

Статус депутата. Термин "депутат" означает "посланник". Его задача - участвовать в законотворчестве и осуществлении парламентом других функций. Мандат депутата свободный. Это означает, что он, представляя интересы всего народа, связан лишь Конституцией и своей совестью, которая должна ему подсказывать, как обращаться в конкретных случаях следует решать те или иные общефедеральные проблемы.

Права депутата:

1.                 право участвовать в работе своей палаты и ее органов;

2.                 право на выступления;

3.                 право присутствовать на заседаниях другой палаты и ее органов;

4.                 право на получение необходимой информации;

5.                 право на запросы Правительству и его членам;

6.                 право на содержание вспомогательного персонала;

7.                 право законодательной инициативы;

8.                 право предлагать решения палаты и ее органов;

9.                 право вести прием граждан, принимать меры по обеспечению прав избирателей, рассматривать их жалобы;

10.            право информировать народ о своей работе, работе парламента, в том числе и через средства массовой информации;

11.            право безотлагательного приема руководителями, должностными лицами государственных органов и организаций;

12.            право на неприкосновенность. Она имеет цель оградить депутата от административного и уголовного преследования со стороны исполнительной власти под ложным предлогом. Но, с другой стороны, право на неприкосновенность депутата может стать укрытием для преступников. Вот почему необходимо дальнейшая нормативная проработка этого права депутата.

Обязанности:

1.                 обязан соблюдать депутатскую этику (не употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, не допускать необоснованных обвинений в чей либо адрес);

2.                 обязан предоставлять в налоговые органы и палату Федерального Собрания декларацию о доходах и изменениях своего имущественного положения;

3.                 обязан не разглашать секретные сведения;

4.                 обязанность соблюдать запрет на одновременное членство в другой палате;

5.                 обязанность не заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности.

В целом, статус депутата довольно высок и для его реализации требуются немалые средства, поступающие от налогоплательщиков. Вот почему, в процессе избирательной компании следует всем внимательно изучать кандидатов в депутаты на предмет того, достойны ли они носить этот высокий статус.

Правительство Российской Федерации

Ст.110 Конституции Российской Федерации называет Правительство Российской Федерации органом, стоящим во главе исполнительной власти. Однако, это не совсем верно, поскольку решения Правительства могут быть отменены Президентом Российской Федерации, т.к. именно Президент формирует Правительство Российской Федерации. Тем не менее основным органом исполнительной власти выше следует назвать Правительство, поскольку оно является органом общей компетенции и осуществляет непосредственное оперативное руководство хозяйственной и иными сферами жизни страны.

Правительство - это коллегиальный орган. В него входят: Председатель Правительства, его Заместители и федеральные министры, а также председатели федеральных служб в ранге министерств. Непосредственно возглавляет и организует работу Правительства его Председатель.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство может уйти в отставку: по инициативе Президента или по собственной инициативе. Наряду с коллективистской отставкой может выйти в отставку и отдельный член правительства, также либо по своей инициативе, либо по инициативе Президента.

Структуру Правительства определяет Президент Российской Федерации и

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года "О Правительстве Российской Федерации".

Компетенция Правительства Российской Федерации:

1)                осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, охране собственности, общего порядка, борьбе с преступностью;

2)                реализует внешнюю политику Российской Федерации;

3)                разрабатывает программы и реализует единую политику в сферах экономического развития, здравоохранения, науки, образования, культуры, социального обеспечения;

4)                разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

5)                обеспечивает меры по охране всех форм собственности, управляет государственной собственностью, содействует развитию предпринимательства и т.д.

Если Государственная Дума отклоняет предложенную кандидатуру Председателя и делает это троекратно, то Президент своей волей назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Заседания Правительства проводятся его Председателем систематически, но не реже одного раза в месяц и носит открытый характер.

Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Имея такую широкую компетенцию, Правительство способно хорошо видеть общую картину в стране. Вот почему ему принадлежит право законодательной инициативы и, надо отметить, что оно им активно пользуется.

Реализация полномочий Правительства облекается в документальную форму. Оно издает постановления, имеющие нормативный характер и принимаемые по наиболее важным вопросам. Акты по оперативным и инициативным текущим вопросам, имеющие индивидуальный характер, издаются в форме распоряжений. Постановления и распоряжения в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Органы судебной власти Российской Федерации.

Судебная власть возложена на совокупность судебных органов от низовых до верховных. Совокупность судов именуется юстицией (от лат. слово - справедливость).

Особенности судебной власти.

1.                 Судебная власть осуществляется только судом (ст.118).

2.                 Судебной деятельностью вправе заниматься граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 месяцев.

3.                 Судьи независимы и подчиняются только закону.

4.                 Судьи несменяемы.

5.                 Судьи неприкосновенны.

6.                 Судебное разбирательство является открытым.

7.                 Не допускается заочное рассмотрение уголовных дел.

8.                 Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

9.                 Судопроизводство осуществляется в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей (речь идет о наиболее тяжких преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь).

Центральные органы федеральной исполнительной власти.

К ним относятся федеральные министерства и инициативные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры). Н, на уровне Российской Федерации осуществляется деятельность Министерства промышленности и торговли, Министерства экономики, Министерства юстиции, Государственной налоговой службы. В настоящее время (данные на 1998 год) осуществляет деятельность 61 федерального органа исполнительной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты