Основные понятия и функции государства и права

По мере сглаживания внутренних конфликтов в странах Западной Европы, и отхода властей от авторитарных методов правления, произошло соединение идей социального и правового государства. Российская Конституция, учитывая этот опыт, определяет наше государство как социальное и как правовое.

Пути формирования правового государства в России.

Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906-1907гг, что было связано с начавшимся в эти годы процессом ее перехода к конституционному строю.

В 1917 г. возникли Советское государство, его первая Конституция 1918г. закрепляла диктатуру пролетариата, власть, которая не связана законами. В этих условия о правовом государстве разговор был неуместен.

Лишь в конце 80-х годов стало возможным сколько-нибудь серьезно вести речь о необходимости создания правового государства.

1. Одно из направлений решения этой задачи - дальнейшее реформирование всей системы государственной власти, в основе которых - принцип разделения властей, закрепленный впервые у нас в ст.13 Декларации о государственном суверенитете РФ от 12 июня 1990г.


Новая конституция (ст.10) закрепляет это разделение.


Президент РФ (ст.80)                        Федеральное Собрание                  Правительство РФ и суды РФ


2. Проведением судебной реформы: утверждение судебной власти как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной.

3. В правовом государстве человек, его права и свободы - высшая ценность. Крупнейший русский философ Н. Бердяев отметил: идея класса убила в России идею человека. Дальнейший ход истории показал, что личность так и не стала чем-то самостоятельным в нашей стране. Человек рассматривался лишь как винтик огромной машины - административной управленческой системы. Обеспечение прав и свобод личности оставалось на втором плане.

Принятая Верховным Советом РФ в 1991г Декларация прав и свобод человека и гражданина, новая Конституция исходит из того, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти.

4. В качестве одной из важнейших задач связанных с формированием правового государства следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой, по существу, правовой системы. Последнее время были приняты многочисленные законодательные акты. Это Декларация о государственном суверенитете РФ, Декларация прав и свобод гражданина, закон о гражданстве и др.12 декабря 1993г путем всенародного голосования была принята новая Конституция РФ.

5. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, партии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе политического плюрализма. Необходимо избавиться от того правового нигилизма, который отчетливо проявился не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение Конституции всеми членами общества, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического правового государства.

Конституция России 1993 г.

В любой стране провозглашение новой Конституции знаменует важную поворотную веху в истории этой страны. Новая Конституция - это зеркало глубоких изменений в самих основах жизни государства. С этой точки зрения Российская Конституция - не исключение и принята она была для того, чтобы юридически закрепить уже произошедшие перемены и расчистить путь для новых.

Конституция юридически упразднила общественный строй, основанный на огосударствлении всех сторон жизни гражданина; она упразднила экономическую систему, основанную на государственной монополии на средства производства, на централизованном планировании и распределении всех богатств общества. Конституция упразднила монополию одной партии на политическую власть, подмену партийными органами всех ветвей власти. Конституция юридически сломала унитарные государственное устройство в России, которая фактически существовала под флагом Федерации.

Конституция юридически упразднила официальную идеологию и идеологический характер государства.

Она провозгласила и юридически зафиксировала, что:

1. Россия является демократическим государством, признающим права и свободы граждан, а значит гражданское общество - свободное от вмешательства и опеки государства. Не общество для государства, а государство для общества. Конституция заложила основы для местного самоуправления.

2. Экономика России основана на различных формах собственности, а частная собственность, в том числе и на землю является основной формой владения общественным богатством.

3. Россия является социальным государством, которое перераспределяет часть общественного богатства среди нуждающихся слоев населения.

4. Множественность партий и их конкуренций в борьбе за власть на законных основаниях являются необходимым условием демократии и свободы гражданского общества.

5. Россия является федеративным государством. При этом рамки федерации были значительно расширены: все национальные подразделения, а не только национальные автономии получили статус субъектов федерации. Все субъекты федерации пользуются самостоятельностью решений тех вопросов, которые можно решить без вмешательства и помощи федеральных властей и без ущерба для Федерации.

6. Россия является светским государством, нейтральным ко всем религиям и атеизму, к различным идеологиям, за исключением тех, что проповедуют насилие, расовую, социальную, национальную и религиозную рознь и поэтому запрещаются государством.

7. Россия является правовым государством, служители которого действуют в точном соответствии с Конституцией и не допускается их подмена.

Само понятие конституция в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому что в ней отсутствовала конституция в обычном понимании этого слова, т.е. нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства так и права и свободы граждан. Современная Великобритания - страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период 13-20 веков. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (т.е. представляющей единый и основной закон с внутренней структурой) можно назвать конституцию США, принятую в 1787г и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были конституции Франции, Польши (1791).

Конституционное развитие России является хотя и не столь длительным, но очень бурным. В истории РФ насчитывается 5 конституций (1918, 1925, 1937, 1978, 1993). Срок их действия небольшой - 7,12,40,15 лет. Первые четыре по своей сущности были советскими, т.е. фиктивными. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни: принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство государства. Конституция 1993г была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Ей присущи следующие особенности:

1. Это, в основном, деидеологизированный правовой документ, в котором высшей ценностью являются не интересы государства, а права и свободы человека. Из конституции исключены положения, касающиеся классового подхода в решении проблем общества. Пустопорожние положения об активной роли трудового коллектива заменены нормами, закрепляющими право частной собственности, нормами о свободе предпринимательской деятельности, о развитии рыночных отношений.

2. Конституция имеет классическую структуру, т.е. такую, которая используется при построении конституций во многих странах. Она состоит из 9 глав: "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Федеративное устройство", "Президент", "Федеральное собрание", "Правительство", "Судебная власть", "Местное самоуправление", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".

3. В Конституции провозглашается принцип разделения властей, но вместе с тем в ней устанавливается сильная роль Президента. В конечном счёте любая конституция отражает соотношение политических сил. Парламент, являющийся представительным органом народа, зародился в России недавно и пока не может взять на себя основную нагрузку по управлению обществом. Однако в действующей Конституции заложена возможность превращения Российской Федерации в парламентскую республику путём установления соответствующих конституционных норм (например, участие в формировании Правительства в соответствии с расстановкой сил в парламенте).

4. Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

5. В Конституции устанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра её положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (3/4 голосов от общего члена Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Такой сложный порядок изменения Конституции РФ установлен сознательно: главная цель любой конституции - стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.

6. Конституция РФ - это документ, рассчитанный на перспективу. В ней находят отражение положения, которые пока не претворены в жизнь, например, положение о том, что Россия - правовое государство и др. Это оправдано, потому, что общество должно видеть путь, по которому оно движется. Конституция же это не однодневный документ, а нормативный акт долговременного действия.

Система органов государственной власти Российской Федерации.

Органы государственной власти - это подразделения государственного аппарата, выполняющие функции власти и управления и наделенные для этого необходимыми полномочиями.

Совокупность прав и обязанностей гражданина Российской Федерации именуется его статусом. Совокупность прав и обязанностей государственного органа называющая его компетенций. Компетенция государственного органов существенно отличается: одни руководят промышленностью, другие - обороной и безопасностью страны и т.п.

Компетенция органов государственной власти и управления закрепляется в специальных законах и положениях. Компетенция высших органов власти - в Конституции Российской Федерации.

В зависимости от характера и их компетенции органы Российской Федерации подразделяются на следующие основные виды:

1)                органы государственной власти - Президент и Федеральное собрание;

2)                органы государственного управления - Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, ведомства, администрации государственных предприятий и учреждений.

Их называют исполнительно - распределительными органами, т.к. они осуществляют распределительную деятельность во вверенной им сфере.

3)     Органы надзора и контроля включают в себя Конституционный суд Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, которые осуществляют надзор и контроль за соблюдением Конституции, общефедеральных законов, фактическим исполнением решений государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты